Скрыть
и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 13-20 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем

Посему прошу вас не унывать в скорбях (из-за скорбей) этих наших, кои мы ежедневно терпим не за себя, но за вас. Ведь если бы захотели, мы могли бы проживать в каком-либо одном месте и там чтить Бога, - и в таком случае мы не подвергались бы гонениям. Но поелику мы восхотели спасать всех язычников и для этого и проповедуем всем язычникам, то ради этого и терпим преследование от всех язычников. Итак, не унывайте, ибо это самое терпение наше есть слава ваша. Ради этого преклоняю колена мои к Отцу Господа нашего Иисуса Христа, – от коего (именуется) всякое отечество небесных и земных, то есть на небесах – Того же отца, и на земле – всех рождающихся. Да даст Он вам по богатству славы Своей, силою (укрепиться) чрез Духа Его, то есть чтобы или духовными делами укреплялись бы в Нем, – или посредством добродетели, которую не могут похитить гонители, вы утверждались в крещении Духа, Коего приняли: – как в самом внутреннем человеке нашем, который восприемлет Духа, (да даст) вселится Христу чрез веру и истину и любовь Его, изливающуюся в сердцах ваших, так чтобы тверд был корень ваш, основание, то есть веры вашей. Да возможете понять со всеми святыми и узнать, что есть высота и глубина, долгота и широта, в чем, как мы прежде сказали вам, состоит совершение сего таинства, – и (чтобы знать) каково (есть) превосходство знания любви Христовой, явленной нам, дабы вы исполнились всею полнотою Божиею. Ему, Который может выше всего, что соделал нам, сделать нам не так, как просим, но гораздо более чем просим и помышляем, по сокровенной силе Своей, которая действует в нас, Ему слава во Иисусе Христе от церкви во всех родах во веки веков. Аминь.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Ст. 18-19 да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и высота и глубина, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всякое исполнение Божие

Мысль и ум даже омраченных грешников могут быть весьма далеко от тела, имеют силу во мгновение времени пробегать большие пространства, переходить в отдаленные страны, и нередко тело повержено на земле, а мысль в другой стороне пребывает с возлюбленным, или с возлюбленною, и видит себя, как бы живущею там. А если душа грешника так тонка и быстрокрыла, и уму ее нет препятствия быть в отдаленных местах, тем паче душа, с которой покрывало тьмы снято силою Духа Святого, когда умные очи ее просвещены небесным светом, и совершенно избавлена она от страстей бесчестия, соделалась чистою по благодати, − всецело на небесах служит Господу духом, и всецело служит Ему телом, и столько расширяется мыслию, что бывает повсюду, и, где хочет, и когда хочет, служит Христу.

Сие говорит Апостол: да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и высота и глубина, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всякое исполнение Божие. Рассматривай неизреченные тайны души, с которой Господь съемлет лежащую на ней тьму, и открывает ее, и Сам ей открывается. Как расширяет и распростирает мысли ума ее и в широту, и в долготу, и в глубину, и в высоту всей видимой и невидимой твари! Итак, подлинно душа − дело великое, Божие и чудное. При создании ее такою сотворил ее Бог, что в естество ее не было вложено порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа.

Собрание рукописей типа II. Беседа 46

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-19 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею

«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верой вселиться Христу в сердца ваши». Смотри, с какой ненасытностью просить им благ для того, чтобы они не колебались. А каким образом это совершается? «Духом Его во внутреннем человеке» вашем «верой вселиться Христу в сердца ваши». Как именно? «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову».

О чем молился (апостол) вначале, о том и теперь. О чем же он говорил вначале? «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф. 1:17-19). И теперь говорит тоже самое: «чтобы вы могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота», т. е. (да возможете) с точностью познать тайну домостроительства нашего спасения. Широтой и долготой и глубиной и высотой он называет познание богатства любви Божьей, – того, как она повсюду распространилась. Описывает же сие телесными чертами, приспособляясь к понятиям человеческим; (для того и говорит) что она обняла и верхнее и нижнее и находящееся по сторонам. Мы сказали, говорит, что этому может научить не наше слово, а Святой Дух. С Ним «крепко», – говорит, – «утвердиться» против искушений и обольщений, – потому что не иначе можно утвердиться в добре, как через испытания и при помощи благодати Божьей. А о том, каким образом Христос обитает в сердцах, послушай, что говорит Он Сам: «Я и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). Обитает же не просто, но в сердцах верующих, которые утверждены и не колеблются в любви к Нему. «Чтобы вы могли», – говорит, – т. е. нужно много силы. А для чего нужна эта сила, объясняя это, прибавляет: «чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотой Божьей». Это значит: хотя любовь Христова и выше всякого человеческого познания, однако вы познаете ее, если в вас будет обитать Христос, – и не только познаете, но «дабы вам исполниться всей полнотой Божьей». Под исполнением же Божьим он или разумеет познание того, как во Отце и Сыне и Св. Духе воздается поклонение Богу, или побуждает к тем подвигам, через которые можно было бы исполниться таких добродетелей, какими исполнен Бог.

Беседы на Послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову

И да возможете, говорит, познать любовь Христову, превышающую всякое разумение. Как же мы познаем ее, когда она превышает всякое понимание? Во-первых, он сказал, что любовь превосходит понимание, конечно, человеческое; а вы не человеческой мыслью, но Духом познаете ее. Потом, не то он сказал, что познаете точную меру ее, но то именно, что она велика и превышает всякое понимание. Сие молю познать вам Духом. И кто же, говорит, не знает сего? Все: и те, которые ропщут на обыденную действительность, и те, которые отдают предпочтение мамоне пред Богом. Так как, если бы познали ее, мы и на Провидение не роптали бы, и к настоящему не были бы привержены, отступив от Бога, так нас возлюбившего. Заметь также, если любовь Его превышает всякое понимание, насколько же более существо Его?

дабы вам исполниться всею полнотою Божиею

Двояко это понимали: или да познаете, говорит, что во Отце, Сыне и Святом Духе приемлет от нас Бог поклонение, потому что это составляет полноту Бога − троичность; или же − да исполнитесь, говорит, всякой добродетели, которой исполнен Бог. Но лучше, думаю, понимать таким образом: будьте совершенны во всем по образу Божия совершенства, познавая, насколько возможно, всё божественное.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 18-19 да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие

Вот плод вселения Христа Господа в сердца, − совершенство разумения! − Где Христос, там и ум Христов. И как Апостол говорит о себе: мы же ум Христов имамы (1Кор. 2, 16), − ум, восстязующий вся и уразумевающий ум Самого Господа (15), так подобное же причастие ума Господня дается и всякому вселившимся в сердце Господом, в мере, Ему угодной. Другого пути к уразумению духовной области и нет. «Да возможете, говорит, − то есть нужно много силы, для чего же нужна эта сила? − Для того, чтобы разумети» (святой Златоуст).

Так много дает святой Апостол значения разумению в деле христианства, что все послание направил к раскрытию его и указанию верного к нему пути. Оно так и есть, ибо неразумеющий то же, что слепой, − не знает, куда и как идти. Но нельзя не различать степеней разумения. Уже в первом оглашении Евангелием, когда оно еще только слухом приемлется, дается и разумение его. Кто верует и крестится, вступает на высший степень разумения. Кто идет путем веры в доброделании и подвиге, у того все больше и больше растет сие разумение. Когда же по очищении сердца вселяется в него Христос, тогда разумение возводится на самую высшую степень. Святые отцы называют эту степень созерцанием и путь к нему прописывают тот самый, какой изображен у нас выше, − путь труда в исполнении заповедей и в подвиге над преодолением страстей, в видах очищения сердца и водворения в нем любви. Подробно об этом пишет святой Исаак Сирианин в 55 слове, или послании к чудотворцу Симеону, в последних его отделениях, со стр. 373. Мы приведем после несколько из его положений о сем.

Не должно пропускать без внимания слов: со всеми святыми. Может быть, Апостол хотел сказать только: со всеми христианами, так как ему обычно называть христиан святыми. Но как, по существу дела, христиане только нарекаются к святости, ревнуют о том и силами к тому снабжаются, святыми же собственно становятся они уже по преуспеянии в жизни о Христе Иисусе, когда Сам Христос − источник всякой святости вселяется в них, то ничто не препятствует под святыми здесь разуметь преуспевших и совершенных христиан. Апостол желает, чтоб ефесяне, вступившие верою в общество христиан, не отставали от других в разумении, но сподобились достигнуть такой его степени, какою обладают совершеннейшие из христиан. Он говорит как бы: да возможете разумети, наряду со всеми святыми, так, как разумеют святые, совершенные.

Вместе с сим внушается, что как жизнь, так и разумение у христиан не спеется особно, отдельно от других, но что и оно зреет и совершенным является под условием общения со всеми. Общение в жизни есть любовь; общение в разумении есть общность разумения, − чтоб всякий разумел так, как все, не выходил из круга общности разумения. Особные, оригинальные воззрения чужды духа Христова. Апостол говорит как бы: желаю вам высшего разумения, но не так, чтоб вы занеслись куда-нибудь, отторгшись от святых, но при всей высоте разумения стояли в уровень со всеми святыми, или вошли в силу и круг их разумения, ибо выше и полнее его нет и быть не может.

Какой предмет разумения − Апостол не обозначает его, но по ходу речи видно, что здесь говорится о тайне домостроительства нашего спасения во Христе Иисусе. Так понимают и все наши толковники. Святой Златоуст пишет: «Да возможете разумети… что широта… то есть да возможете с точностию познать тайну домостроительства нашего спасения». − Общий очерк дела спасения все знают и без особенного труда, ибо он ясно очерчен. Но тот, кто достиг того, что в него вселился Христос, или что в нем Христос явно обнаруживает свое вселение, самым делом ощущает свое спасение, потому понимает его в совершенстве, как выздоровевший понимает здравие совершеннее того, кто еще чает здравия, лежа в болезни и лечась. В таких и само домостроительство спасения яснее зрится, и точнее определяются все соприкосновенности его, ибо оно входит во все области бытия и силою своею простирается по всему пространству времени, и обнимает вечность. Следовательно, в нем разгадка и всего сущего и всего бывающего, всех тварей и течения всех событий. Все это раскрывается в уме преискренне приобщившихся Господу, хотя не вмещается в слова и обычные обороты речи, а только ясно ощущается. Как Апостол, слышавший на небе глаголы и видевший там вещи, не мог передать того словом, так бывает и со всеми христианами созерцателями. Умом их, в таинстве спасения, многое зрится, чего не в силах они выразить словом.

Это и показывает здесь Апостол словами: широта, долгота, высота, глубина. Этим означается или величие дела спасения и полнота любви к нам Божией, явленной в нем, или разные стороны сего домостроительства. Блаженный Феодорит пишет: «Верою и любовию возможно нам достигнуть духовной благодати (действа и проявления ее очевидного), а при ее посредстве дознать величие совершившегося домостроительства. Ибо широтою, долготою, глубиною и высотою Апостол изобразил величие, потому что сими измерениями означается величина». − Святой Златоуст говорит: «Широтою и долготою, глубиною и высотою он называет познание богатства любви Божией, то есть того, как она повсюду распространилась. Описывает же ее телесными чертами, приспособляясь к понятиям человеческим; для сего и говорит, что она обняла и верхнее, и нижнее, и находящееся по сторонам. Мы сказали, говорит, что сему может научить не наше слово, а Святой Дух». Блаженный Феофилакт поминает, что святой Григорий Нисский видит в сих чертах изображение таинства Креста Господня, который есть средоточие в домостроительстве спасения. А Экумений приводит пространное объяснение сих черт, сделанное патриархом Фотием. «Чего это широта и долгота, глубина и высота? − Или таинства (спасения), или самого разумения Христа? Разумение Христа есть ясное представление совершенного им домостроительства. − Разумение Христа есть познание, как и почему сие предивное дело спасения совершено Им, а не другим кем, и признание, что Он Сам же есть Податель сего разумения и что этим только путем мы истинно и познаем Христа. В этом состоит разумение Христово. Долгота его есть познание, что Домостроительство спасения от век предопределено. Широта, − что благодеяние его простирается на всех, − и на тех, кои прежде закона, кои в законе и по законе, и на живых, и на умерших, на иудеев и эллинов, на варваров и на все народы, на небесное и земное. Ибо мир сотворил всем им Христос, тогда как прежде в разладе состояли между собою Ангелы и люди. Молится Апостол, чтоб они все это уразумели, и не это только, но и глубину и высоту его (домостроительства), глубину, − что неизреченная сила его и благодеяние низошли до глубин ада, разрушив и пленив ад, а плененных им искупив и освободив, а высоту, − что сшедый − Той есть и восшедый, Который превыше небес возвел начаток наш, превыше всякого Начала и Власти, Силы и Господства. Видишь ли неизреченную высоту домостроительства Христова и разумения его? − Все это постигнуть им и уразуметь молится Апостол».

Уразумети же преспеющую разум любовь Христову. Вместе с тем, как раскроется пред их сознанием в такой полноте дело спасения, раскроется во всей полноте и любовь Христова. Ибо все это она произвела. Любовь Христова непостижима для ума; но когда вселяется в кого Христос, тогда он сердцем ощущает величие ее и умом созерцает ее, хотя она и остается невыразимою и неизъяснимою. Святой Златоуст говорит: «Хотя любовь Христова и выше всякого человеческого познания, однако вы познаете ее, если в вас будет обитать Христос». Или Апостол хочет сказать, что уразумеете не то, «колика любовь Христова, но то самое, что она превышает всякий разум» (Феофилакт). Пока не ощущена любовь Христова, можно еще думать, что хоть несколько донимаешь ее. Но когда ощутишь, познаешь вместе, что меры величия ее нет, и уразуметь его (величие) уму твоему не дано. «Святой Павел не отыскивает меры любви и не хочет измерять ее, да и как бы он мог это сделать? Но говорит, что превосходное и великое дело − познать (богатство любви). Постараемся же, возлюбленные, познать любовь Христову. Это важно для нас: ничто другое не приносит нам столько пользы, ничто столько не возвышает нас. Познание сей любви может действовать на душу более, чем страх геенны» (святой Златоуст). Утверждение во внутреннем человеке благодатию Духа готовит дом в сердце для вселения Христа; вселение Христа приносит ведение домостроительства спасения и познание любви Христовой, а это познание опять воздействует на утверждение во внутреннем человеке. Так идет круговращение духовной жизни, которая чрез то делается неистощимою.

Да исполнитеся во всяко исполнение Божие. «Двояко это понимают: или да познаете, что Бог поклоняем есть во Отце, Сыне и Святом Духе, − ибо полнота Божия и есть Троица; или − да будете исполнены всякою добродетелию, какою исполнен Бог. Лучше же, мне думается, понять так: да будете совершенны во всяком по Богу совершенстве, зная все Божие, сколько это возможно» (Феофилакт). Есть норма для христианского совершенства. Апостол желает ефесянам взойти в меру его. Желаю вам, говорит, чтобы веры ради и любви вселися в вас Христос и чтоб чрез это вы познали все домостроительство и всю любовь Христову, чтобы таким образом вы стали полны всего, чем исполнить христиан преднамерил Бог. Когда получите вы все прописанное, тогда уже не будет у вас никакого недостатка, будете совершении… и ни в чемже лишени (Иак. 1,4). Ибо когда Христос в вас, то с Ним и все. Чего еще более желать? − Блаженный Феодорит и перефразирует этот текст так: «Да будете иметь Его совершенно вселившимся в вас».

Сведши все сказанное Апостолом, увидим, что полнота христианского совершенства, по нему, есть состояние созерцания. Это состояние бывает в том, кто, освободившись от всякой связности чем-либо, вступает в область Божию, и видит там все так, как мы видим все окружающее нас. Созерцание будто только дело ума, но, чтоб открылось оно в уме, надо трудом и потом войти в требуемое для того состояние. Приводим слова о сем святого Исаака Сирианина, как обещали.

«Первоначально естество наше в вочеловечении Христовом прияло обновление… и потом, по обновлении… соделалось способным к принятию новых и совершенных заповедей» (с. 374) (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирианина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии, слова подвижнические. М., 1854.).

«…заповеди новые и духовные, которые душа хранит, имея в виду страх Божий, обновляют и освящают душу, и сокровенно врачуют все ее члены. Для всех явно, какую страсть безмолвно в душе исцеляет каждая заповедь, и действенность их ощутительна и врачующему, и врачуемому, как было и с кровоточивою женою» (там же).

«Если не будет исцелена страстная часть души… то душа не приобретет здравия… Исцеление сие совершается деланием заповедей и трудными делами (подвигами) истинного жития. Кто приобрел душевное здравие, отсек прежний нрав и переродился, тот стал видим в области духа, − и приял его в себя мир новый, несложный» (с. 375).

«Когда же ум обновлен и сердце освящено, тогда все возникающие в нем понятия возбуждаются сообразно с естеством того мира, в который вступает он. Ум его ощущает духовное ведение тварей, и воссиявает в нем созерцание тайн Святой Троицы, также тайн достопоклоняемого ради нас домостроительства» (там же).

«Если отъяты будут от души страсти, то ум просвещается и поставляется в чистом месте естества, и не имеет нужды в вопросах; потому что ясно видит блага, обретаемые на своем месте. Как внешние чувства не вследствие обучения ощущают вещи… так, подобным сему образом представляй себе о созерцании духовном. Ибо ум, презирающий в сокровенные тайны духа, если он в своем естественном здравии, вполне созерцает славу Христову и не спрашивает, и не учится, но наслаждается тайнами нового мира, превыше свободы воли» (с. 376).

«Желать посредством исследования и расспросов дознавать таковые тайны есть неразумие души. Ибо и блаженный Павел не сказал, что по науке или вещественному какому способу видел и слышал тайны и неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2Кор. 12, 2), но восхищением восхищен был в духовную область и видел откровение тайн» (с. 378).

«Если желательно тебе, чтобы сердце твое соделалось обителею тайн нового мира, то обогатись сперва делами телесными, постом, бдением, службою, подвижничеством, терпением, низложением помыслов и прочим. Связывай ум свой чтением Писаний и углублением в оные, и напиши пред очами у себя заповеди. Непрестанным собеседованием молитвенным искореняй в сердце своем всякий образ (вещей) и всякое подобие, прежде тобою воспринятое. Приучай ум свой всегда углубляться в тайны Спасителева домостроительства, продолжая делание заповедей и труды в приобретении чистоты. Проси себе у Господа в молитве, огнем разжженной, о всем печали (попечения сердечного, ревности), да уканет (изольется) она в сердце твое и да сподобишься умного жития. Начало, средину и конец сего жития составляет следующее: отсечение всего единением со Христом» (с. 379).

«Словеса, непостигаемые ведением (разумом), делаются понятными для нас при помощи веры, и ведение о них получаем в созерцании, какое бывает по очищении. Для духовных тайн, которые выше ведения (разума) и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разумная сила ума (рассудок), Бог дал нам веру, которою познаем только, что тайны сии существуют (а познаются они другим образом, как сказано уже). И от этой веры рождается в нас надежда о них (достигнуть созерцания их). Верою исповедуем, что Бог есть Господь, Владыка, Творец и Создатель всяческих, а ведением (разумом) решаем, что должно нам хранить заповеди Его по любви. (А это приводит к блаженному созерцанию). Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам (Ин, 14, 15-16), сказал Господь. Пришествием Утешителя называет Он дарования откровения духовных тайн, посему в приятии Духа, Которого прияли Апостолы, − все совершенство духовного ведения. И Господь обещал, умолив Отца Своего, дать им Утешителя, чтобы при делании ими заповедей и очищении самих себя пребывал с ними во веки. Видишь ли, что за соблюдение заповедей по любви ум сподобляется благодати таинственного созерцания и откровений духовного ведения» (с. 381-382).

«Законная дверь, вводящая в это, есть любовь. Если приобретаем любовь, она вводит нас в это. Аз есмъ дверь, сказал Господь. Мною человек внидет в жизнь и пажить обрящет для духовной своей жизни. Тогда на всех восхождениях откровений ведения и таинственных созерцаний Божественная любовь вводит и изводит его, как и тех, которые имеют свободу Христову» (с. 383-384).

«Как по мере естественного возраста душа приемлет в себя новое и новое ведение, и ощущает существующее в мире, и день от дня более и более обучается этому, так и в духовном, человек приемлет в себя духовное созерцание и Божественное ощущение, и обучается этому в той мере, в какой ум возрастает в разумном житии и простирается вперед. Когда же придет в область любви, тогда созерцает духовное на своем месте. Но пока человек употребляет усилие, чтобы духовное снизошло к нему, оно не покоряется. И если дерзновенно возмечтает он и возведет взор к духовному, и будет доходить до него разумением не вовремя, то скоро притупляется зрение его, и вместо действительного усматриваются им призраки и образы» (с. 385).

«Если ум не будет очищен деланием заповедей, не приобретет в совершенстве любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом… то не возможет соделаться истинным зрителем Божественного созерцания. Все же подобия духовного, какие думает составить себе ум, называются призраком, а не действительностию» (с. 387).

В предложенных выписках содержится все учение о созерцании истинном. По величию предмета велика выписка. Но как не было лености делать ее, да не будет лености прочитать ее и вникнуть в нее. Предмет сей есть первой важности, хотя наша научность мало обращает на него внимания.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею

Разве может кто достойно уразуметь эту мистерию: как Бог ради человека рождается человеком, затем умирает за людей − Господин за рабов, Творец за творение, Праведник за грешников?! …Величием силы Своей Он совершил за нас то, что к Нему не относится, так чтобы и мы, насколько сможем, послужили Ему.

Поскольку вера никогда не относится только к Отцу, и не только в Сыне она совершенна, Павел добавил: дабы вам исполниться всею полнотою Божиею, − так чтобы, исповедуя и благодаря Отца, вы столь же почитали и Сына; чтобы верили, что все, исходящее от Бога Отца, сотворено и восстановлено через Сына. Этим верующие исповедуют всю полноту Божию.

На Послание к Ефесянам

Марий Викторин (†IVв.)

и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею

Павел говорит, что молится о том, чтобы ефесяне уразумели, − ибо кто уразумеет превосходящую разумение любовь, тот исполнится любовью во Христе. Итак, он молится не о том, чтобы они поступали [как должно], ибо это − уже следствие; но о том, чтобы они уразумели для исполнения всею полнотою Божиею.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею

В этих двух стихах рисуются результаты «вселения Христа в ваши сердца». Русский перевод при этом берет в этот 18-й стих последние слова стиха 17-го (см. ст. 17-й по греч. и слав. тексту) и делает это совершенно основательно, потому что выражение греческое: ἐν ἀγάπῃ ἐρριζω­μέ­νοι καὶ τεθεμ. совершенно не согласуется с предшествующим: κατοικῆσαι Ι. Χριστόν. В русском переводе, таким образом, дается мысль о том, что пребывание в христианской любви (укоренение − указывает на образ растения, глубоко пускающего свои корни в почву, а утверждение − на образ строения на твердом фундаменте) даст Ефесянам, наравне с другими христианами (святыми), постигнуть во всем его величии и со всех сторон (широта и долгота…. ) главный предмет христианского познания, именно бесконечно возвышенную любовь Христову, по которой Христос отдал Себя в жертву за грехи людей, и вообще сделаться исполненными всеми божественными благодатными дарованиями (полнотою Божиею).

См. также Толкование на Еф. 3:14

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3.18. чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,

3.19. и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

3.18-19 Определяя разумение, желаемое Ефесянам, Апостол говорит, чтобы оно достигало степени совершеннейших из Христиан и обнимало всесторонне и в полноте любовь Божию, явленную во Христе, чтобы Христиане были совершенны по образу всесовершенного Бога, или чтобы Его совершенство вселилось в них.

Св. Иоанн Златоуст говорит: «широтою и долготою, и глубиною и высотою он называет познание богатства любви Божией. Описывает же ее телесными чертами, приспособляясь к понятиям человеческим». «Св. Павел не отыскивает меры любви и не хочет измерять её, но говорит, что превосходное и великое дело познать (богатство любви). Постараемся же, возлюбленные, познать любовь Христову. Это важно для вас: ничто другое не приносит нам столько пользы, ничто столько не возвышает нас. Познание сей любви может действовать на души более, чем страх геенны». К сему преосвящ. Феофан присовокупляет: «утверждение во внутреннем человеке благодатию Духа готовит дом в сердце для вселения Христа; вселение Христа приносит ведение домостроительства и познание любви Христовой; а это познание опять воздействует на утверждение во внутреннем человеке. Так идет круговращение духовной жизни, которая чрез то делается неистощимою». Достойны при сем упоминания следующие слова св. Исаака Сирианина: «если ум не будет очищен деланием заповедей, не приобретет в совершенстве любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом, то не возможет соделаться истинным зрителем божественного созерцания».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3:16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
3:17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
3:18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота,
3:19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

 

3:16–19. В этих стихах обозначаются предметы молитвы и благожеланий святого Павла своим ученикам. Здесь в немногом заключается все, чего может желать и искать христианин.

Во-первых, святой Павел просит Бога, Отца всех, чтобы Он, по богатству славы Своей, преизобильно, дал им крепко, силою Святого Духа, утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, стать господином внутри себя.

Что это за господство, и ради чего оно желательно прежде всего? Припомним устройство человеческой природы. Бог вдунул в лицо, устроенного из персти земной, дыхание Своей Божественной жизни. Это и есть дух человека, высшая сторона нашей природы, где живут сознание, свобода, разумность, страх Божий, совесть и недовольство всем тварным. Назначение духа – быть в Боге, и все возводить к Богу, все, что есть в человеке и вокруг него. Для этого ему дана власть над низшими силами своей природы. Принимая силу от Бога, в Котором живет дух, последний, в ту же жизнь, вовлекает и душу, с ее рассудком и науками, с ее волею и проявлениями, с ее вкусом и искусствами – произведениями его, и с ее низшими способностями, воображением и памятью, вовлекает и тело с его потребностями, и на все внешние порядки бросает отсвет той же жизни. Когда бывает это в человеке, тогда он человек настоящий, соответствующий своей идее. И тут он духом своим, есть, очевидно, владыка над собою и над всем, что в нем, и кругом него. Но очевидно также, что такую властную для своего духа силу, он может получить только от Бога, после предания Ему себя, и жизни в Нем. Отделись дух от Бога, и сила эта взята будет от него. Тогда он не может уже управляться ни со стремлениями души, ни с потребностями тела, ни с чем внешним. В первом строе жизни человек весь живет внутри себя (в духе) пред Богом, во втором, весь вне себя с богозабвением. В этот последний строй проникают страсти от себялюбия, и дают всей его жизни злое, противное духу, или страху Божию и совести, направление, не созидающее, а разрушающее. Таков и есть падший человек. Но Бог не хотел оставить в погибели падшего, и устроил ему способ восстания от падения. Сын Божий, крестною Своею смертью, воскресением, вознесением и седением одесную Отца, открыл путь падшему к Святому Духу, Который восставляет дух человека и возбуждает его к прежней силе.

Каким же образом? Сначала благодать Святого Духа действует на дух как бы совне, пробуждая совесть и страх Божий. Когда же в духе образуется решимость и готовность жить по Богу, тогда благодать Святого Духа, в таинствах, входит внутрь духа, и с этого времени у человека начинается внутренняя жизнь пред Богом. Потребности душевно-телесные не только перестают управлять им, а напротив, он сам начинает заправлять ими по указанию Духа. Таким образом, дух наш, при содействии Святого Духа, снова становится самодержцем и внутри, и извне. Это возвращение духа к Своей независимости, совершается посреди борьбы его с прежними властелинами падшего человека. Поэтому Апостол, во-первых, и молит, чтобы Бог помог ефесянам утвердиться духом Его во внутреннем человеке, окончательно стать духу их независимым ни от чего внутри. Во-вторых, он молит, чтобы Христос вселился в сердца их. Утверждение во внутреннем человеке, есть приготовление жилища в нас Христу Господу, ибо утвердившийся духом уже владеет собою, преодолел страсти, изгнал их и утвердился во всякой добродетели. О таких Сам Господь говорит: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин. 14:23). Апостол ставит условием вселения Христа – укоренение и утверждение в любви ради веры, или верою, любовью споспешествуемою. Вера – начало, любовь – конец, или вершина. Вера означает такое убеждение в истинах Евангелия, как мы уверены в своем бытии. Только такая вера прочна и тверда, и дает твердую опору для жизни. Но она не вдруг становится такою крепкою, а возрастает постепенно. С первого начала она освещает весь путь жизни и указывает, что требуется от человека, и как он может того достигнуть. При свете ее видна бывает бедность человеческой природы и опасность греха, видно богатство Христово и то, что никому нет запрета владеть им. Это и вызывает решение обратиться и прилепиться ко Христу. Он же любвеобилен лишь, кто сделает к Нему шаг, как Он всего Себя отдает приходящему. И вот, в таинстве крещения или покаяния, благодатью Святого Духа производится сочетание Христа Господа с духом человека, который с этой минуты становится самовластным, приняв от благодати Христовой силу к управлению собою и всем, что есть в человеке и вне его. Дав слово себе, при сочетании со Христом, ходить в Его заповедях, и во всем творить волю Отца Небесного, утвердившийся внутрь дух начинает все туда направлять, и уже сам подчинять под это иго все действия души, все потребности тела и все порядки внешней жизни, борясь с остающимися еще в душе движениями страстей. Весь этот труд духа, есть хождение в делах любви. Но дух жизни о Христе не вдруг наполняет сердце, а путем самопринуждения и самопротивления. Бьющая из сердца жизнь приходит после. Деятельная любовь приводит к любви чувства, и это уж есть любовь укорененная и основанная. Вначале она почти незаметна не только для других, но и для самого верующего, пока происходит борьба с эгоизмом, который охлаждает чувство любви. Но по мере победы над ним и изгнания из сердца, общение со Христом становится весьма заметным для всех, ибо тогда уже начинают открываться благодатные дары. И вот этого-то именно и желает святой Павел ефесянам, чтобы Христос явно для всех вселился в сердце их. Результатом вселения Христа Господа бывает совершенство в понимании, ибо где Христос, там и ум Христов (см. 1Кор. 2:16), даруемый тем, в чьем сердце обитает Христос Чтобы могли уразуметь не каждый особо, по-своему – оригинально, но со всеми святыми, наравне с совершенными христианами. Что разуметь, Апостол не указывает, но походу речи здесь разумеется тайна планов Божьих о спасении людей. Общий очерк дела спасения все знают, и без особенного труда. Но святые люди, в которых явно обитает Христос, самым делом ощущают свое спасение, а потому понимают его в совершенстве. Такие и самый путь спасения, и все связанное с ним, созерцают яснее и глубже, ибо оно входит во все области бытия, и силою своею простирается по всему пространству и времени, и обнимает вечность. Следовательно, в нем разгадка и всего вечного, и всего временного, всех тварей и хода всех событий. Все это раскрывается в уме прилепившихся к Господу, хотя и не вмещается в слова и обычные обороты речи, а только ощущается, как и сам святой Павел не мог пересказать словами неизреченные глаголы, которые он ощущал при восхищении своем на небо. Это неизглаголанное, но созерцаемое умом в тайне спасения, святой Павел и обозначает словами – широта, долгота, высота, глубина. Пониманию их, говорит Златоуст, может научить не слово наше, а Святой Дух. Вместе с познанием тайны спасения раскроется уму, созерцающему и просвещаемому Христом, вся полнота любви Христовой. Она непостижима для ума. Но когда вселяется в кого Христос, тогда тот сердцем ощущает величие ее, и умом созерцает ее, хотя она и остается невыразимою и неизъяснимою, ибо нет меры величия ее, и потому уразуметь ее умом не дано. Все это приводит христиан к совершенству, к исполнению всего, чем преднамерен Бог исполнить христиан, это и выражает Апостол словами: дабы вам исполниться всею полнотою Божьею. Эта полнота христианского совершенства, по Апостолу, есть состояние созерцания, которое бывает в том, кто освободившись от всякой привязанности к чему-либо земному, вступает в область Божью, и видит там все и так, как мы видим все окружающее нас.

Святой Павел заканчивает свою молитву славословием Бога Отца.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible