Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.
Святые отцы
Прочие
- Экумений (†VIв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
И другой ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом
Если необходимо считать, что Сам Христос - это увиденный на белом облаке жнец, то кто же появившийся после него виноградарь, как не Он же Сам, но в Своем теле, которое является Церковью? Пожалуй, не будет совсем неверным полагать, если под этими тремя выходящими [друг за другом] ангелами мы мыслим тройственный смысл Писания: исторический, моральный и духовный - по различию серпов.
Изложение Откровения
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом
Ангелом великого совета (Ис 9, 6) называется и Христос. Но сей Ангел, как видно из последующего, есть один из сил служебных. - Вышел он с острым серпом из церкве сущия на небеси, чтобы совершить посечение весьма нечестивых.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
И другой ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом
Если Христос является на белом облаке как сеятель, то кто сборщик винограда, если не Он же, Чье имя изящно повторяется ради двойственности плода Церкви? Потому что посеявший на Своем поле доброе семя также и насадил виноградник на плодородной почве, однако и то и другое стало чахнуть из-за небрежности тех, кто должен был заботиться о посаженном.
Изложение Откровения
Экумений (†VIв.)
И другой ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом
Ангел, имеющий серп и вышедший из храма, находящегося на небе, есть слуга, и он же есть работник последней жатвы, которой надлежит быть.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 17-18 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды
Далее Иоанн видит другого нового Ангела, который выходит из храма. Это, очевидно, один из простых Ангелов, служителей Божиих и исполнителей Его воли. Вслед за этим Ангелом появляется еще новый Ангел. Но он выходит уже не из самого храма (XI:19), не из святилища, но от жертвенника и назван имеющим власть над огнем. Следовательно, этот Ангел принадлежит к числу тех Ангелов, слуг Божиих, которые управляют в мире теми или другими стихиями. Он выходит от жертвенника всесожжения (VI:9), от которого была возносима молитва убиенных праведников об отмщении нечестивым, т.е. о суде над миром. Теперь, как бы в ответ на эти молитвы, от того жертвенника выходит Ангел с повелением от Бога произвести суд над нечестивыми.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 17-20: И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград, на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.
Как дело первого ангела было пожать с земли пшеницу праведных, так дело этого второго – обрезать гроздья нечестивых. Этот ангел выходит из храма, о котором теперь точно обозначается, что он находился на небе; а за ним еще ангел, также из великих, ибо ему дана власть над огнем, т.е., очевидно, ангел карающий. Не только громким голосом, но криком великим, в знак решительности и строгости приказа, велит он второму ангелу пустить серп свой на землю к гроздьям винограда, потому что ягоды на нем уже созрели, или, как ясно, нечестия оставшихся нераскаянными грешников достигли полной, сколько-нибудь допустимой и терпимой меры. И вот обрезан был этот виноград нечестия на земле и брошен в великое точило гнева Божия. По указанию еп. Петра, образ в этом случае взят от горы Елеонской – под Иерусалимом – за городом, где много было точил для маслин и винограда. Под этим великим точилом, в которое должны были войти все эти грешники, в необозримом числе их, правильно разумеют те бедствия, которые, по Апокалипсису, теперь надвинулись на царство антихриста в такой великой степени и грозных видах и о которых далее и пойдет речь. Эти бедствия явятся вместе с тем и полным крахом, таким же грандиозным крушением всех высокомерных человеческих расчетов в их дерзком вызове против неба, как и древний вызов строителей башни Вавилонской, в столь знакомых нам заносчивых заявлениях об устройстве жизни на земле без Бога и Его закона и о создании рая на земле. В точилах Палестины выжимался сок из ягод винограда посредством нажатия, выдавливания его из них. Так, по правосудию разгневанной Правды Божией, будет жать и давить та самая жизнь последних времен, предавшихся сатанинским началам жизни нечестивцев. И как из переполненного свыше краев точила выливается сок виноградный, красный, как кровь, так польется тогда кровь по лицу земли, и всего вероятнее – от множества войн у мечтавших создать мир без любви христианской, кричавших, по слову пророка, мир, мир, когда мира нет (Иер. 6:14). И потекла кровь из точила (уже прямо кровь, а не сок) на тысячу шестьсот стадий (стадия еврейская равнялась приблизительно 90 саженям, значит, все это пространство – на 144 тыс. саженей – 288 верст – самая длинная линия для измерения Палестины). И при этом в вышину кровь шла до узд конских, т.е. так высоко, как только могли двигаться эти кони истребления. Конечно, «определенное взято здесь вместо неопределенного и вообще означает обширное поле сражения» (еп. Петр). Так страшно будет пролитие крови, как и вообще разлитие бедствий и зол у этих, перезревших в нечестии, гроздьев винограда. И так приготовилось все, созрело и достигло своей возможной полноты – и светлое, и мрачное, и пшеница, и плевелы в состоянии человечества, по 14-й главе, в эпоху антихристову. Все выявилось, все достигло своей определенности, все точно обозначилось для своего заслуженного, соответствующего нравственному состоянию той и другой стороны, будущего, для награды праведных и для наказания грешных.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
«Вышел он с острым серпом „из храма, находящегося на небе“, чтобы совершить посечение весьма нечестивых» (св. Андрей, гл.44).