Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 3-я книга Царств 6:8
И две́ри бо́ка ни́жняго подъ стѣно́ю хра́ма десно́ю, и извiе́нный восхо́дъ до среди́ны, а от среди́ны до трекро́вныхъ.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
7-10. И хра́му зи́ждему су́щу, ка́менiемъ краесѣко́мымъ нете́санымъ созда́ся: мла́тъ же, и тесли́ца, и вся́кое ору́дiе желѣ́зно не слы́шася въ хра́мѣ, егда́ созида́тися ему́. И две́ри бо́ка ни́жняго подъ стѣно́ю хра́ма десно́ю, и извiе́нный восхо́дъ до среди́ны, а от среди́ны до трекро́вныхъ. И созда́ хра́мъ, и соверши́ его́: и обста́ви хра́мъ дска́ми ке́дровыми. И сотвори́ вяза́нiя о́крестъ всего́ хра́ма, пя́ть лако́тъ въ высоту́ его́, и связа́ вяза́нiе дре́вомъ ке́дровымъ.
[Вопрос] Как должно разуметь сказанное: "ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его." ["млат, и теслица, и всякое орудие железно не слышася в храме, егда созидатися ему"]?
[Ответ] Сказал я уже, что храм построил Соломон из камней самородных, а тесаные камни, из которых устроил ограду храма, повелел обсечь и приладить один к другому в горе, чтобы не требовали уже никакой обделки. Но и здесь писатель дал разуметь, что храм был неоднокровный, ибо говорит, что был «извиенный восход до средины, а от средины до трекровных». Стена, будучи весьма толста, имела улиткообразный всход, который и назван «извиенным». Соломон все в храме покрыл кедровыми досками, а доски еще позолотил. Связи писатель назвал вязаниями и говорит, что были они приготовлены из кедра и положены чрез пять локтей камня. Ими-то связывалось все здание.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Вход в средний ярус был с правой стороны храма. По круглым лестницам всходили в средний ярус, а от среднего в третий
Вход в верхний и третий ярус храма проходил через внутреннюю часть южной стены, словно бы незаметным путём, так что только начало хода было заметно с восточного угла упомянутой стены. Только взошедший [туда] знал, как ведёт этот вход, о котором в Писании сказано: Вход в средний ярус был с правой стороны храма. По круглым лестницам всходили в средний [ярус], а от среднего в третий. Когда Господь наш страдал на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34). Это - вода крещения, которой мы омываемся [от греха], и кровь Господа, которой мы освящаемся. Через святые таинства рёбер Христа мы, веря в невидимое, восходим от теперешней жизни Церкви, совершающей странничество на земле, к блаженной жизни на Небесах, которой услаждаются души праведников, когда они покидают свои тела. Но и от той жизни, когда восстанем в наших телах по воскресении, мы перейдём к высшей славе вечного блаженства через веру в то, что страдание Господа прокладывает [нам] путь.
Нет сомнения, что об этой славе говорит Исайя: В земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них (Ис 61:7), то есть в земле живых, которая только и есть земля святых, они обретут вечную радость и бессмертного тела, и блаженной души. Нижний ярус здания обозначает теперешнюю жизнь святых; средний - упокоение душ, обретаемое после этой жизни; высший - славу воскресения, которая никогда не изменится. Вход, располагавшийся справа и открывавший путь наверх, [означает] нашу веру в страдание Христа, из пронзённого правого бока Которого на кресте истекли таинства, приобщаясь которых мы способны взойти к радостям жизни небесной.
Гомилии на Евангелия
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Вход в средний ярус был с правой стороны храма. По круглым лестницам всходили в средний ярус, а от среднего в третий
Вход в среднюю камеру пристроек нижнего этажа был с правой стороны (южной, как упомянуто), отсюда витые лестницы (белуллим, LXX: elikth anababiV, Акила: kocliai, Vulg. : cochlea) из красного дерева (2Пар IX:11) вели во второй и далее в третий этажи.