Скрыть
И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих

И: Ты, Господи, в начале землю основал, и небеса, - то есть твердь, которая создана после земли, - дело рук Твоих суть.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 8-12 К Сыну же: престол Твой Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего рáди помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих. И паки: в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку́ Твоею суть небеса. та погибнут, Ты же пребывавши: и вся, якоже риза, обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют

Так как Сын не тварь, а истинное порождение, то он сказал уже не «творяй», как относительно Ангелов, а что? – «Престол Твой, Боже, в век века». Престол есть признак царства, а жезл – правосудия. - «Жезл правости». Вот и другой признак царства – «жезл Царствия» и скипетр. - «Возлюбил еси правду». Все униженное соответствует воплощению, так как плоть в состоянии переносить ничтожное. - «Сего рáди помаза Тя, Боже, Бог Твой». Боже, помазал Тебя Бог Твой. Ибо помазуется человечество Духом Святым. Не совершается оно так, как над простыми людьми, например пророками, патриархами. А помазание есть как бы полное пришествие Помазующаго. Так святой Кирилл думает. Смотри Евсевия, как сказал он, Симмах прославил это именно помазание. Посему и сказал: «помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». - «Елеем радости». Елей радования – Дух Святой. Причастники Христа – люди. Что же говорит он, это вот что. Не так, говорит, помазан Христос, как помазуются простые люди Духом Святым в меру, но всецело помазан Духом. - «И паки: в начале Ты, Господи». Для того, чтобы ты, услыхав: «егда же паки вводит Первороднаго во вселенную», не подумал, что она, как дар, после дана Отцом Сыну, показывает, что Он есть Творец ея. Но последнее понимай до воплощения, первое же после воплощения. - «Та погибнут». Ибо видимое все преобразится и в безсмертие приидет. Итак, «погибнут» – говорит относительно настоящаго вида. - «И яко одежду свиеши их». Легкость изменения их показывает. - «Ты же тойжде еси». Все, говорит, изменишь и обновишь и безсмертным сделаешь из смертнаго. Ты же безконечно живешь и пребываешь непрестанно.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих (Пс.101:26)

Дабы ты, слыша слова: когда вводит Первородного во вселенную, не подумал, что это дар, данный Ему впоследствии от Отца, показывает теперь, что Он Творец вселенной не в последнее время, но издревле. Это также против Павла Самосатского, и утверждает, что Христос, - прежде Марии, так как Он Творец твари. И против Ария, считающего Его помощником или лучше орудием, так как выше было сказано: чрез Которого и веки сотворил (стих 2). Вот здесь Он и представляется Творцом. Смотри, как соединяются вместе учение о несозданном существе и учение о домостроительстве, и иногда по причине первого - высокое, и иногда по причине второго - низкое.

Евфимий Зигабен (†1118)

И (паки): в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса

После того как Апостол сказал: егда вводить во вселенную, и указал начало бытия Его во времени (по плоти), он снова возвращается к Его превечности и и показывает, что Он по божеству Своему не только безначален, но и безконечен, и что Он не только не создан, напротив Сам есть Творец неба и земли и проч. И Ты, говорит, Господи, введенный во вселенную чрез свое вочеловечение, в начале землю основал (как и Давид сказал), т. е. Ты основал, Ты укрепил еев начале. И дела руку Твоею суть небеса, значит, что и это есть дело Твоей деятельной силы. «Небеса» же, как первый по началу творения предмет, а равно и твердь: ибо в начале, сказано, сотвори Бог небо и землю (Быт. 1:1); и далее: и назвал Бог твердь небом (Быт. 1:8).

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих

Следующий приводимый из Писания текст в доказательство превосходства Сына Божия пред Ангелами, заимствован из 101 Пс. 26-28; ближайшим образом сказанное здесь относится к Иегове, но апостолом вполне справедливо прилагается и ко Христу, Который есть Сила и Слово Божие, Которым все сотворено и Который, следовательно, совечен, единосущен и единоравен Отцу, и превосходство Которого пред всем сотворенным - безмерно и неоспоримо.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих:
они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза,
и как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».
Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

 
Относя в ст. 10–12 к Сыну Божию слова Пс.101:26–28, Апостол ещё выразительнее и определеннее обозначает Его равное и единосущное достоинство с Отцом, потому что в 101 псалме несомненно речь идёт о Боге Творце и совечности Ему Сына, причём вся прелесть образного могущества и силы вечного бытия Божия передается Апостолом во всей полноте и возможном совершенстве, что особенно рельефно сказывается в сравнении легкости свертывания одежды и видоизменения всей системы миров, которою как красивой одеждой облёкся Бог, по сотворении мира (κόσμοσ’а, т. е. красоты и славы Божией).
Представляя почти непрерывно одно псаломское свидетельство вслед за другим, Апостол как бы начертывает целую христологию Псалтири, что и понятно при том общем уважении к псалмам, которое питали к ним евреи, постоянно пользуясь ими и в домашних, и в богослужебных молитвах. Позаимствование одного стиха из Пс.109:1 псалма и потом рассудочное обращение к Пс.103:4 вносит немного существенно новых черт в христологию Псалтири, но это много вносит в высокое представление о Сыне Божием, как победителе всех врагов Его и Судье и Владыке ангелов, которые служили и служат Ему в деле спасения людей, почему их служение никак не может равняться Его служению, как наивысшему и окончательному, имеющему кончиться наделением одних богатым небесным наследием, а других лишением всех прав и достоинств.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

И еще в Писании говорится о Сыне, что Он по существу равен Богу Отцу - есть Господь. Вначале сотворил небо и землю, и будет неизменно существовать и тогда, когда небо и земля обветшают, как одежда, и разрушатся, или изменятся в другую форму, в другой вид по воле Его (см. Пс. 101:26-28). Следовательно, Сын Божий, как Богочеловек, Ходатай Нового Завета по свидетельству Писания, есть Царь правды - Бог блаженный. И царство Его вечное, праведное и блаженное. И по существу своему Он есть Господь - Творец мира, неизменяемый и вечный.

Кто же ангелы в сравнении с Ним?

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible