Скрыть
И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.

Святые отцы

Прочие

Викторин Петавийский, сщмч. (†304)

И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды

Это сказано о народах, которые погибнут в пришествие Господа. И хотя это показано в различных образах, однако [случится] лишь однажды, во время пришествия Господа, уничтожения царства антихриста и открытия царства святых.

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды

Из слов «ин Ангел изыде от олтаря, имый область на огни» узнаем, что одни из поставленных над тварями Ангельских сил управляют водами, другие - огнем, иные же - другою какою-либо частью твари. А что сей поставлен над огнем, означает то, что он один из высших Ангелов и что дело его - наказывать, ибо громким голосом повелевает имеющему серп обрезать грозды земного винограда. - Гроздами означаются нечестивые и законопреступники, которые вместо вина веселья наполняют чашу гнева Божия и приносят благому делателю ярость змей и аспидов.

Толкование на Апокалипсис 555

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И иной ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды

Как говорил Иероним, служение ангелов имеет двойственную природу: одни из них награждают праведных, другие руководят различными стихийными бедствиями. Как и сказано: творишь ангелами Твоими духов (Пс 103:4), и т.д. Два ангела, возвещающих о том, что жатва созрела и что виноград созрел, могут пониматься как молитвы Церкви, которая громким голосом, то есть с горячим желанием, каждый день молит о пришествии Царства Божия, говоря: Пусти острый серп твой, и т.д. И жатва, и урожай винограда частью принадлежит земле, частью - небу, зрелость обоих указывает на конец времен. Потому что созрели на нём ягоды - то есть совершены их грехи, однако зрелостью можно назвать и совершенство добродетельных.

Изложение Откровения

Экумений (†VIв.)

И иной ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды

Я думаю, что предназначение этого ангела - наказание грешников. Далее апостол говорит: Пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле. Жатва, о которой сказано выше, описывала кончину равно и праведни­ков и грешников. Она произведет разделение их, по слову Евангелия: Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф 3:12). Однако сбор ягод намекает на крайних беззаконников, потому что видение изображает их опьяненными и потерявшими рассудок. Из этих слов ясно, что Господь не считает, что их надлежит собрать, так же как и первых. Но какой-то из ангелов немедленно выбросил их вовне в точило гнева Божия. Они и заступничества не достойны, и не увещеваются, и в суд не приводятся, как и грешники, осужденные в Евангелиях, для которых суть наказания заключалась в изгнании и лишении общения. Об этом, думаю, пророк говорит, что не устоят нечестивые на суде (Пс 1:5).

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-18 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды

Далее Иоанн видит другого нового Ангела, который выходит из храма. Это, очевидно, один из простых Ангелов, служителей Божиих и исполнителей Его воли. Вслед за этим Ангелом появляется еще новый Ангел. Но он выходит уже не из самого храма (XI:19), не из святилища, но от жертвенника и назван имеющим власть над огнем. Следовательно, этот Ангел принадлежит к числу тех Ангелов, слуг Божиих, которые управляют в мире теми или другими стихиями. Он выходит от жертвенника всесожжения (VI:9), от которого была возносима молитва убиенных праведников об отмщении нечестивым, т.е. о суде над миром. Теперь, как бы в ответ на эти молитвы, от того жертвенника выходит Ангел с повелением от Бога произвести суд над нечестивыми.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 17-20: И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград, на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Как дело первого ангела было пожать с земли пшеницу праведных, так дело этого второго – обрезать гроздья нечестивых. Этот ангел выходит из храма, о котором теперь точно обозначается, что он находился на небе; а за ним еще ангел, также из великих, ибо ему дана власть над огнем, т.е., очевидно, ангел карающий. Не только громким голосом, но криком великим, в знак решительности и строгости приказа, велит он второму ангелу пустить серп свой на землю к гроздьям винограда, потому что ягоды на нем уже созрели, или, как ясно, нечестия оставшихся нераскаянными грешников достигли полной, сколько-нибудь допустимой и терпимой меры. И вот обрезан был этот виноград нечестия на земле и брошен в великое точило гнева Божия. По указанию еп. Петра, образ в этом случае взят от горы Елеонской – под Иерусалимом – за городом, где много было точил для маслин и винограда. Под этим великим точилом, в которое должны были войти все эти грешники, в необозримом числе их, правильно разумеют те бедствия, которые, по Апокалипсису, теперь надвинулись на царство антихриста в такой великой степени и грозных видах и о которых далее и пойдет речь. Эти бедствия явятся вместе с тем и полным крахом, таким же грандиозным крушением всех высокомерных человеческих расчетов в их дерзком вызове против неба, как и древний вызов строителей башни Вавилонской, в столь знакомых нам заносчивых заявлениях об устройстве жизни на земле без Бога и Его закона и о создании рая на земле. В точилах Палестины выжимался сок из ягод винограда посредством нажатия, выдавливания его из них. Так, по правосудию разгневанной Правды Божией, будет жать и давить та самая жизнь последних времен, предавшихся сатанинским началам жизни нечестивцев. И как из переполненного свыше краев точила выливается сок виноградный, красный, как кровь, так польется тогда кровь по лицу земли, и всего вероятнее – от множества войн у мечтавших создать мир без любви христианской, кричавших, по слову пророка, мир, мир, когда мира нет (Иер. 6:14). И потекла кровь из точила (уже прямо кровь, а не сок) на тысячу шестьсот стадий (стадия еврейская равнялась приблизительно 90 саженям, значит, все это пространство – на 144 тыс. саженей – 288 верст – самая длинная линия для измерения Палестины). И при этом в вышину кровь шла до узд конских, т.е. так высоко, как только могли двигаться эти кони истребления. Конечно, «определенное взято здесь вместо неопределенного и вообще означает обширное поле сражения» (еп. Петр). Так страшно будет пролитие крови, как и вообще разлитие бедствий и зол у этих, перезревших в нечестии, гроздьев винограда. И так приготовилось все, созрело и достигло своей возможной полноты – и светлое, и мрачное, и пшеница, и плевелы в состоянии человечества, по 14-й главе, в эпоху антихристову. Все выявилось, все достигло своей определенности, все точно обозначилось для своего заслуженного, соответствующего нравственному состоянию той и другой стороны, будущего, для награды праведных и для наказания грешных.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.

  «Из слов „иной Ангел, имеющий власть над огнем“ узнаем, что одни из поставленных над тварями Ангельских сил управляют водами, другие – огнем, иные же – другою какою–либо частию твари. А что сей поставлен над огнем, означает то, что он один из высших Ангелов и что дело его – наказывать, ибо громким голосом повелевает имеющему серп обрезать грозды земного винограда» (св. Андрей, гл.44).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible