Скрыть
Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением

Итак, имея такую надежду на всегдашнюю славу, великим поэтому дерзновением пользуемся мы, то есть открыто действуем.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-13 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего

Далее он приводит еще другое умозаключение, иным образом показывающее превосходство (Нового Завета). Какое же именно? Заимствованное от времени: «Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее» (ст. 11). То (ветхозаветное служение) прекратилось, а это постоянно пребывает. «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» (ст. 12). Так как слушатель, услышав столь много важного о Новом Завете, желал бы и видеть эту славу собственным очами, то смотри, как он обращает его к будущему веку. Для этого он и выставляет на вид надежду, говоря: «Имея такую надежду». «Такую» – какую же? То, что мы удостоились бόльшаго, нежели Моисей, и не только мы – апостолы, но и все верующие. «Действуем с великим дерзновением». Пред кем, скажи? Пред Богом, или пред учениками? «Пред вами, – говорит, – которым проповедуем мы», т. е.: «мы везде проповедуем с свободою, ничего не скрывая, безо всякого притворства, ничего не опасаясь, но говоря ясно, и не боимся поразить ваши взоры, подобно тому как Моисей поражал взоры иудеев». А что он именно это хотел сказать, увидим далее. Но прежде надобно рассказать самую историю, потому что и сам (апостол) постоянно обращается к ней. Какова же это история? Когда Моисей, получивши в другой раз скрижали, сошел с горы, то некоторая слава, исходящая от лица его, так сияла, что иудеи не могли приблизиться к нему и говорить с ним, доколе он не положил покрывала на лицо свое. Об этом в книге Исхода написано так: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами … и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, … и разговаривал Моисей с ними … И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил» (Исх. 34:29-34). Приведя на память эту историю, (апостол) говорит: «а не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (ст. 13). Эти слова его имеют такой смысл: «Нам не нужно покрывать себя подобно Моисею: вы можете смотреть на ту славу, которою мы окружены, хотя она гораздо более и светлее той (Моисеевой)». Видишь ли преуспеяние (учеников)? В первом послании он сказал: «Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею» (1Кор. 3:2); а здесь говорит: «мы действуем с великим дерзновением», и выводит на сцену Моисея, продолжая говорить о нем сравнительно, и таким образом, возводя слушателей к высшему. И во-первых, он поставляет их выше иудеев, когда говорит, что мы (апостолы) не имеем нужды в покрывале, как Моисей пред народом своим. А потом возводит их и в одно достоинство с (ветхозаветным) законодателем, или даже еще и выше.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением

Поскольку приписал Новому Завету необыкновенную славу, то тем, которые, услышав это, пожелали бы видеть славу его чувственно, говорит, что мы имеем такую надежду. Какую? Ту, что все мы верующие удостоились большего, нежели Моисей, и потому пользуемся большим дерзновением относительно наставляемых нами, ничего не скрывая и ничего не опуская, и не покрываем от вас лица, как покрыл его Моисей от иудеев. Ибо вы не так слабы, как они, Моисей же, когда получил скрижали в другой раз и сошел с горы, имел такое сияющее лицо, что иудеи не могли ни подойти к нему, ни говорить с ним, пока он не закрыл лицо покрывалом. На историю этого события указывает Павел, когда говорит следующее.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Имуще убо таково упование, многим дерзновением действуем

Упование здесь близко к значению совершенного убеждения; упованием же назвал убеждение ради того, что оно обнимает и настоящее, и будущее. Он говорил о преславности новозаветного домостроительства. Эта преславность уже есть, присуща и проповедающим о сем завете благодати, и вступающим в него,– хотя она невидима для очей телесных, но лишь умно созерцается и сердцем ощущается. Присуща же так, что, начавшись, не престает никогда, а в будущем веке явится во всем блеске и вовне. Это все объемля равным убеждением, он назвал его упованием, имея в намерении, может быть, и то, чтоб взор того, кто «желал бы видеть сию славу собственными очами, обратить для сего к будущему веку» (святой Златоуст). При таком убеждении мы, говорит, многим дерзновением действуем.– Действуем,– χρωμεθα, употребляем дерзновение, пользуемся дерзновением. Мы, Апостолы, проповедники новой благодати, смело предлагаем всем благодать сию, будучи уверены, что предлагаем вещь воистину преславную, славнее которой и в Божеских учреждениях нет, а не только в человеческих. «Знаем великость славы и нимало не сомневаемся, но с дерзновением показываем превосходство благодати (Феодорит). Святой Златоуст говорит: имуще, говорит, таково упование. Таково – какое же? – То, что мы удостоились большего, нежели Моисей, и не только мы, но и все верующие. Многим дерзновением действуем. Пред кем, скажи? Пред Богом или пред учениками? – Пред вами, говорит, которым проповедуем мы, то есть мы везде проповедуем с свободою, ничего не скрывая, без всякого притворства, ничего не опасаясь, но говоря ясно и не боясь того, чтобы не поразить взоры ваши, подобно как Моисей поразил взоры иудеев».

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением

Апостол говорит о том, что мы имеем славу видения, не такую, которая была в лице Моисея, но ту, которую узрели три апостола на горе, когда открылся им преображенный Господь (Мф. 17:2). Здесь следует нам догадываться о том, сколько на нас снизошло Божественной кротости, в насколько большей мере в щедром даре сем мы удостоились благодати, нежели ранее Господь дал иудеям. Иудеи же, поскольку меньшей была слава лица Моисея, не могли ее наблюдать. Мы же верим в то, что сами воистину увидим не славу Моисееву, которая занимает более низкую ступень, но прекрасную славу Спасителя. Иудеи же не заслужили и славу раба Его увидеть, а нам предстоит узреть Господа всеобщую славу. Поэтому мы должны вернуть, насколько можем, благоволение Бога, дабы стать более достойными любви Того, Кто дал нам веру, отвращая нас от грехов, для созерцания славы Бога. И теперь дело за тем, чтобы возросла в нас вера, добрыми делами воспитанная - ибо столько узрим, насколько мы верим.

На Послания к Коринфянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением

Какую надежду? Ту, что благодать Духа не упраздняется, как закон, но пребывает и после воскресения.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего

Имея такую надежду. Ап. выражает здесь уверенность в том, что величие его служения не уничтожится. - Действуем -конечно, в отношении к тем, с кем христианский учитель имеет дело. - А не так, как Моисей. Мы ничего не скрываем и не походим на Моисея, который скрывал от Израильтян сияние своего лица (см. Исх. 34:33-35). Ап., впрочем, не унижает этим сравнением Моисея, а только указывает здесь на его педагогическую мудрость, которая побудила его принять меры для сокрытия от евреев сияния своего лица. - На конец преходящего, т. е. чтобы они не пришли к убеждению в том, что закон и законное служение должно иметь конец. Это, конечно, заставило бы их пренебрежительно относиться к требованиям закона. А о том, что закон со временем должен потерять свою обязательную силу, они могли догадаться в том случае, если бы заметили ослабление сияния на лице Моисея. - Таким образом, Ап. здесь пополняет, конечно, на основании предания иудейской Церкви, объяснение мотивов, какие руководили Моисеем тогда, когда он закрывал лицо свое. Подобные толкования встречаются у Ап. в 1-м посл. к Коринф. (1Кор. 10:1) и сл., и в посл. к Гал (Гал. 4:21) и сл.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 3:6

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

12. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,

13. а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

     Преславное значение благовестия Евангелия, кроме новообращающихся, имеет ободряющее значение и для самих проповедников. Они видели славу Божию, явленную в Единородном Сыне Божием, и вкусили от славных даров Духа Божия, и потому являлись с благовестием ко всем свободно, ничего не скрывая и не опасаясь, чтобы не поразить чьих-либо взоров, подобно как Моисей поражал взоры Иудеев и потому, чтобы избежать сего, покрывал лицо свое. По изъяснению блаж. Феодорита, «Апостол, говоря сие, дает видеть, что божественный Моисей, предвозвещая неверие Иудеев, наложил на лицо свое покрывало, научая тем, что они не в состоянии будут увидеть конец закона, потому что конец закона Христос в оправдание всякому верующему. Престающим назван закон, а концом престал Христос»...

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3.12. [Зач. 174.] Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
3.13. а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
3.14. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.


 «Имея такое упование, что мы удостоились большего, нежели Моисей, и не только мы, но и все верующие, мы, Апостолы, везде проповедуем со свободою, смело, ничего не скрывая, без всякого притворства, ничего не опасаясь, но говоря ясно, и не боясь того, чтобы не поразить взоры ваши, подобно как Моисей поразил взоры иудеев» (Златоуст). Иудеи не в состоянии были по своей плотяности, смотреть на конец преходящего закона – Иисуса Христа, так как ветхозаветный закон был пестуном ко Христу. Но вы, как христиане, можете видеть славу Евангелия, хотя она и гораздо выше Моисеевой (Златоуст). Еврейский же народ в большинстве его и доселе, когда уже настал конец преходящего и явился Христос Господь, и доселе не может видеть и понимать сокровенную славу закона. Почему же?
Потому, что умы их ослеплены, и они не видят скрытого в законе света. Для них доселе лежит непроницаемый покров на законе, как лежал на лице Моисея. И не проникнуть им внутрь закона, пока не уверуют во Христа Господа. Но как только уверуют, покров снимется, и они ясно увидят все, что было скрыто в законе.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible