Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 19:2
Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.
Святые отцы
Прочие
- Апрингий (†VIв.)
- Экумений (†VIв.)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Ст. 1-3 После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков
Этот голос - голос Церкви, когда было совершено отделение и когда из нее вышли все злые люди, которые должны гореть в вечном пожаре. И дым их, говорит Иоанн, - восходит во веки веков. Послушайте, братья, и ужаснитесь, и узнайте наверняка, что под Вавилоном и блудницей, дым которых восходит во веки веков, понимаются лишь алчные, развратные и гордые люди. Поэтому, если хотите избежать этих зол, не предавайтесь столь тяжелым грехам. Разве видимый дым восходит во веки веков от сожженного города, а не от людей, пребывающих в гордости? Восходит, а не будет восходить, ибо в настоящем веке Вавилон по-прежнему идет к погибели. Вавилон ведь сжигается частично, как и Иерусалим - лишь в тех святых, которые расстаются с этим миром, - переходит в рай, что Господь делает очевидным через бедного и богатого.
Изложение Откровения
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
Ст. 1-4 После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему: ибо истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя
Аллилуия означает Божественное прославление; аминь - истинно, да будет. - Это, говорит, Ангельскими силами вместе с равноангельными людьми воспевается Богу троекратно, по причине Триипостасности Отца, Сына и Святого Духа, единого Бога, Который отмстил кровь рабов Своих от руки Вавилона, облагодетельствовал наказанием жителей его и пресек грех. - Словами: «и дым ея восхождаше во веки веков» показывает или то, что посланные на него наказания никогда не забыты, или что, потерпевши наказание отчасти, в меньшей мере, хотя и вечно, будет мучим в будущем.
Апрингий (†VIв.)
Ст. 1-3 После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков
Мы обращаем внимание на то, что святые радуются разрушению города-блудницы, и устремляем взор на то, что они восхваляют Господа в ликовании хвалы. Что иное здесь описывается, если не воздаяние грешникам и вознаграждение праведников? Это то, о чем сказал Даниил: пробудятся одни для жизни вечной, другие на вечное поругание (Дан 12:2), чтобы могли всегда видеть это. Поэтому сказано: И дым ее восходил во веки веков.
Трактат на Откровение
Экумений (†VIв.)
Ст. 1-3 После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков
Сказано: я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, - ибо неисчислимы чины святых ангелов. Как один из отцов говорит: девяносто девять овец, сохраненных [в стаде] и не сбившихся с пути, обозначают ангелов, тогда как одна заблудшая - все человечество.
Они говорят: Аллилуйя! Аллилуйя - еврейское слово, обозначающее хвалите, воспевайте Бога. Стало быть, они поют хвалебный глас по поводу праведного суда над духовным Вавилоном. И во второй раз совершают это славословие, и еще ниже вновь его возглашают, чтобы тройным вознесением аллилуйи прославить святую и многовоспетую ими Троицу, ибо Троица - Бог.
И дым ее, сказано, восходил во веки веков. Славословие аллилуйи прервало ход повествования на полуслове, поскольку, несомненно, продолжается это предложение так: и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И дым ее восходил во веки веков. Он говорит о дыме, поскольку полностью сгорел город, о котором он ведет речь: ведь дым указывает обыкновенно на огонь.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 1-5: После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему, ибо истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! И голос от престола исшел говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.
Как и следовало ожидать, весь мир небесный отзывается на эту, совершенно уничтожающую, расправу десяти царей с Вавилоном, на выразившийся в этом суд Божий, осудивший эту великую любодейцу по правде и истине за растление ею земли любодейством ее и за пролитие ею крови святых. Воздавая опять спасение и славу, и честь, и силу Господу, все это прославляющее множество сопровождает такую хвалу свою, как в обычае у земной, как ветхозаветной, так и новозаветной, Церкви, возгласом хвалебным: аллилуия, что значит с еврейского – хвалите Бога (ср.: Пс.103:35; 105:48). И затем снова добавлено об этой любодейце: и дым ее восходил во веки веков (см.: Откр.14:11, с той разницей, что там поставлено будущее время: будет восходить). И снова, как при начале небесного этого видения (см.: Откр.4-я гл.), пали в благоговейном преклонении при этой песни прославления и старцы, и животные от Престола, с тем же возглашением аллилуия и аминь, а от самого Престола исходивший голос (вероятно от среды четырех животных) всех призвал к восхвалению – всех рабов Божиих и боящихся Его, как великих, так и малых.
И в ответ на этот, свыше-небесный, призыв, раздается новая песнь, еще более громкая, более торжественная, и уже только светлая, только к ликованию святости и чистоты переходящая и к тому ликованию о браке Агнца и чистейшей Невесты Его, коим посвящены будут две последние, заключительные главы Апокалипсиса.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
В первых десяти стихах этой главы также чрезвычайно образно описывается ликование на небе в среде многочисленных сонмов святых по поводу разрушения враждебного антихристова царства и наступления царства Христова. Последнее изображается под видом «брака Агнца» и участия праведников в «брачной вечери Агнца» (ср.: Мф. 22:-14; также Лк.14:16-24).
Аллилуиа, по объяснению св. Андрея Кесарийского, «означает Божественное прославление»; аминь – истинно, да будет. Это говорит, Ангельскими силами вместе с равноангельными людьми воспевается Богу троекратно, по причине Триипостасности Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога, Который отмстил кровь рабов Своих от руки Вавилона, облагодетельствовал наказанием жителей его и пресек грех. «Аллилуиа» от еврейского «гал– лелу яг» значит буквально: «хвалите Бога».
«И дым ее восходил во веки веков» – это говорится о том, что кара, постигшая Вавилон–блудницу, будет продолжаться вечно.