Скрыть
Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-19, 25-27 Аарон снова жезлом своим удари в персть земную: и быша скнипы в человецех и в скотех и по всей земле. Твориша же и волсви волхованьми своими, стараясь не умножить скнипов, как сделали в предшествующей казни, но истребить их, и не возмогоша. Посему, когда искусство их было уничижено, и открылась его суетность, исповедали они: перст Божий есть сие.Но Фараона не убедили ни Моисей, ни волхвы его, говорившие: перст Божий есть сие. Посему, сказано не так: Бог ожесточил сердце его, но: ожесточися сердце его и не послуша их, якоже рече Господь. Поелику же от претворения воды в кровь, от жаб и скнипов земля гессемская, где жили сыны Израилевы, страдала так же, как и земля египетская; то, насылая новую язву - песиих мух, Бог произвел разделение между землями, и на Египет навел мух, а на землю Гессемскую не навел. Фараон говорит Моисею и Аарону: шедше, без страха и как угодно вам, пожрите жертву Богу вашему в земле нашей. Моисей же отвечает ему: мы в жертву Богу приносим тельцов и овец, а вы поклоняетесь им. Если пред взором Египтян принесем в жертву богов египетских; то камением побиют ны. Напротив того, путем триех дней пойдем, и пожрем Господу, как повелено нам.

Георгий Константинович Властов (†1899)

Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим, ударил в персть земную; и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской.
Ст. 17 Первые две казни падают на Нил; третья казнь падает на персть земную, на плодотворную черную почву бассейна Нила, называемую ХемиМошки, но Еврейски, «Кинним» (Египетский корень Кен, означает множество, а также бедствие), вероятно, соответствующее Египетскому названию Хеннемс, Москитос (Brügsh): составляют вообще мучение путешествующих в Египте; но появившиеся в небывалых дотоле массах, они составляли невыносимое наказание, которое даже от волхвов вызвало выражение: «это перст Божий»; тем более, что сами волхвы не могли произвести мошек. Кук относит эту казнь к началу октября. Не может не заметить, что «Кинним» очень многими переводится не словом мошка, а словом вошь. И то и другое насекомое равно многочисленны в Египте.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается персть мошками по всей земле Египетской. Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской

Третья казнь заключалась в появлении из земли по удару жезла множества «кинним», по переводу LХХ «скнипов». По мнению Филона и Оригена, разделяемому многими толковниками, это были мошки, москиты, обычный бич Египта в период наводнения. По словам же Иосифа Флавия, свидетельству самаритянского, сирийского и арабского Пятокнижия, Таргума Онкелоса, согласному с ним взгляду некоторых ученых — Буксторфа, Буддея, под «кинним» разумеются вши. Наибольшая достоверность этого последнего понимания подтверждается следующими данными. «Кинним», по библейскому повествованию, выводятся из персти земной, тогда как москиты появляются «из воды:» относительно москитов нельзя сказать, что они «явились на людях и на скоте» (17); наконец, в Талмуде слово «кинна» имеет значение «вошь». Не противоречит такому пониманию и чтение LXX — «σκνῖφες». Употребление этого выражения у древних греческих авторов — Феофраста, Аэция, Аристофана показывает, что данный термин обозначает и травяную вошь, и червей, и блох.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible