Скрыть
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Не надо смотреть на написанное так, чтобы закрывать для себя Божественное, а согласовываться тому, что сказано возвышенным апостолом: «…буква убивает, а дух животворит». А говоря наоборот, написанное не убивает смотрящих прямо, а Дух не оживляет относящихся к написанному пренебрежительно. Итак, почтим Дух, чтобы разуметь написанное.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 38

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-6 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Уверенность же такую имеем чрез Христа в Боге, - не потому, чтобы способны мы были помыслить что от себя, но поелику мудрость дается нам от Бога, Который нас соделал быть достойными служителями Новаго Завета, не тою Моисеевскою буквою, но духом, то есть возвещается чрез действия Духа. Ибо буква убивает, а Дух животворит, то есть: Евангелие спасает людей чрез долготерпение, даруя им прощение.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Василий Великий, свт. (†379)

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Различие духа и буквы апостол также показывает в форме изречения, когда сравнивает закон и Евангелие: буква убивает, а дух животворит. Буквой он называет закон, как это подтверждается из предыдущего и последующего, а духом - учение Господа, поскольку сам Господь сказал: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6:63).

О крещении

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Верно говорит Павел, что буква убивает, а дух животворит. Ведь буква обрезает небольшую часть тела, а понимающий дух обеспечивает обрезание всей души и всего тела, дабы, лишившись ненужного - а что еще так не нужно, как греховная алчность и вожделение, которые не природа дала, а произвел грех? - и поста держаться, и умеренность возлюбить. Телесное обрезание - это знак, обрезание же духовное - истина; первое отнимает часть тела, второе отнимает грех.

Послание 64


Что же удивительного в том, что Дух, Который животворит как Отец, Который животворит как и Сын, есть податель жизни? И более: кто же станет отрицать, что давать жизнь - свойство вечного Величия?.. Итак, посмотрим, животворится ли Дух или Сам животворит. Но написано: буква убивает, а дух животворит. Значит, животворит Дух. А чтобы ты понимал, что животворное действие Отца, Сына и Святого Духа нераздельно, запомни, что существует единство животворения, поскольку Сам Бог животворит через Дух. Павел так сказал: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8:11).

О Святом Духе. Книга 2

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

«Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя» (ст. 5). Смотри, вот и еще он умеряет речь свою. И это оттого, что он владел добродетелью смирения в высшей степени. И потому, как скоро говорил что-нибудь великое о себе, тотчас старался опять всеми способами смягчить сказанное. Это делает он и здесь, когда говорит: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя». То есть, я не сказал: «Такую уверенность мы имеем, по которой одно усвояем себе, а другое Богу; напротив, такую, по которой все возлагаем на Бога и Ему вменяем, потому что способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета» (ст. 6). Что значит – «удоволи»? То, что Бог сделал нас способными к такому служению. Не малое дело – сообщить вселенной такие скрижали и письмена, которые гораздо важнее первых. Потому и присовокупил: «не буквы, но духа». Вот еще новое различие (ветхих и новых скрижалей). Какое же? Разве ветхий закон не был духовен? Как же говорит (тот же апостол): «мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:14)? Он был духовен, но не подавал Духа, потому что Моисей принес не Дух, а письмена, а мы уверены, что подаем Духа. Показывая это яснее, далее и говорит: «буква убивает, а дух животворит». И говорит это не без цели, но для того, чтобы обличить тех, которые тщеславились исполнением иудейских обрядов. «Буквой» он называет здесь закон, угрожающий наказанием согрешающим, а духом – благодать, через таинство крещения животворящую умерщвленных грехами. Показав, таким образом, различие тех и других скрижалей из самого их существа, он не останавливается на этом; но продолжает далее раскрывать это различие и притом с такой стороны, с которой сильнее может увлечь слушателя – т. е., со стороны животворности и легкости (последних). «Новый завет, – говорит он, – и не труден, и дарует большую благодать». Если он, рассуждая о Христе, выставляет особенно то, что более принадлежит Его человеколюбию, нежели достоинству, или что принадлежит и тому и другому вместе, то тем более он должен так говорить, рассуждая о Его завете. Итак, что значат слова: «буква убивает»? Прежде он сказал, что один завет написан на скрижалях каменных, а другой – на сердцах плотяных. Но ему показалось, что такое различие еще не велико, а потому присовокупил, что прежний завет написан был буквами и чернилами, а новый – Духом. Но так как и это различие еще не вполне могло возбудить его слушателей, то он указывает, наконец, нечто такое, что могло окрылить их, – именно то, что «буква убивает, а дух животворит».

Что же это значит? По (ветхому) закону грешник подвергается наказанию; а здесь (по новому) грешник прибегает к крещению и становится праведным, сделавшись же праведным, он оживает, освобождается от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть, а если благодать настигнет убийцу, то освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ. 15:32-36). Вот что значит: «буква убивает»! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников, и, омывая их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: «Дух животворит»! Закон кого поймает, того из живого делает мертвым; а благодать соделывает живым преступника из мертвого. «Придите ко Мне, – говорит она, – все труждающиеся и обремененные, и Я, – не говорит – «накажу вас», но – успокою вас» (Мф. 11:28). В крещении погребаются грехи, заглаживаются прежние неправды, человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали. Итак, помысли, сколь велико преимущество Духа, когда и скрижали Его превосходнее первых, когда Он показывает и нечто высшее даже самого воскресения. В самом деле, та смерть, от которой Он освобождает, гораздо опаснее первой смерти, и настолько опаснее, насколько душа превосходнее тела, и естественная жизнь держится тою жизнью, которую дает Дух. Если же Он может даровать эту высшую жизнь, то тем более может дать низшую; эту последнюю давали и пророки, а той никогда, – потому что никто не может отпускать грехов, кроме одного Бога (Лук. 5:21). Но и низшей жизни пророки не могли бы сообщать без того же Духа. И не только то удивительно, что Дух животворит, но и то еще, что Он даровал и другим силу животворить. «Примите Духа Святаго», – говорит (Господь) (Иоан. 20:22). Для чего же? Разве без Духа нельзя было? Бог говорит это для того, чтобы показать, что (Дух) имеет высочайшую власть, ту же царскую сущность и ту же силу. Для того и присовокупляет: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (ст. 23). И вот, так как (Дух Святый) животворил нас, то и сохраним эту жизнь, и не станем опять возвращаться к прежней мертвости. «Христос …, уже не умирает … Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха» (Рим. 6:9, 10). И не хочет, чтобы мы всегда ожидали спасения только от благодати: иначе мы будем лишены всего; Он хочет, чтобы и с нашей стороны привнесено было что-нибудь. Позаботимся же привнести что-нибудь, и соблюдем жизнь души.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Как же животворит дух? Он обеспечивает исполнение буквы, так чтобы она не убивала.

Пусть Дух соединится с законом, ибо, если ты принял закон, но помощи Духа не имеешь, ты не исполняешь того, что в законе, ты не исполняешь того, что тебе повелевается… Пусть присоединится Дух, пусть Он помогает: так исполнится то, что требуется. Если же Дух отсутствует, то буква убивает тебя… Незнание не извиняет тебя, потому что ты принял закон. Теперь, узнав, что ты должен делать, незнание не прощает тебя… Почему же апостол говорит: буква убивает, а дух животворит? Каким образом Дух дает жизнь? - Он делает возможным исполнение буквы так, чтобы она не убивала. Святы те, кто исполняет закон Божий даром Божиим. Но закон может повелевать - он не может помогать. Дух же приходит как помощник, и тогда заповедь Божия исполняется с радостью и удовольствием. Конечно, многие соблюдают закон из страха, и те, кто держится закона из страха наказания, предпочли бы, чтобы того, чего они боятся, не было. Соблюдающие закон из любви к праведности радуются и тогда, потому что закон им не враждебен.

Проповеди 251


Итак, вы, боящиеся Господа, восхваляйте Его, а чтобы чтить Его не как рабы, но как свободные, учитесь любить Того, Кого вы боитесь, и тогда вы будете в состоянии восхвалять то, что любите. Боясь Бога, люди ветхого завета, в силу буквы, которая устрашает и убивает, и не имея духа, который животворит, бежали в Храм с жертвоприношениями и предлагали кровавые жертвы. Они и не знали, что было прообразовано этими жертвами, - грядущая кровь [Христа], которой мы искуплены.

Послания 140


Итак, Бог повелевает нам быть сдержанными и дает нам сдержанность; Он повелевает через закон, дает через Дух; ибо закон без благодати ведет к умножению преступления (ср. Рим. 5:20), а буква без духа убивает (Ср. 2Кор. 3:6). Он повелевает так, чтобы научить нас испрашивать помощи благодати, когда мы пытаемся соблюдать Его заповеди и в силу слабости нашей, изможденные, падаем под законом; а также быть благодарными Тому, Кто помогает нам, когда нам удается совершить какое-либо доброе дело.

Послания 157


Разве закон не от Бога? Такое подумать может лишь нечестивец. Но поскольку закон повелевает через букву и не помогает через дух, то слушающий закон так, что ему кажется, будто он достаточно понимает, что закон предписывает или запрещает, а также верящий в силу своей свободной воли, достаточную для исполнения закона, и не ищущий прибежища в вере, дабы обрести помощь в приближении к духу, который животворит, и не предстать виновным пред буквой, которая убивает, - такой человек ревнует о Боге, но не согласно знанию.

Послания 186


Если ты отнимешь Дух, какая будет польза от закона? Он делает преступником. Потому и сказано: буква убивает. Закон повелевает, ты же не следуешь ему… Что-то повелевается законом, а ты этого не делаешь; что-то им запрещается, а ты делаешь это. Отсюда - буква убивает.

Проповеди 250

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 4-6 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя

Поскольку показал, что Новый Завет выше Ветхого, и естественно было заключить, что и мы - апостолы, служители Нового Завета, выше Моисея, который служил Ветхому Завету, но это показалось высокомерным, то говорит: нет ничего нашего, но уверенность наша, то есть похваление наше в Боге через Христа. Ибо Христос есть причина того, что мы похваляемся в Боге, и ничего нет нашего, даже самого малейшего. Эту именно мысль выражает словами: мы не способны помыслить что от себя.

Но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета

Наша сила, говорит, от Бога: Он сделал нас способными, то есть укрепил, сделал способными служить великому божественному сему делу, - Новому Завету.

Не буквы, но духа

И Ветхий Закон духовен, то есть дан Духом; но не подавал Духа, как подаст Его Новый. Итак, смысл слов такой: нам вручено сообщать не букву, как Моисею, но Дух. Ибо апостолы не только учили духовному и божественному, но и сообщали Духа чрез возложение рук.

Потому что буква убивает, а дух животворит

Закон, говорит, подвергает наказанию, когда замечает кого-либо согрешающим даже в самом, казалось бы, малом, каково собирание дров в субботу (Чис. 15:32-36), а Дух Святый, принимая совершивших бесчисленные беззакония, оправдывает их в бане крещения и оживотворяет умерших грехом.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, не писмене, но Духу: писмя бо убивает, а Дух животворит

«Что значит: удоволи нас? – То, что Бог сделал нас способными к таковому служению. Ибо великое дело – сообщить вселенной такие скрижали и писмена, которые гораздо важнее первых. Потому присовокупил: не писмене, но Духу. Вот различие ветхих и новых скрижалей! Моисей принес не Дух, а писмена, а нам вверено преподание Духа» (святой Златоуст). «Сам Бог всяческих преподал нам силу, достаточную к тому, чтобы служить благодати Духа. Ибо предлагаем не ветхие писмена Закона, но новый дар Духа» (Феодорит). «Бог удоволил нас, исполнил силою Своею, сделал нас служителями, пригодными к такому великому и Божественному делу, служителями Нового Завета, не писмене, но Духа. И Закон был духовен, но Духа не подавал, как подает Новый. Нам, говорит, вверено преподание не писмени, как Моисею, но Духа. Апостолы не учение только о духовном и Божественном преподавали, но подавали Духа, возлагая руки на верующих» (Феофилакт).

Вот существо Нового Завета – одуховление верующих. Слово, исходившее из уст Апостолов, было такое же, как и ветхозаветное; и если б апостольское служение одною проповедию ограничивалось, то Новый Завет не был бы выше Ветхого, хотя бы понятия, сообщаемые проповедию, были и выше ветхозаветных. Не в понятиях сила Нового Завета, а в благодати Духа. Слово благовестия только приготовляло к принятию Духа; но дело новозаветное совершал Дух, приемлемый чрез Божественные таинства, коих первыми служителями были Апостолы. Дух, вошедши в сердце, не писал только Новый Завет, но совершал его, преобразуя внутреннего человека по духу Нового Завета. Дух все делал: Он и веру воображал; Он и новую жизнь устроял; Он пути жизни направлял. И тут Апостол не новое что возвещает, а указывает исполнение того, что предвозвещено издревле пророками. Пророк Иеремия предрекал: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их.., дая законы моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31, 31–33). Пророк Иезекииль дополняет сие пророчество: И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедях Моих ходят, и оправдания Моя сохранят и сотворят я: и будут Ми в люди, и Аз им буду в Бога (Иез. 11, 19–20). Предсказания сии исполнились, когда Господь излил Духа Своего Святого на святых Апостолов, а потом ими, чрез посредство Богоучрежденных таинств, и на всех верующих. Верующие все принимали Духа и становились новы в самых исходищах жизни. Так это и всегда бывает со всеми, которые искренно веруют и нелицемерно идут путем веры. Вот, говорит, какого завета быть служителями удоволил нас Бог,– не писмене, но Духа!

Писмя бо убивает, а Дух животворит. «Апостол о том и другом выразился, взирая на конец, потому что закон наказывал преступающих, а благодать животворит верующих» (Феодорит). «Письмом здесь называет он закон, угрожающий наказанием преступникам закона, а Духом – благодать, чрез таинство крещения животворящую умерших грехами. Прежде сказал он, что один завет написан на скрижалях каменных, а другой на сердцах плотяных. Но ему показалось, что такое различие еще невелико, а потому присовокупил, что прежний Завет написан буквами и чернилами, а Новый – Духом. Но как и сие различие еще не вполне могло возбудить его слушателей, то он указывает в них еще нечто такое, что сильно было окрылить их, то есть то, что писмя убивает, а Дух животворит. Что же это значит? – По ветхому закону грешник подвергается наказанию, а по новому он прибегает к крещению и становится праведным; а соделавшись правым, он оживает, освободившись от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть; а если постигнет убийцу благодать, то она освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ. 15, 32–36). Вот что значит: писмя убивает! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников и, омывши их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: Дух животворит! Закон кого поймает, того из живого делает мертвым, а благодать преступника из мертвого (духовно) соделывает живым. Благодатию крещения омываются грехи, заглаждаются прежние неправды; человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали» (святой Златоуст).

К настоящему времени и христианство все заключено в письмена. Духодвижное слово апостольское составляет наше откровение новозаветное; духоносные таинства обставлены благолепною обрядностию; руководительные мановения Духа исполняются в отношениях пастырей и пасомых. И все сие определено уставом. Но устав – писмя, буква; исполнение его – форма внешняя. Во всем этом можно и не быть духу жизни. Можно двигаться в жизненных формах без жизни. Можно знать на память и понимать весь Новый Закон, и не иметь Духа, просвещающего верою живою; можно строго исполнять все чины церковные и не иметь Духа оживляющего, или не иметь жизни духовной; можно пребыть и в полном подчинении пастырству, не встречая руководства, истинно от Духа исходящего. Истинно духовная жизнь движется во всех этих порядках, но не необходимо ими предполагается. Все живем по установившемуся чину; но одни одуховлены, а другие нет. Из двух стоящих в храме, и даже действующих, один может быть духоносен, а другой нет. Итак, как же? И тут писмя убивает? – Писмя, буква, форма везде одну цену имеет; и когда нет при них Духа, они ничто. Дух же идеже хощет дышит, и не веси, откуду и как приходит. Без веры и таинств не приходит; но и они могут быть исправляемы лишь по форме, без проявления внутренней силы. Что все это так, повсюдные опыты удостоверяют. Они у нас пред глазами. Но как и почему так делается, тут мы ума приложить не можем. Великим секретом закрыл Господь зарождение и спеяние жизни от Духа. Так Его воле угодно; воля же Его свята, и праведна, и блага. Одно утешение: ищите и обрящете.

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Буква дана была Моисею для того, чтобы презревших закон лишать жизни согласно праву природы. Дух же, то есть неписаный закон веры, который содержится в разумной душе, оживляет даже повинных в смертных грехах, обращая их в истинную веру, чтобы, сделавшись правоверными, более не грешили.

На Послания к Коринфянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.


«Буква убивает, а дух животворит». Под «буквой» должно разуметь здесь закон ветхого Завета, начертанный на скрижалях каменных (2Кор.3:3), а под «духом» – Новый Завет (2Кор.3:6), начертанный на плотяных скрижалях сердца (2Кор.3:3). Ветхозаветный закон убивает потому, что, предписывая заповеди и полагая проклятие на их нарушителей, он духовно не обновлял человека, не вливал в него сил для исполнения этих заповедей, и таким образом делался для «человека причиною проклятия и смерти». Новый Завет называется «духом», который «животворит», потому что теперь человеку сообщается благодать Святого Духа, содействующая ему в жизни духовной. Конечно, и Новый Завет есть в некотором смысле буква, потому что он изложен в Писании, но он не назван буквой, потому что он не только письменно (буквенно) изложен, но и заключается в священных установлениях, в которых для человека содержится источник истинной жизни. И Ветхий Завет убивает не от того, что он изложен письменно, но от того, что, кроме письмен, он ничем не утверждается в сердце человека. Сектанты упрекают православных в служении букве за соблюдение церковных правил жизни, а между тем сами более повинны в этом, опираясь на одно Писание, отвергая Предание, заключающееся в церковных установлениях.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

Нового Завета. В Новом Завете условием получения спасения является не исполнение закона Моисеева, а вера в Искупителя (1Кор. 11:25; Рим. 10:5 и сл.). - Не буквы, но духа. Ветхий Завет назвав буквою (gramma) потому, что он представляется существующим в письменных памятниках и притом не имеющим в себе животворящего начала. Новый же Завет назван духом (pneuma) потому, что в нем действующим началом является животворная сила Св. Духа. Не буквою, а Духом руководятся и проповедники Евангелия. Хотя и закон по своему существу также духовен (Рим. 7:14) и его слова - живые (Деян. 7I:38), но сила греха парализовала эту силу закона. - Буква убивает. Ап. здесь указывает причину, по которой Бог не сделал его служителем буквы. Умерщвление, производимое буквою закона, нужно понимать в том смысле, в каком говорит Ап. о законе в VII гл. посл. к Рим (ст. 5-7 и сл.; ср. 1Кор. 15:56). Чрез заповедь закона сила греха, дотоле бездействовавшая в человеке, пробуждена была к жизни и произвела в человеке всякую похоть, которая и привела человека к духовной смерти, т. е. к удалению от Бога.

Ст. 6-18 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,- то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа

Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: Ветхий Завет есть служение смертоносной букве, новый - служение оживляющему духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого Завета, но что значить это величие по сравнению с величием ново-заветного служения? Ведь новозаветное служение - не престающее и ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению. В виду этого Апостол радуется и в противоположность людям Ветхого Завета, которые не могли прямо смотреть на величие Божие, открытым лицом взирает на славу Господню и все более и более просвещается этою славою. И это Ап. говорит не только о себе, а и о всех истинных христианах.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4. Такую уверенность мы имеем в Боге чрез Христа,

5. не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога:

6. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

     Чтобы кому не показалось, что Апостол в сказанном выразил много самонадеянности, он показывает, что уверенность его проистекает из полноты откровения благодати, данной чрез Иисуса Христа, которая неизмеримо выше и жизненнее, нежели ветхозаветное письменное откровение, действовавшее на большинство убийственно, чрез осуждение за грехи. Посему насколько Новый Завет превосходнее Ветхого, настолько и служители должны иметь более достаточные силы и свойства, чтобы быть раздаятелями даров Духа Святого, а не передатчиками только письменных узаконений. 
     Св. Иоанн Златоуст говорит: «Прежде Апостол сказал, что один завет написан на скрижалях каменных, а другой на сердцах плотяных. Но ему показалось, что такое различие еще не велико; а потому присовокупил, что прежний завет написан буквами и чернилами, а новый – Духом. Но как и сие различие еще не вполне могло возбудить его слушателей, то он указывает в них еще нечто такое, что́ сильно было окрылить их, т. е. то, что буква убивает, а Дух животворит. Что же это значит? По Ветхому Завету грешник подвергается наказанию, а по Новому он прибегает к крещению и становится праведным, и сделавшись правым, он оживает, освободившись от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть; а если постигает убийцу благодать, то она освящает и оживляет его.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чтении Священного Писания.

Ин.12:48. Благодать Божия дается не чрез одно чтение слова Божия, ибо Царство Божие не в слове, а в силе: 1Кор.4:20. Господь дал нам быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому, что буква убивает, а дух животворит: 2Кор.3:6; Иак.1:22-26; да и чтение Священного Писания должно быть осмысленное: 2Кор.2:17; Сир.3:21-24;38:24-25.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

3:6. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

Бог дает Апостолам способности и благодатные силы, для успешности их апостольского служения. Этим отличается новозаветное служение от ветхозаветного. Там спасение зависело от исполнения буквы закона. Сотворивый та человек жив будет в них, вот что сказано было в Ветхом Завете желающему спастись (Лев.18:5), в этом заключалось и служение ветхозаветное, основанное на нравственном законе Моисея. Поэтому ветхозаветный закон сам по себе убивал человека и физически (ср.Чис.15:32) и нравственно-духовно, вместе с грехом он открывал и бессилие исполнить весь закон, и произносил над человеком приговор смерти (ср.Гал.3:21;Рим.6:7-9). Таким образом, буква убивала человека. В Новом же Завете спасение зависит не от сил человека, но от благодати Святого Духа, животворящей дух человека, подающей ему силы для исполнения закона, написанного благодатью в сердце, и для спасения. Следовательно, новозаветное служение выше ветхозаветного, как дух и жизнь выше буквы и смерти. Изречение Апостола: буква убивает, а Дух животворит, имеет приложение и к новозаветному спасению, если оно основывается только на внешнем исполнении Нового Завета и учения Церкви, без участия живоносного действия благодати Святого Духа.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible