Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 19:18
да снѣ́сте пло́ти царе́й и пло́ти крѣ́пкихъ и пло́ти ты́сящниковъ, и пло́ти ко́ней и сѣдя́щихъ на ни́хъ, и пло́ти всѣ́хъ свобо́дныхъ и рабо́въ, и ма́лыхъ и вели́кихъ.
Святые отцы
Прочие
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих
Мы понимаем, что это поистине происходит в Церкви. Ведь когда все народы включаются в Церковь, они пожираются духовно: поглощенные дьяволом - это тело дьявола, воспринятые же Церковью становятся членами [тела] Христа.
Изложение Откровения
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих
Преимущественное желание Божие, называемое благоволением и вожделенною Его вечерею, состоит, во-первых, в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим 2:4) и обратились и живы были, а во-вторых - чтобы получили наказание его заслужившие. Потому Христос назвал волю Отца Своей пищей. Здесь же она называется Божьею вечерею, ибо люди получат царство или наказание, то есть что каждый желал получить за свои дела.
Съедением плоти показывается уничтожение всего плотского и исчезновение начальственных на земле имен. О конях упоминает Иоанн не потому, что они воскреснут и будут судимы, но для обозначения чрез них или людей женонеистовых, или находящихся во власти лукавства, или же тех и других. Всадниками называет преимуществующих во зле, что далее и поясняет, говоря: свободных и рабов, малых и великих; ибо свободными и великими он называет согрешивших много и по своему желанию, рабами же и малыми - согрешивших менее, или по неразумию, или возрасту, или нужде.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О войне.
Мф.5:21. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Числ.25:16-18; 31:1-2, полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13. Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14, а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.1:1,31;11:21; Веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10; Деян.10:1-4; и на небе, между бесплотных сил, без войны не обошлось: Откр.19:11-19.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 17-21: И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. И увидел я зверя и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.
Вот, таким образом, подошли мы и к самому последнему, действительно завершающему, моменту всей нашей земной человеческой истории: моменту, когда произойдет это решающее, в полном смысле слова окончательное столкновение между светом и тьмой, добром и злом, между Христом и антихристом с его пророком, и притом с указанием и последующей судьбы этих двух основных соблазнителей и первокоренных противников Христа в роде человеческом. В понимании этого, в высшей степени таинственного, места, несомненно превышающего всякое естественное наше разумение в настоящую пору, мы не должны, прежде всего, упустить из виду основные черты тех сторон, которые выступают действующими в этом заключении 19-й главы. Антихрист и все воинство его – наш здешний, земной мир, хоть и исключительный, и даже нарочито заходящий в действовании своем за пределы обычноестественного (припомним нарочитое стремление лжепророка наиболее пользоваться знамениями и чудесами ложными). Напротив, светлый мир – целиком небесный, и не потому лишь, что выходит он из отверстых врат неба, но и потому, что состоит-то он, возглавляясь Царем Небесным, исключительно из одних небожителей – ангелов ли то или принятых в горние селения праведников. Ясно, что представлять это решающее столкновение их по земному типу невозможно. Ни пушки, ни отравленные дымы и газы не могут тут иметь применения, тем паче так называемое холодное оружие. Убивает врагов – меч, исходящий из уст Христа, но меч, Ему соответствующий, реальный и поражающий, но не грубо материальный. Но есть, повторяем, в этой брани и сторона человеческая, земная. Таково собрание (конечно, на равнине Магеддона – Иоасафатовой долины: см. гл. 16-ю) этих неисчислимых полчищ антихристовых. И дополнительно к этому – еще более определенное указание следующей, 20-й, главы: место, по нашему убеждению, относящееся сюда же. То – собрание Гога и Магога, вышедших на широту земли и окруживших стан святых и город возлюбленный (Откр.20:7–8).
Начинается этот завершительный отдел 20-й главы, как мы видели, символическим образом ангела, стоящего на солнце, т.е. «в лучах солнечных» (Орлов). Как глашатай среди площади, и он с самой средины неба созывает всех птиц небесных на небывало сытое для них пиршество от множества трупов пораженных в этой брани нечестивцев, причем в последнем стихе добавляется, что птицы и на самом деле напитались их трупами. Конечно, это изображение – чисто аллегорическое, наглядно рисующее то безусловно полное поражение и изничтожение не только нечестия, но и самих нечестивцев в эти конечные моменты всеобщей истории человечества. Как произошло самое столкновение этих двух противоположных царств и воинств, нам здесь не указывается: мы видим лишь приготовление к нему, а затем – сразу результат его, в виде гибели для всех собранных мерзкими жабами (16-я гл.) полчищ. Не указывается тут и то, как исполнятся слова апостольские, написанные богодухновенным Павлом фессалоникийцам: Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2Фес.2:7–8). Мечом ли уст или духом уст Своих убивать будет в этом явлении Своем Господь, конечно, разницы тут нет. Но только из сопоставления двух этих пророчеств мы более точным должны признать речь Апокалипсиса, как более детальную и полную: убиты будут все люди из приведенного на открытую и сознательную борьбу против Христа полчища антихриста; сам же он вместе с лжепророком, как видел Иоанн, схвачены будут, и оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою. По нашему мнению, наилучшим толкованием этого места нужно признать объяснение св. Андрея Кесарийского, который, приведя эти слова, говорит: «Быть может, что оба они не подвергнутся общей смерти, но, умерщвленные во мгновение ока, будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых апостол сказал, что они, будучи живы, вдруг, во мгновение ока, изменятся (1Кор.15:52), так, напротив, сии два противника Бога перейдут не в суд, но на осуждение. Основываясь на словах апостола, что антихрист будет убит духом Божественных уст (см.: 2Фес.2:8), и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста (вероятно, намек на апокатастасис Оригена), некоторые сие толкуют иначе; мы же утверждаем, что живые (в смысле Вечной жизни) суть ублажаемые Даниилом (т.е. праведники) и что сии два по пресечении Богом их власти в неистлевающих телах ввержены будут в огонь геенский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением».
Напротив, в объяснение 21-го стиха – об убиении прочих оружием сидящего на коне, он, отметив, что «две есть смерти: одна – разлучение души с телом, другая же – ввержение в геенну», далее пишет: «применяя сие к воинствующим вместе с антихристом, не без основания предполагаем, что мечом или повелением Божиим им нанесена будет смерть первая – телесная, и уже за нею последует вторая; и сие, добавляет он, правильно». Нам же кажется наиболее естественным и правдоподобным такое представление этого исхода Армагеддонской брани: как сам антихрист, так и прельститель всех этих масс богопротивников – лжепророк будут сразу же, на глазах у всех у них поглощены землей, как некогда прообраз его – самозванец Корей на глазах подобным образом бунтовавшего против воли Божией еврейского народа. Остальные же, опять-таки до обезумия зашедшие в своем протесте и злобе, или поражены будут моровою язвой, как сообщники тех бунтовщиков при Моисее (см.: Числ. 16-я гл.), или, вернее, тут же сожжены огнем (см.: Откр. 20-я гл.). Ибо и в этом великом своем грехе противления Богу и брани против Него они все же были лишь соблазненными.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Далее св. Тайновидец увидел Ангела, стоящего на солнце, который, призывая всех радоваться о наказании грешных и пресечении греха, возопил: «летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных». Это обращение Ангела к хищным птицам символически обозначает, что поражение врагов Божиих предстоит самое ужасное, как в кровопролитном сражении, когда тела убитых, вследствие их множества, остаются непогребенными, и птицы пожирают их.