Скрыть
и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли;

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

И отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух; дабы ты знал, что Я Господь (Бог) среди (всей) земли.
Ст. 22 «Отделю землю Гессем». Здесь впервые отделяется земля Гессем от Египта, и в ней самые Египтяне приучаются видеть землю, покровительствуемую страшным Богом Израилевым, посылающим бедствия на Египет за несправедливость его к Израилю. Фараон должен был быть в особенности поражен этим обстоятельством, и понять в сердце своем, что «Иегова есть Бог над землею». Фараон (гов. О. Герл.) видит, что Властелин земли не местные боги Египта, а Он, карающий и милующий, в руках которого все многообразные силы природы, обоготворяемые Египтянами. Если в таинственных ученьях жрецов Египетских, в особенности в древнейших манускриптах XI и ХИ династии (см. das Todtenbuch) и высказывалось чистое учение монотеизма, прикрытое однако для толпы аллегориями и символами, то, по всей вероятности, после туранского влияния идея эта померкла, и если сохранялась жрецами, то вероятно только, как в философских школах Греции и Сицилии, под покровом страшной тайны, не сообщаемой никому. Заметим кстати, что мудрые Фараоны ХII династии, принимавшие благословение от Патриарха Иакова, по-видимому, стояли ближе к касте мудрецов и высших жрецов, вероятно, кланявшихся Единому Богу. Самое облечение Иосифа в сан мудреца, доказывает это.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-23 и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение

Освобождение от казни земли Гесем должно было указывать фараону на абсолютную, не признаваемую им, силу Бога Израилева. Он губит Египет, Его власть над этой страной неустранима человеческими усилиями (25), и в то же время щадит народ Свой, является властным национальным Богом, на что ранее указывалось царю. Если при поражении новой казнью как Египта, так и Гесема фараон мог подумать, что в ней нет ничего особенного, то, наоборот, при разделении между египтянами и Израилем (23), Всевышний явился именно Богом «всей земли» (22).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible