Глава 1
Еф.1:1. Павел, – говорит, – Апостол Иисуса Христа по воле Бога,
Который восхотел, чтобы язычники вошли в царство Божие.
Святым и верным,
то есть крещенным и оглашенным.
Еф.1:2. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа,
а не «чрез» Господа нашего Иисуса Христа.
Еф.1:3. Благословен Отец наш, Отец Господа нашего.
Отцом нашим назван потому, что по благодати Он призывает нас к усыновлению Себе. Отец же Господа нашего Он есть по существу, а не по усыновлению, – и по природе, а не по благодати. Словами:
Отец Господа нашего,
он указывает на различие между Сыном и плотью. Когда сказал:
Отец Господа нашего,
то указал этим на то, что сказал о Сыне, – а когда пишет:
Бог... Господа нашего,
то показывает этим, что речь идет о человечестве Его.
Который, – говорит, – благословил нас,
не земным благословением закона, но
всяким... благословением... Духа в небесах... во Христе;
Еф.1:4. так как,
в превечном совете Своем,
избрал нас
для сего
прежде... мира, чтобы... быть нам святыми
чрез крещение и
непорочными,
и именно
по любви,
а не по праведности жития нашего.
И так уже «прежде... избрал нас» (Еф.1:4) чрез таинственные предсказания пророков и уже с того времени
Еф.1:4–5. предназначил нас к усыновлению во Христе, по благоволению желания Своего,
чтобы это усыновление даровать нам.
Еф.1:6. Дабы прославлялась
во всем, то есть чтобы превосходила все,
похвала благодати Его,
Он помиловал нас чрез Самого Сына Своего. Кроме того чрез Него
Еф.1:7–8. имеем... мы это искупление
и надежду, которую
получили мы чрез кровь Его. Оставление грехов
получили мы не за дела свои, но
по богатству благодати Его, которая преумножилась в нас,
то есть обогатила нас
во всякой ...мудрости и знании.
Премудростью Своею открыл нам тайну воли Своей, – предположил и сокрыл эту тайну домостроительства Своего, которую должно было открыть (Еф.1:9).
Еф.1:10. Ибо в... полноте времен... все устрояется [восстановляется] во Христе, что на небесах и что на земле есть, в Нем,
– то есть: светила (разумеются), кои обновляются в нашем уме и нашем представлении о них и просветляют нам, что они суть твари, а не боги, – также идолы, кои на земле, яснее открываются пред нами как творения рук, а не как творцы, – в обновлении, с нами совершенном, они обновляются, – не в себе самих, но в истинном познании природы их.
Итак с этою самою целью мы отличены и "избраны» (Еф.1:4) на то, что предопределил Бог, дабы все чрез Иисуса Христа могло стать угодным Богу и совершилось желание
Еф.1:11. воли Божией.
Еф.1:12. Дабы быть нам,
более всех прежних поколений,
в похвалу славы Его,– нам, прежде надеявшимся во Христе.
Еф.1:13. Поскольку и вы
чрез Иисуса
услышали слово истины;
ибо Он есть обетование жизни, чрез Него вы отвратились от всех идолов и уверовали чрез Духа Святого, Который был благовествован вам посредством вод.
При том то, что совершено с вами,
Еф.1:14. есть залог истинного наследства вашего,
которое вы имеете получить
в искупление приобретения вашего,
то есть будущим искуплением в собрании язычников, в день пришествия Господа нашего, так что это послужит
в похвалу славы Его,
то есть во славу откровения Его.
Еф.1:15. Посему и я, услыхав о... вере... вашей в Господе Иисусе и о любви
к служителям Господа нашего,
Еф.1:16. не перестаю благодарить за вас, память о вас творя всегда в молитвах моих:
Еф.1:17. дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы,
так как он чрез Сына Своего был причиною тех благословений, кои теперь возсылаются язычниками, прежде издававшими хуления вместо восхвалений, –
чтобы Сам, – говорит, – Отец славы дал вам Духа знания [мудрости] и откровения,
то есть чтобы чрез откровение премудрости Духа познали Его.
Еф.1:18. И дабы просветились очи сердца вашего, чтобы ...знать вам, что есть [в чем состоит] надежда превосходства призвания вашего и что [в чем] – богатство славы наследства Его,
которое уготовано и блюдется
святым,
Еф.1:19. и что [в чем] – безмерное величие силы Его в вас верующих,
то есть в жизни вашей и в делах Духа, живущего в вас, верующих.
И вот совершаются дела по силе всемогущества Его, – Он даровал силу Христу и оживотворил все концы (мира), и Сына воскресил из мертвых. Итак о том, кого выше назвал Богом Господа нашего Иисуса Христа ради плоти, здесь сказал:
Еф.1:20. воздвиг Его из мертвых и посадил Его одесную Себя на небесах,
Еф.1:21. превыше всякаго начальства и власти,
сказал о Нем по плоти. Также по плоти:
Еф.1:22. все подчинил под ноги Его, и... Его дал [соделал] главою над всем и над Церковию,
Еф.1:23. Которая есть , – как говорит, – тело Его и полнота Его, все во всем... наполняющаго.
Так как Он облек Себя телом нашим, то церковь становится в конце телом Тела Его, и таким образом все наполняется Им и Он во всем.