Глава 14
Статья тридцать девятая
Об Агнце и ста сорока четырех тысячах, стоящих с Ним на Сионской горе
Откр.14:1. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
Под «Агнцем» нужно, без сомнения, разуметь Христа, стоящего не на другой горе Сионе, а в новом граде Бога Живаго. «Сто сорок четыре тысячи» указывают или на многоплодие апостольского семени, из коих Божественная благодать избрала в каждом двенадцать тысяч, то есть полный плод веры спасенных, или же девственников Нового Завета, как по внутреннему, так и по внешнему человеку, потому что в Ветхом Завете девственников было немного. Поэтому нужно отличать эти тысячи от показанных раньше и соединенных вместе по именам колен израильских, о девстве которых не говорилось. Лица их всех носят печать Божественного света, и поэтому кажутся страшными для погибших ангелов.
Откр.14:2. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
Откр.14:3. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами;
«Шум многих вод и грома и играющих на гуслях» указывают на звучность и ясность песнопений святых, и вместе на стройность, красоту и гармонию их песни, оглашающей всю Церковь и собрание первородных, на небесах написанных, и как бы созвучием струн согласующейся с единодушием святых в их умерщвлении телесных страстей. Эту песнь выучить не может никто, кроме них, ибо самое знание наше сообразуется с характером жизни наподобие того, как у людских слуг знание тайн их господ соответствует степени расположенности к ним и любви со стороны господ.
и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
Откр.14:4. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу,
Откр.14:5. и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
Мы думаем, что эти после названных двадцати четырех старцев имеют преимущество пред другими, как приобретшие девством и незлобием языка и дел светлость добродетелей, за которую научены они новой песни. Песнь эта останется неизвестной для многих в жизни настоящей и будущей. Хотя тогда по упразднении несовершенного и настанет, по апостолу, «совершенное» знание (1Кор. 13:10), но откровение тайн Божиих и тогда будет сообразно с настоящею жизнию, «ибо мнози обители в дому Отца Моего» (Ин. 14:2), и «звезда от звезды разнится во славе» (1Кор. 15:41), подобно тому как и в мучениях будет много различия. Пусть избавит от них нас всех Господь и сопричислит по благодати Своей к спасаемым, взирая не на множество грехов наших, но на щедроты Свои, по которым Он пришел на землю пролить за нас Свою честную Кровь, чтобы омыть пороки и скверны наши и чистыми привести к Отцу, с которым Ему, Начальнику нашего спасения и жизни, вместе с Животворящим Духом подобает слава и почитание ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Статья сороковая
Об Ангеле, предсказывающем близость будущего Суда
Откр.14:6. И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
Откр.14:7. и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.
«Средина неба» указывает на высоту Ангела и потом на то, что явившийся Ангел – небесный и послан, чтобы возвести людей на небо и соединить тело Церкви со Христом – Главою Ее. «Вечным» Евангелие называется как предопределенное Богом от века. Бойтесь, говорит он, Бога и не страшитесь антихриста, который не может погубить с телом и душ ваших, и противьтесь ему с дерзновением, ибо близок Суд и воздаяние, а он имеет власть лишь на короткое время.
Статья сорок первая
Об Ангеле, возвещающем падение Вавилона
Откр.14:8. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.
Вавилоном, по значению этого имени, называется смешение этого мира и житейской смуты; о нем говорится, что скоро падет или перестанет быть. «Вино ярости любодеяний» – помрачение ума от идолопоклонства или опьянение грехом, за которое Бог, по слову Псалмопевца, «потребит всякого любодеющаго от Него» (Пс. 72:27). Окончательно же будет истреблен этот Вавилон с явлением горнего Иерусалима, с осуждением беззаконников на мучения.
Статья сорок вторая
Об Ангеле ином, предупреждающем верных не принимать антихриста
Откр.14:9. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,
Откр.14:10. тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;
Кто покорится звероподобному антихристу, последует его нечестивой жизни и на словах или на деле провозгласит его богом, о чем свидетельствует начертание на руке и челе, тот выпьет вместе с ним и чашу мучений, растворенную по праведному Суду и разбавленную не щедротами, а многоразличными наказаниями. «Вино ярости» означает наказание, как следствие вина нечестия, опьяняющего того, кто его пьет, ибо кто в чем согрешит, в том и получит наказание.
Откр.14:11. и дым мучения их будет восходить во веки веков,
«Дым мучения» означает или поднимающееся снизу с плачем дыхание мучимых или же дым от огня, в котором горят отпадшие. «Дым восходит во веки веков» – отсюда видно, что мучения грешников бесконечны, как и блаженство праведных.
и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.
«И не имут покоя день и нощь». День и ночь упоминаются не потому, что течение и будущего века будет соизмеряться по солнцу и грешники тогда не будут иметь покоя, но или сообразно настоящему обычаю измерять время днями и ночами, или потому, что «день» означает вечную жизнь святых, а «ночь» – мучения грешных, которые достойно постигнут всех, изображавших в себе образ зверя своими диавольскими делами и хулением на Христа и написавших в сердце своем бесчестное имя зверя.
Откр.14:12. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.
«Зде есть терпение святых». Он говорит, что грешники в будущем веке подвергнутся вечным мукам, а святые, потерпевшие здесь, в этом скоропреходящем веке, и сохранившие несокрушимую веру во Христа, возрадуются.
Откр.14:13. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
Не всех называет блаженными небесный голос, а только тех, которые, умертвив себя для мира, умирают в Господе, в теле своем носят мертвость Иисуса и состраждут со Христом. Для них оставление тела поистине является успокоением от трудов, и последствия подвигов – причина венцов и наград славы, превосходящих все, понесенное ими в борьбе с противными силами, ибо «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас», говорит апостол (Рим. 8:18). Надеясь удостоиться такой славы, и мы непрестанно должны взывать к Богу: «Приклони сердца наши во свидения Твоя... Отврати очи... еже не видети суеты» (Пс. 118:36, 37), и «не вниди в суд с рабами Твоими, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142:2), но богатством щедрот Твоих призри на нас, ибо Тебе принадлежит милость и власть, и Царство, и сила, и слава Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Статья сорок третья
О том, что Сидящий на облаке пожнет серпом произрастания земли
Откр.14:14. И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.
Под «облаком» нужно понимать или чувственное облако, подобное тому, которое скрыло Господа Иисуса от очей апостолов, или ангельскую силу, которая называется так за свою чистоту и легкость, как говорит Псалмопевец: «И взыде на херувимы и лете» (Пс. 17:11). Сидящий на облаке и подобный Сыну Человеческому – Христос. «Венец на главе» указывает на Его царскую власть над видимым и невидимым; он «золотой», ибо это вещество высоко ценится у нас. «Серп остр» указывает на кончину мира, которую Сам Господь называет «жатвою» (Мф. 13:39).
Откр.14:15. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.
Откр.14:16. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.
«Великий глас» этого Ангела означает иносказательно моление всех сил небесных, желающих видеть прославление праведных и пресечение беззаконий грешников, чем отвергается все движимое и скоропреходящее и откроется твердое и вечное. «Изсше трава земная» – это указывает, что наступило конечное время, когда созревшее, подобно пшенице, принесшей плод земледельцу в тридцать, шестьдесят и сто раз, семя благочестия будет удостоено небесных житниц.
Статья сорок четвертая
Об Ангеле, обрезывающем лозу горечи
Откр.14:17. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.
И Христос называется Ангелом Великого Совета (Ис. 9:6), но здесь, как это видно из последующего, под Ангелом разумеется один из служебных духов. Он вышел из церкве, сущия на небесах, с острым серпом, чтобы посечь особенно нечестивых.
Откр.14:18. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.
«Ин ангел изыде от олтаря, имый область на огни». Отсюда видно, что одни из начальствующих над тварями сил ангельских управляют водами, другие – огнем, иные же – какою-либо другою частью сотворенного. Этот поставлен над огнем, значит, он один из высших Ангелов, и дело его – наказывать, ибо он повелевает громким голосом имеющему серп обрезать грозды земного виноградника. «Гроздами» называются нечестивые и законопреступные, которые вместо вина веселия наполняют чашу гнева Божия и яростию змей и аспидов преследуют доброделателей.
Откр.14:19. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.
«Точило ярости Божия» означает место наказания, уготованное диаволу и его ангелам; по множеству мучимых в нем оно называется великим, ибо «пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу» (Мф. 7:13).
Откр.14:20. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.
Итак, точило будет истоптано вне города праведных, ибо, как говорит пророк, «не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных» (Пс. 124:3), и жилище их, как и жизнь их, не будет смешано (в точиле). Кровию, пролитою от попрания осужденных, называется праведный, неотвратимый и нелицеприятный Суд Божий, кровь же грозда – вино. Точило, наполненное вином нерастворенным, указывает, что наказание, постигшее заслуживших его, по причине гнева Божия достигает как бы до узд их, как неистовых коней, ибо они не имели для себя границ в удовольствиях и преступлении закона. За их безмерное нечестие оно распространяется на тысячу шестьсот стадий. Тысяча означает совершенное число, а в шестисотом году жизни Ноя, как известно, грех был потоплен водами. Нечестивыми начинаниями своими грешники оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть же означает и число дней творения и устроения мира. Место мучения тех, которые этого заслужили, будет поистине вне Иерусалима небесного. Что кровь их достигает до конских узд на тысячу шестьсот стадий, это, может быть, образно обозначает также и карающих Ангелов, которые в Священном Писании нередко называются конями. Стоны мучимых достигают до их узд, каковыми святые силы считают для себя Божие определение, управляющее ими при исполнении повеленного им. Аввакум, например, говорит: «всядеши на кони твоя» (Авв. 3:8) и в Песни Песней: «Конем Моим в колесницах Фараоновых уподобих тя» (Песн. 1:8). Но можно понимать это и иначе. Так как прилепившиеся к наслаждениям уподобились неистовым коням, то они и будут взяты за узду мучениями, то есть будут обузданы муками, так как не имели удержу в удовольствиях. Тысяча же шестьсот стадий указывают, что величайшая пропасть отделяет праведников от грешников по причине преисполненного зла и мерзости последних в делах их. Десять сотен означают множество зла; шесть – усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари; и в шестисотое лето Ноево потоплена была земля.