Скрыть
да снѣ́сте пло́ти царе́й и пло́ти крѣ́пкихъ и пло́ти ты́сящниковъ, и пло́ти ко́ней и сѣдя́щихъ на ни́хъ, и пло́ти всѣ́хъ свобо́дныхъ и рабо́въ, и ма́лыхъ и вели́кихъ.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих

Мы понимаем, что это поистине происходит в Церкви. Ведь когда все народы включаются в Церковь, они пожираются духовно: поглощенные дьяволом - это тело дьявола, воспри­нятые же Церковью становятся членами [тела] Христа.

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих

Преимущественное желание Божие, называемое благоволением и вожделенною Его вечерею, состоит, во-первых, в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим 2:4) и обратились и живы были, а во-вторых - чтобы получили наказание его заслужившие. Потому Христос назвал волю Отца Своей пищей. Здесь же она называет­ся Божьею вечерею, ибо люди получат царство или наказание, то есть что каждый желал получить за свои дела.

Съедением плоти показывается уничтожение всего плотского и исчезновение начальственных на земле имен. О конях упоминает Иоанн не потому, что они воскрес­нут и будут судимы, но для обозна­чения чрез них или людей женонеистовых, или находящихся во власти лукавства, или же тех и других. Всадниками называет преимуществующих во зле, что далее и поясняет, говоря: свободных и рабов, малых и великих; ибо свобод­ными и великими он называет согрешивших много и по своему желанию, рабами же и малыми - согрешивших менее, или по неразу­мию, или возрасту, или нужде.

Толкование на Апокалипсис 555

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О войне.

Мф.5:21. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Числ.25:16-18; 31:1-2, полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13. Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14, а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.1:1,31;11:21; Веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10; Деян.10:1-4; и на небе, между бесплотных сил, без войны не обошлось: Откр.19:11-19.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 17-21: И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. И увидел я зверя и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.

И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

Вот, таким образом, подошли мы и к самому последнему, действительно завершающему, моменту всей нашей земной человеческой истории: моменту, когда произойдет это решающее, в полном смысле слова окончательное столкновение между светом и тьмой, добром и злом, между Христом и антихристом с его пророком, и притом с указанием и последующей судьбы этих двух основных соблазнителей и первокоренных противников Христа в роде человеческом. В понимании этого, в высшей степени таинственного, места, несомненно превышающего всякое естественное наше разумение в настоящую пору, мы не должны, прежде всего, упустить из виду основные черты тех сторон, которые выступают действующими в этом заключении 19-й главы. Антихрист и все воинство его – наш здешний, земной мир, хоть и исключительный, и даже нарочито заходящий в действовании своем за пределы обычно­естественного (припомним нарочитое стремление лжепророка наиболее пользоваться знамениями и чудесами ложными). Напротив, светлый мир – целиком небесный, и не потому лишь, что выходит он из отверстых врат неба, но и потому, что состоит-то он, возглавляясь Царем Небесным, исключительно из одних небожителей – ангелов ли то или принятых в горние селения праведников. Ясно, что представлять это решающее столкновение их по земному типу невозможно. Ни пушки, ни отравленные дымы и газы не могут тут иметь применения, тем паче так называемое холодное оружие. Убивает врагов – меч, исходящий из уст Христа, но меч, Ему соответствующий, реальный и поражающий, но не грубо материальный. Но есть, повторяем, в этой брани и сторона человеческая, земная. Таково собрание (конечно, на равнине Магеддона – Иоасафатовой долины: см. гл. 16-ю) этих неисчислимых полчищ антихристовых. И дополнительно к этому – еще более определенное указание следующей, 20-й, главы: место, по нашему убеждению, относящееся сюда же. То – собрание Гога и Магога, вышедших на широту земли и окруживших стан святых и город возлюбленный (Откр.20:7–8).

Начинается этот завершительный отдел 20-й главы, как мы видели, символическим образом ангела, стоящего на солнце, т.е. «в лучах солнечных» (Орлов). Как глашатай среди площади, и он с самой средины неба созывает всех птиц небесных на небывало сытое для них пиршество от множества трупов пораженных в этой брани нечестивцев, причем в последнем стихе добавляется, что птицы и на самом деле напитались их трупами. Конечно, это изображение – чисто аллегорическое, наглядно рисующее то безусловно полное поражение и изничтожение не только нечестия, но и самих нечестивцев в эти конечные моменты всеобщей истории человечества. Как произошло самое столкновение этих двух противоположных царств и воинств, нам здесь не указывается: мы видим лишь приготовление к нему, а затем – сразу результат его, в виде гибели для всех собранных мерзкими жабами (16-я гл.) полчищ. Не указывается тут и то, как исполнятся слова апостольские, написанные богодухновенным Павлом фессалоникийцам: Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2Фес.2:7–8). Мечом ли уст или духом уст Своих убивать будет в этом явлении Своем Господь, конечно, разницы тут нет. Но только из сопоставления двух этих пророчеств мы более точным должны признать речь Апокалипсиса, как более детальную и полную: убиты будут все люди из приведенного на открытую и сознательную борьбу против Христа полчища антихриста; сам же он вместе с лжепророком, как видел Иоанн, схвачены будут, и оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою. По нашему мнению, наилучшим толкованием этого места нужно признать объяснение св. Андрея Кесарийского, который, приведя эти слова, говорит: «Быть может, что оба они не подвергнутся общей смерти, но, умерщвленные во мгновение ока, будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых апостол сказал, что они, будучи живы, вдруг, во мгновение ока, изменятся (1Кор.15:52), так, напротив, сии два противника Бога перейдут не в суд, но на осуждение. Основываясь на словах апостола, что антихрист будет убит духом Божественных уст (см.: 2Фес.2:8), и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста (вероятно, намек на апокатастасис Оригена), некоторые сие толкуют иначе; мы же утверждаем, что живые (в смысле Вечной жизни) суть ублажаемые Даниилом (т.е. праведники) и что сии два по пресечении Богом их власти в неистлевающих телах ввержены будут в огонь геенский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением».

Напротив, в объяснение 21-го стиха – об убиении прочих оружием сидящего на коне, он, отметив, что «две есть смерти: одна – разлучение души с телом, другая же – ввержение в геенну», далее пишет: «применяя сие к воинствующим вместе с антихристом, не без основания предполагаем, что мечом или повелением Божиим им нанесена будет смерть первая – телесная, и уже за нею последует вторая; и сие, добавляет он, правильно». Нам же кажется наиболее естественным и правдоподобным такое представление этого исхода Армагеддонской брани: как сам антихрист, так и прельститель всех этих масс богопротивников – лжепророк будут сразу же, на глазах у всех у них поглощены землей, как некогда прообраз его – самозванец Корей на глазах подобным образом бунтовавшего против воли Божией еврейского народа. Остальные же, опять-таки до обезумия зашедшие в своем протесте и злобе, или поражены будут моровою язвой, как сообщники тех бунтовщиков при Моисее (см.: Числ. 16-я гл.), или, вернее, тут же сожжены огнем (см.: Откр. 20-я гл.). Ибо и в этом великом своем грехе противления Богу и брани против Него они все же были лишь соблазненными.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.

  Далее св. Тайновидец увидел Ангела, стоящего на солнце, который, призывая всех радоваться о наказании грешных и пресечении греха, возопил: «летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных». Это обращение Ангела к хищным птицам символически обозначает, что поражение врагов Божиих предстоит самое ужасное, как в кровопролитном сражении, когда тела убитых, вследствие их множества, остаются непогребенными, и птицы пожирают их.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible