Скрыть
Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее

Если ведь (ибо) упраздняемое и преходящее, то есть закон, который прешел, и Моисей, который упразднен, чрез славу (в славе) явился, то сколь более то, что имеет оставаться после воскресения вечного, будет преизбыточествовать в славе вечной.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-13 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего

Далее он приводит еще другое умозаключение, иным образом показывающее превосходство (Нового Завета). Какое же именно? Заимствованное от времени: «Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее» (ст. 11). То (ветхозаветное служение) прекратилось, а это постоянно пребывает. «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» (ст. 12). Так как слушатель, услышав столь много важного о Новом Завете, желал бы и видеть эту славу собственным очами, то смотри, как он обращает его к будущему веку. Для этого он и выставляет на вид надежду, говоря: «Имея такую надежду». «Такую» – какую же? То, что мы удостоились бόльшаго, нежели Моисей, и не только мы – апостолы, но и все верующие. «Действуем с великим дерзновением». Пред кем, скажи? Пред Богом, или пред учениками? «Пред вами, – говорит, – которым проповедуем мы», т. е.: «мы везде проповедуем с свободою, ничего не скрывая, безо всякого притворства, ничего не опасаясь, но говоря ясно, и не боимся поразить ваши взоры, подобно тому как Моисей поражал взоры иудеев». А что он именно это хотел сказать, увидим далее. Но прежде надобно рассказать самую историю, потому что и сам (апостол) постоянно обращается к ней. Какова же это история? Когда Моисей, получивши в другой раз скрижали, сошел с горы, то некоторая слава, исходящая от лица его, так сияла, что иудеи не могли приблизиться к нему и говорить с ним, доколе он не положил покрывала на лицо свое. Об этом в книге Исхода написано так: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами … и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, … и разговаривал Моисей с ними … И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил» (Исх. 34:29-34). Приведя на память эту историю, (апостол) говорит: «а не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (ст. 13). Эти слова его имеют такой смысл: «Нам не нужно покрывать себя подобно Моисею: вы можете смотреть на ту славу, которою мы окружены, хотя она гораздо более и светлее той (Моисеевой)». Видишь ли преуспеяние (учеников)? В первом послании он сказал: «Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею» (1Кор. 3:2); а здесь говорит: «мы действуем с великим дерзновением», и выводит на сцену Моисея, продолжая говорить о нем сравнительно, и таким образом, возводя слушателей к высшему. И во-первых, он поставляет их выше иудеев, когда говорит, что мы (апостолы) не имеем нужды в покрывале, как Моисей пред народом своим. А потом возводит их и в одно достоинство с (ветхозаветным) законодателем, или даже еще и выше.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее

Приводит другое умозаключение. Если в славе дан закон перестающий и подлежащий отмене, то тем более будет в славе закон непоколебимый и вечный - Новый Завет.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще бо престающее, славою, много паче пребывающее, в славе

Третье «умозаключение, другим образом показывающее превосходство Нового Завета, заимствованное от времени. Ибо ветхозаветное служение получило конец, а сие постоянно пребывает» (святой Златоуст). «Апостол назвал престающим закон, как утративший силу свою с пришествием Владыки Христа, а дар благодати пребывающим, как дар, который не будет иметь конца. Посему, если закон, говорит он, сподобился славы, то, конечно, во много крат большей славы сподобится дар благодати» (Феодорит). «Если имевший престать закон дан при сопровождении такой славы, не тем ли паче в славе будет всегда имеющий быть Новый Завет?» (Феофилакт).

Такими сопоставлениями и заключениями Апостол выяснил, что новозаветное домостроительство спасения преславнее ветхозаветного. Но как? Есть или будет? – Мысль Апостола та, что оно есть преславнее, только слава сия не видимая, а умносозерцаемая, духовная. Она раскроется видимо во второе пришествие Господне, но дотоле пребудет невидимою, хотя тем не менее действительною. Коринфяне уже познавали ее в дивных действиях Духа Святого, но эти действия бывали, как блеск преходящей молнии, и хотя оставляли уверенность в славности Евангельского устроения, без видимого, однако ж, постоянно явления сей славы. В Церкви Божией сия невидимая внутренняя слава постоянно присуща. Но осязательно является действительность Духа только в лицах, долгим трудом и потом очищающих себя от страстей. Слава, о коей говорит Апостол, не есть, ни в каком случае, внешняя, видимая, как, например, слава Церкви при Константине Великом. Эти славности всегда случайны, приходят и отходят, и на них останавливаться вниманием не должно, и тем паче мерять ими достоинство царства благодати. Поистине так надо судить, что будь эти внешние славности или не будь, для дела Божия от этого – ни ущерба, ни прибыли. То важно и тем дорожить надо, чтоб в Церкви всегда присуща была действенность Духа и всегда в ней были ревнители, ревнующие востекать в такую меру. Оскудение их есть оскудение духовной славы царства Христова, а прекращение – померклость славы. Где это есть, там водворяется служение смерти и осуждения, при всей видимости служения духа и правды.

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее

Павел не отрицает, что была слава в старом законе или что была слава в лице Моисея, но указывает на то, что слава в них не сохранилась, ибо в Моисее был символ грядущего, а не вся полнота истины. Поэтому с приходом Спасителя прешел образ, поскольку явилась пребывающая всегда истина. Ибо каково различие между картиной и истинной реальностью, таково же различие между славой лица Моисея и славой Христа.

На Послания к Коринфянам

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее

Ветхозаветное служение установлено было только на время (Гал. 3:19); с пришествием в мир обетованного Искупителя оно прекратилось: а новозаветное служение установлено навсегда: потому что будет оставаться в своей силе до скончания мира. Поэтому Апостол и говорит: если преходящее славно; если то служение, которое установлено было на некоторое время, а теперь прошло, имело свою славу: то тем более славно служение, которое установлено на все времена, до скончания мира.

Апостол говорил о превосходстве нового завета, имея в виду иудействующих учителей, которые внушали христианам необходимость соблюдать закон Моисеев. Св. Златоуст говорит: «Видишь ли, как Апостол исправляет иудейское любопрение и самыми наименованиями отнимает превосходство у закона, называя его то камнем, то письменами, то служением смерти, и еще образованным или начертанным; ибо этим он показывает, как то, что закон привязан к известному только месту, а не так, как дух, который присутствует везде и во все вдыхает великую силу, так и то, что письмена дышат великими угрозами, и такими угрозами, которые не могут быть уничтожены, но всегда остаются как вырезанные на камне».

«Говоря о превосходстве или славе новозаветного служения, Апостол не указывает этой славы так, как указал на славу ветхозаветного служения в лице Моисея, сиявшем лучами; потому что слава новозаветного служения есть не чувственная, а духовная. Поэтому он и доказывает превосходную славу новозаветного служения чрез сравнение его с ветхозаветным служением, как видели мы это в предложенном объяснении (ст. 6-10). Если ветхозаветное служение, говорит Апостол, было служение смерти, а новозаветное есть служение жизни; то без сомнения и слава последнего служения больше славы первого. Так как он не мог представить новозаветной славы очам телесным, то превосходство ее и показал чрез умозаключение».

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее

Преходящее -именно служение Моисея. Моисей перестал быть законодателем (Рим. 10:4). - Пребывающее, т. е. - служение проповедников Евангелия, которое (служение) будет продолжаться до конца мира(Мф. 24:14).

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 3:6

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

9. Ибо если служение осуждения славно, но тем паче изобилует славою служение оправдания.

10. То́ прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.

11. Ибо если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

      Благодатию крещения омываются грехи, заглаживаются прежние неправды; человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали»... Останавливаясь на раскрытии этой животворной силы Христианства, преосвящ. Феофан говорит: «мысль Апостола та, что она есть преславнее (Ветхого Завета), только слава сия не видимая, а умосозерцаемая, духовная. В церкви Божией сия невидимая внутренняя слава постоянно присуща. Но осязательно является действительность Духа только в лицах, долгим трудом и по́том очищающих себя от страстей... То важно и тем дорожить надо, чтоб в церкви всегда присуща была действенность Духа, и всегда в ней были ревнители, ревнующие востекать на высоту...» Но Апостолы и были наибольшими ревнителями спасения, а посему они-то и достойны наибольшей славы. Таким образом Апостол неприметно, но выразительно и с силою показывает необходимость не только доверия к ним, но и почтения, как носителям славы, ясно прославленным и славным делом их проповеди и непостыдным концом ее и венцом славы всей их деятельности, ублажаемой всеми истинными Христианами.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3:10. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
3:11. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.


Пусть и славно было ветхозаветное служение в лице Моисея, но слава эта была низшей славой сравнительно с последующей новозаветной, тем более, что она была только временной, во время установления закона, а потом прекратилась. Если же временное, преходящее, было так прославлено, то постоянно пребывающее - Новый Завет и благодать Святого Духа должны быть несравненно более славными.
Слава, о которой говорит Апостол, не есть ни в каком случае внешняя, видимая слава, которой можно бы измерять достоинство и Царства благодати. Да это и не суть важно. Важно же то, и этим надо дорожить, чтобы в Церкви всегда была духовная жизнедеятельность, и всегда в ней были ревнители Духа. Уменьшение их, есть оскудение духовной славы Царства Христова, а прекращение – конец славы. Где есть это, там водворяется служение смерти осуждения, при всей видимости служения духа и правды.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible