Tолкование на Апокалипсис (перевод с греч. прот. Михаила Боголюбского)

Источник

Содержание

Слово 1 Глава 1 Глава 2. Видение, в котором видел Господа среди семи светильников золотых, одеянного в подир Глава 3. Написанное Ангелу Церкви Ефесской Слово 2 Глава 4. Открытое Ангелу Смирнской Церкви Глава 5. Открытое Ангелу Пергамской церкви Глава 6. Откровение Ангелу Фиатирской Церкви Слово 3 Глава 7. Открытое Ангелу Сардийской Церкви Глава 8. Откровение Ангелу Филадельфийской Церкви Глава 9-я. Откровение Ангелу Лаодикийской Церкви Слово 4 Глава 10. О виденной на небе двери и о 24-х старцах и о прочем Глава 11-я. О книге, запечатанной семью печатями, которую никто из сотворенного существа не мог открыть Глава 12. О видении того, что в середине престола и четырех животных Слово 5 Глава 13. Снятие первой печати, означающее Апостольское учение Глава 14. Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих Глава 15. Снятие третьей печати, показывающее отпадение от Христа тех, которые нетвердо веровали в Него Слово 6 Глава 16. Снятие четвертой печати, показывающее язвы, находящие за нечестие Глава 17. Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ к Господу о конце Глава 18. Снятие шестой печати, означающее язвы, ниспосылаемые при конце Слово 7 Глава 19. О сто сорока четырех тысячах спасаемых от язвы четырех ангелов Глава 20. О бесчисленном народе, носящих светлые одежды из языков Глава 21. Снятие седьмой печати, показывающее, что Ангельские силы приносят Богу молитвы святых как фимиам Слово 8 Глава 22. О семи Ангелах, из которых когда вострубил первый, пали на землю град и огонь и кровь Глава 23 Глава 24 Слово 9 Глава 25. О четвертом Ангеле и помрачении светил Глава 26. О пятом Ангеле и мысленной саранче, и о различном виде ее Глава 27. О шестом Ангеле и об Ангелах, разрешенных на Евфрате Слово 10 Глава 28. Об Ангеле, облеченном в облако и радугу и провозвещающем о молчании Глава 29. О том, как Евангелист взял книжку от Ангела Глава 30-я. О Енохе и Илии Слово 11 Глава 31. О том, как восстанут умерщвленные антихристом два сии пророка Божии Глава 32. О седьмой трубе и о святых, воспевающих Бога за будущий суд Глава 33-я. О гонениях Церкви прежних и от антихриста Слово 12 Глава 34-я. О брани Ангелов и демонов и о ниспадении сатаны Глава 35 Глава 36. О звере десятирогом и семиглавом Слово 13 Глава 37. О лжепророке Глава 38. О скверном имени антихриста Глава 39. Об Агнце и ста сорока тысячах Слово 14 Глава 40. Об Ангеле, предвозвещающем близость будущего суда Глава 41. Об Ангеле, возвещающем падение Вавилона Глава 42-я. Об ином Ангеле, предупреждающем верных не принимать антихриста Слово 15 Глава 43. Как сидящий на облаке серпом пожинает произрастения земли Глава 44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи Глава 45. О семи Ангелах, насылающих перед концом язвы на людей, и о стеклянном море, (которое видел в Откровении) Слово 16 Глава 46. О том, что по излиянии первого фиала сделались гнойные язвы на отступивших Глава 47 Глава 48. О том, что от третьей язвы реки превращаются в кровь Слово 17 Глава 49. О том, что от четвертой язвы зноем опаляются люди Глава 50. О том, что пятой язвой омрачается царство зверя Глава 51. О том, что шестым фиалом открывается путь через Евфрат царям от востока Слово 18 Глава 52. О том, что через седьмую язву будет на людей град и землетрясение Глава 53. Об одном из семи Святых Ангелов, который показывает Блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и о семи главах и о десяти рогах Глава 54. Как Ангел истолковал ему виденное таинство Слово 19 Глава 55. Об ином Ангеле, возвещающем о падении Вавилона и о небесном голосе, повелевающем святым бежать из города и отвергнуть приятное, что имели прежде Глава 56. О песнопении святых и троякой «аллилуия», которую поют они при разрушении Вавилона Глава 57. О таинственном браке и вечери Агнца Cлово 20 Глава 58. О том, что Евангелист видел Христа на поле с силами Ангельскими Глава 59. Об антихристе и тех, кои ввержены с ним в геенну Глава 60. О том, что сатана связан с распятия Христова до конца, и о тысяче лет Слово 21 Глава 61. О престолах, уготованных для сохранивших исповедание Христово неизменным Глава 62. Что есть первое воскресение и что вторая смерть Глава 63. О Гоге и Магоге Слово 22 Глава 64. О сидящем на престоле, общем воскресении и суде Глава 65. О новом небе и земле и вышнем Иерусалиме Глава 66. О том, что сказал Седящий на престоле Слово 23                                          Глава 67. Об Ангеле, показывающем город святых и измеряющем стену его с воротами Глава 68. О чистой реке, казавшейся исходящей от престола Глава 69. О том, что Христос есть Бог Пророков и Владыка Ангелов Слово 24 Глава 70. О достоверности виденного Апостолом Глава 71. О том, что повелено было не запечатлевать, но возвещать откровение Глава 72. О том, что Церковь и в ней Дух ожидают славного явления Христова, и о клятве, которой подвергаются повреждающие книгу сию  

 

Часто многие, имеющие по любви ко мне большее, чем нужно, понятие о моем разумении, просили истолковать Апокалипсис Богослова Иоанна и видения его приноровить ко временам, бывшим после Иоанна. И я предпринял взяться за то, что выше сил моих. Хотя я знаю, что дело только великого и просвещенного Божественным Духом ума изъяснять таинственно виденное святым, чему надлежит прийти в исполнение в будущее время. Ибо и книги древних пророков, хотя весьма многими были истолкованы, но глубину заключающихся в них тайн сохраняют незримой даже до того дня, когда знание, еже отчасти, упразднится, и настанет совершенное (1Кор. 13:10); притом, большая часть сих писаний возвещает о первом пришествии Великого Бога и Спасителя нашего (впрочем по местам говорится в них и о втором Его пришествии). Не окажется ли дерзновенным тот, кто, не будучи причастен пророческого Духа, берется изъяснять то, чего конца еще и не видно. Но поскольку послушание лучше жертвы, упование не посрамитъ и любы николиже отпадает, по Апостолу, сей любовью связанный с Богоугодным духом твоим, Макарий, и надеясь ради нее получить восполнение недостатков и награду за послушание, которое есть плод любви, кротко исполню повеленное мне, с помощью Бога умудряющего.

 Во-первых, как знаешь и сам ты, все Богодухновенное Писание в тричастном виде дано Духом, так как троечастен и человек1. И в нем как бы некоторое тело есть буква и подлежащий чувствам рассказ, как бы душа – несобственные, образные выражения, возводящие читателя от чувственного к мыслимому, и как бы духом служит указание и созерцание будущего и самого возвышенного, так что первое приличествует руководимым законом, второе – живущим в благодати, третье – блаженному состоянию, в котором царствует дух, коему покорены уже все плотские помыслы и движения. Первое ограничивается рассказом событий уже совершившихся, хотя часто немало украшается предтекущими образами истины (прообразования), второе –  приточными увещеваниями и другими подобными учительными мнениями, например: терния прозябают в руце пияницы (Притч. 26:9), или: усрамися, Сидоне, рече море (Ис.23:4), и тому подобными. Третье же, т.е. духовное, находит полноту свою в Апокалипсисе Богослова. Конечно оно, вместе с образным и историческим, в достаточной мере усматривается и у других пророков, но здесь особенно преизобилует, почему только более совершенным в знании повелено возвещать его. Почему и мы, не как постигшие глубину сокровенного в нем Духа, приступаем к изъяснению виденного Блаженным Богословом. Даже в буквальном смысле понять все мы не берем на себя смелости или не имеем в виду, но желаем доставить уму упражнение к дальнейшим стремлениям и к презрению настоящего, как преходящего, и к желанию будущего, как постоянного, точное познание сего предоставляя Божественной Премудрости, ведущей и те времена, в которые совершится предсказанное, о которых испытывать нам запрещено Апостолами.

Мы сделали сие ради послушания, разделив настоящее сочинение на 24 слова и 72 главы, по троечастности состава 24 старцев, – телу, душе и духу, ибо ими обозначается полнота благоугодивших Богу от начала до скончания века, как видно будет сие ниже. О Богодухновенной же книге излишним почитаем вести длинную речь, так как достоверность ее засвидетельствовали блаженные Григорий Богослов и Кирилл и еще древнейшие Паппий, Ириней, Мефодий и Ипполит. От них и мы, заимствовав повод, приступили к сему делу, почему и предложили изречения их в некоторых местах. А ты, человек Божий, молитвами своими вознагради труд, немало, как думаю, способствующий к сокрушению, посредством напоминания о том, что уготовано праведникам, и о наказаниях и о воздаянии грешникам.

* * *

1

Дух, душа и тело.


Источник: Андрея, архиепископа Кесарийского толкование на Апокалипсис вновь переведенное с греческого П.М.Б. / [перевод с греческого прот. Михаила Боголюбского]. - Москва : Тип. насл. Гурьяновых, 1884. – 239 с.

Комментарии для сайта Cackle