Скрыть
Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 11-12 И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим

Что небо отверсто, сие означает, что пришествие Судии последует с неба, подобно тому, как и здесь у земных царей совлечение и свитие занавесов предшествует осуждению и приговору виновных. - Белый конь означает светлость Святых, восседая на которых будет судить народы, испуская из своих пламенных и огненных очей, т.е. из всевидящей силы Своей, огненный пламень, праведных, однако, не опаляющий, но просвещающий, а грешников, напротив, пожирающий, но не просвещающий. - Многие венцы означают или Его власть над всем сущим на небе и на земле, - сколько ни есть на небе чинов Ангельских и на земле престолов и соборов святых, или, по долготерпению во всем о нас домостроительстве, победу над грешниками, как говорит Давид: победиши, внегда судити ти (Пс. 50, 6).

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим

Иногда о заповедях говорится как об очах Божиих, иногда о Духе. Слово Твое, Господи, - восклицает псалмопевец, - светильник ноге моей (Пс 118:105). И о Духе: Огонь пришел Я низвести на землю (Лк 12:49).

Изложение Откровения

Примасий, еп. (†560)

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого

Совершенное знание Слова Божьего открыто тем, кто достоин быть телом Христа и членами Его, потому что Глава прежде всего дает познание Себя телу, и Он знает, что Церковь достойна знать Его. Апостол говорит: соединяю­щийся с Господом есть один дух с Господом, ибо два будут одна плоть (1Кор 6:16-17). Ни иудеи, ни чужестранцы, ни еретики никогда не узнают этого имени, ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1Кор 2:8), и потому что мир Тебя не познал (Ин 17:25).

И еще Господь сказал ученикам: вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин 14:19-20). А ученики отвечали: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? (Ин 14:22). Отно­сительно еретиков Господь сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят (Мк 4:11-12).

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Однако нам должно остерегаться, чтобы плотским мудрованием незаметно не помыслить того, что имя Сына, о котором здесь речь, неизвестно Отцу или Святому Духу <…> Если говорит­ся, что только Сын знает что-либо, то следует думать, что и вся Троица знает. Точно так же, если сказано, что Отец один знает что-либо, Он без сомнения мыслится знающим это вместе со Своей Мудростью, Которая есть Христос, и со Своим Духом, Который, по вере, есть Дух Отца и Сына. Ибо когда об Отце говорится, что Он знает день суда, определенно это не противоречит тому, что Сын и Дух также знают это. Итак, когда говорится, что Святой Дух один знает что-либо, и имена Отца и Сына в схожей речевой ситуации не названы, тем не менее здесь объявляется, что и Они также знают это. Если апостол говорит: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живуще­го в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1Кор 2:11), глупо было бы лишать Отца и Сына этого знания. Если он говорит в другом месте: не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30), это не отстраня­ет Отца и Сына от участия в деле нашего искупления, даже если он не упоминает их имен. Ибо из-за того, что сила единой природы неделима, мы учим, что действия Троицы нерассекаемы.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого

В седьмой главе книги Исход Бог говорит божественному Моисею: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им (Исх 6:2-3). Он показывает, что оно больше, чем может вместить человеческий слух. Поэтому, давая апостолам наставление о том, как должно совершать крещение обратившихся к познанию Бога, Господь сказал: крестя их во имя, а сказав: имя, Он не сообщил имена в подлинном звучании. Ведь не было возможности для Него сделать их звучание доступным, но вместо подлинных Он сообщил имена, указывающие на отношения и личные. Первые Он употребил, произнеся: во имя Отца и Сына, а личное - прибавляя: и Святого Духа (Мф 28:19). Вследствие этого, что наиболее основательно, и в книге Откровения Он не допускает, чтобы всем было известно истинное имя Единородного.

Комментарий на Откровение

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О войне.

Мф.5:21. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Числ.25:16-18; 31:1-2, полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13. Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14, а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.1:1,31;11:21; Веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10; Деян.10:1-4; и на небе, между бесплотных сил, без войны не обошлось: Откр.19:11-19.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 11-16: И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого; Он был облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие.

И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих.

В этом новом видении св. Иоанн был созерцателем в небесном храме и увидел, что два войска, между которыми должно произойти сражение, выступают на какую-то равнину, прилегавшую к храму. О втором войске, о собрании коего говорилось в 16-й главе, сказано будет коротко и здесь – ниже, в 19-м стихе. Первое же войско описывается здесь подробно и наглядно. На белых конях – этом всегдашнем символе правды и нравственной чистоты и в одеждах чистого и белого же виссона праведности выступает оно из отверстого неба, имея Вождем своим и главой, как явно из всего, Самого Царя Небесного, Господа Иисуса Христа, Который изображается здесь с наибольшею подробностью и полнотою. Сначала Он именуется эпитетами Верный и Истинный: Верный – в обетованиях, данных Церкви, ибо завершает все, что ей обещал; Истинный – во всех откровениях, во всех путях, указанных Им для жизни и спасения всех (соответствие сохраненным Иоанном же в Евангелии словам Его: Аз есмъ путь, и истина, и живот (жизнь). – Ин.14:6). К этому, в духе всего содержания Апокалипсиса, добавляется: Который праведно судит и воинствует. При этом, как мы уже оттеняли, милость и любовь Его особенно проявлялись в Первом пришествии Его и во всем, что последовало за ним в период Царства благодати. А вот это воинствование Его и правосудие в полноте проявится уже теперь, когда закончился тот первый период, подготовительный, и наступил второй – воздаяния и увенчания. Как пламень огненный, горят очи Его, т.е. исходит из всевидящей силы Его, по объяснению св. Андрея, «огненный пламень, праведных, однако, не опаляющий, но просвещающий, а грешников, напротив, пожирающий, но не просвещающий» (припомним наши разъяснения об отношении света ко тьме). «Многие венцы, – говорит далее св. Андрей, – означают или Его власть над всем сущим на небе и на земле – сколько ни есть на небе чинов ангельских и на земле престолов и соборов святых, или, по долготерпению во всем о нас домостроительстве, победу над грешниками, как говорит Давид: победиши, внегда судити Tи (Пс.50:6)». Конечно, добавим мы, диадимы эти обозначают и то и другое, как и сказал Господь еще по воскресении Своем: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф.28:18). Написанное у Него, но никому не ведомое имя Его, вероятнее всего, «было написано на челе Иисуса Христа, по примеру еврейского первосвященника, и оно всякому показывало высокое достоинство лица Его, в противоположность описанным выше гордым, пустым, богохульным именам зверя и лжепророка... Таинство этого имени никому не ведомо и непостижимо, потому что оно относится к сущности» и отличию Божественной природы, которых, конечно, никто из людей постигнуть не может. Отсюда уже и в Ветхом Завете оно называлось чудным (Суд. 13:18; Ис. 9:6; Притч. 30:4). Одежда Явившегося, и по Орлову, и по еп. Петру, представляется обагренною кровью врагов, уже прежде пораженных Иисусом Христом. Но, по нашему убеждению, нужно отдать здесь предпочтение св. Андрею Кесарийскому, по которому «одеждой Бога Слова была пречистая и нетленная плоть Его, обагренная Его кровью во время вольных Его страданий», и в этом мы имеем только подтверждение тому, что явившийся был именно Сам Иисус Христос.

«Имя Ему: Слово Божие. Это имя, взятое еще из книги Бытия (см.: Быт.1:3; Пс.32:6) и ясно усвоенное Единородному Сыну Божию в Евангелии (см.: Ин.1:14, 18; ср.: 1Ин.1:1; 5:7), показывает: а) отношение Сына Божия к Богу Отцу. Сын рождается от Отца, и рождается бесстрастно и духовно, подобно тому, как слово рождается в уме; рождается неизреченно и непостижимо так же, как непонятно человеку и то, как в уме его зачинается и рождается его собственная мысль или внутреннее слово его духа. Сын есть выражение Отчего естества, образ Бога Невидимого, сияние славы Его – так, как и человеческое слово отражает в себе свойства его ума. Это наименование показывает далее б) отношение Сына к твари: Сын есть содетельная и содержательная вина всего сотворенного (см.: Кол.1:16–17). Чрез Него совершаются все советы и действия Отца, так же как и мысль ума, воплощаясь в слово, осуществляется чрез него.

Наконец, наименование Сына Словом показывает в) отношение Его, в частности, к разумным творениям. Сын открывает им тайны Божества, сокровенные советы Своего невидимого Отца, подобно, как и человеческое слово открывает другим сокровенные мысли ума и тайные движения сердца».

Продолжение описания Иисуса Христа в этом видении находим, далее, в стихах 15-м и 16-м, к которым мы, вслед за еп. Петром, прямо теперь и переходим. В остром мече, исходящем опять из уст Иисуса Христа (припомним Откр.1:16), в данном месте сказывается уже не символ учительства, а знамение Его суда и воинствования против врагов, как и сказано, что им поражает Он народы. Можно, впрочем, видеть в этом мече и общий новозаветный его смысл – слово Божие, но опять-таки как слово истины, рассекающее всякий обман и мечом света ее поражающее всякую неправду. Следующие символы (пасет жезлом железным и топчет точило) также представляют собой дословное повторение уже ранее объясненных мест Апокалипсиса (2:27; 12:5; 14:20) и только усиливают мысль этих образов приложением их ко всем народам, в очевидном объеме всего рода человеческого. Для неверующих и богопротивящихся жезл железный – оружие, которым сокрушают. Для верующих, наоборот, – опора и защита, а равно и показание пути, по коему и дальше они должны следовать. Высокое значение Его как Царя царствующих и Господа господствующих представлено в видении, по тогдашнему обычаю восточных царей, написанным на одежде (у римлян – на императорском плаще, при бедре, где висел меч). Смысл слов этих совершенно ясен, и лучше понимать их в буквальном значении, признавая в Спасителе верховенство и источник всякой власти, решительно всего, что только имеет какое-либо господство и власть на небе и на земле. Но можно принять и аллегорическое понимание, по которому св. Андрей видит здесь указание на то, что Он, будучи человеком, есть «Царь царей, царствующих над страстями, и Господь господ, при содействии Христа получивших достоинство и власть над грехом, и Господь тех, которые воцарятся с Ним и в будущем веке».

Вернемся теперь к стиху 14-му, где говорится о воинстве, следовавшем за Христом. Мы уже знаем, что воинства небесные – чистые и светлые – следовали за ним на белых конях и в белом же и чистом виссоне. Какие же это воинства: ангелы ли то или святые из людей? Прот. Орлов в объяснении этого места категорически заявляет, что сопровождали Иисуса Христа как Судию и Мздовоздаятеля «небесные силы, состоящие исключительно из бесплотных ангелов»; к такому же мнению склоняется, видимо, и св. Андрей. Но еп. Петр, наоборот, относит это к людям – угодникам Божиим: «Под небесным воинством, – говорит он, – разумеются избранные, званые и верные, о которых сказано в Откр.17:14». По нашему мнению, оба эти объяснения нужно объединить, т.е. нужно признавать тут как тех, так и других. Дело в том, что брань эта, Христа и святых против антихриста и его войска, есть как бы преддверие Страшного Суда, о котором не раз говорил Господь в Евангелии. А ведь там Он сказал, что придет Он на суд со всеми ангелами святыми (см.: Мф.16:27; 25:31); но на суд же явятся с Ним и святые апостолы (см.: Мф.19:28; Откр.18:20). В видениях же Апокалипсиса первенцы прославленные, как мы видели, уже перед этим, так сказать, окружили Агнца перед концом мира: трудно предположить, что не будут они сопровождать Его и на последнюю брань Его против Антихриста, ибо брань эта все же будет в порядке человеческом.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
 

  Эта часть главы изображает появление Самого Божественного Жениха – Слова Божия, брань Его со зверем и воинством Его и окончательную победу над ним. Св. Иоанн увидел отверстое небо, откуда сошел в виде всадника на белом коне Господь Иисус Христос, за Которым следовали также на белых конях небесные воинства. «Белый конь, по словам св. Андрея, означает светлость святых, восседая на которых будет судить народы, испуская из Своих пламенных и огненных очей, то есть из всевидящей силы Своей, огненный пламень, праведных, однако, не опаляющий, но просвещающий, а грешников, наоборот, пожирающий, но не просвещающий. Он появляется как Царь, со множеством диадем на голове, чем означается, что Ему предоставлена вся власть на небе и на земле (Мф. 28:18) и над всеми царствами мира» (св. Андрей, гл.58).

«Имый имя написано, еже никтоже весть, токмо Он Сам».

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible