Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 3-я книга Царств 6:16
И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго Святых.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
16-20. И созда́ два́десяти лако́тъ от кра́я стѣны́ бо́къ еди́нъ от земли́ да́же до верха́: и сотвори́ ему́ вну́трь от дави́ра стѣ́ну до свята́я святы́хъ. И четы́редесяти лако́тъ бя́ше хра́мъ: се́й [е́сть] хра́мъ вну́треннѣйшiй. И от ке́дра во хра́мѣ вну́трь поста́ви плете́нiе и дщи́цы и вая́нiя вся́ ке́дрова: ка́мень не явля́шеся. Предъ лице́мъ дави́ра, посредѣ́ хра́ма вну́трь угото́ва поста́вити та́мо киво́тъ завѣ́та Госпо́дня. И предъ лице́мъ дави́ра два́десяти лако́тъ долгота́, и два́десяти лако́тъ широта́, и два́десяти лако́тъ высота́ его́, и объя́тъ его́ зла́томъ чи́стымъ: и сотвори́ олта́рь ке́дровый: и повлече́ Соломо́нъ хра́мъ вну́трь зла́томъ чи́стымъ, и пригвозди́ гвоздми́ златы́ми предъ лице́мъ дави́ра, и объя́тъ и́ зла́томъ.
Сказав уже, что длина была в сорок локтей, писатель после сего присовокупил еще: «и созда двадесяти лакот от края стены бок един от земли даже до верха; и сотвори от Давира стену до Святая Святых. И четыредесяти лакот бяше храм сей, который пред лицем Давира, посреде храма внутрь уготова поставити тамо кивот завета Господня. Двадесяти лакот долгота, и двадесяти лакот широта, и двадесяти лакот высота его, и объят его златом облечен». Посему в сорок локтей было так называемое Святая, а в двадцать – Святая Святых, сие же именовалось и Давиром. Это всякий яснее может увидеть из последующего. Сказано: «и сотвори олтарь пред лицем Давира». Ибо алтарь кадильный был пред завесою и имел по одну сторону трапезу, а по другую – светильник. Потом писатель опять извещает нас, что Давиром называет Святая Святых, ибо говорит: «и сотвори в Давире два херувима» (3Цар.6:23). А каждый из них был десяти локтей, так что у каждого одно из крил доходило до стены, концы же других взаимно касались и осеняли кивот. Все же покрыто было золотом: и потолок, и помост, и херувимы, и стены, и двери – так что внутри не видно было никакого другого вещества. Как внутренность храма, так и непокрытый двор разделены были на две части. Из них одна часть доступна была всему народу, а другая – священникам и левитам. Одних же от других отделяла невысокая преграда, так что не допускаемые во внутреннюю часть могли совне видеть совершение жертвоприношений.
Устроил также Соломон из меди два столпа, привлекавшие взоры и видом, и величиною (3Цар.7:15). Высота их без надглавий была в восемнадцать локтей, а окружность – в четырнадцать. На них положил Соломон надглавия из того же вещества, а над надглавием – большие лилии и некое, наподобие сети сделанное, украшение с привешенными к нему яблоками. Столпы сии украшали притвор, поддерживая собою переклад, сделанный из того же вещества. Перекладом же назвал писатель, что ныне у иных называется епистилем. Сие же объявляет и истории, сказав: «переклад – возложение в толщину обоих столпов» (3Цар.7:20). Сделал еще медную купель, которую по величине назвал морем (3Цар.7:23). Она имела вид полушария, была десяти локтей в поперечнике, а окружность имела в тридцать три локтя, потому что толщина стен была мерою в длань (3Цар.7:26), а по приложении к поперечнику – двух дланей, т.е. длани в одной и длани в другой стороне, оказывается одиннадцать локтей, которые, будучи взяты троекратно, дают тридцать три локтя. Поддерживали купель дванадесять волов, из которых по три обращено было на каждую страну света (3Цар.7:25). Края купели загнуты были на внешнюю сторону, наподобие листьев лилии (3Цар.7:26). «Мехонофы» (3.Цар.7:27) книга Паралипоменон назвала омывальницами (2Пар.4:6), Иосиф же мехонофы назвал основаниями, а конобы (3Цар.7:38), стоящие на сих основаниях, – умывальницами. В них омывали жертвы и их внутренности и ноги. Сие ясно показывает книга Паралипоменон, ибо говорит: «да омывают в них вся приносимая на всесожжение и очищают в них, море же, да омываются священницы в нем» (2Пар.4:6). Основания умывальниц, которые писатель назвал мехонофами, по словам его, сделаны были четвероушльные, с подставленными под них колесами, подобными колесам колесичным. Они вверху имели изображения рук, поддерживающих круг в виде венца, на котором стояла умывальница (3Цар.7:30-31). Теплицами же (3Цар.7:45) писатель назвал сосуды, в каких обыкновенно греем воду. Соломон устроил десять золотых Свешников, которые поставил в храме пред лицем Давира, т.е. пред Святая Святых (3Цар.7:49).
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго-святых
Восточную часть храма он называет задней; вход располагался на восток, а внутренний давир, то есть Святое Святых, на западе. Когда же он говорит, что дощатые перекрытия, отделявшие внутренний дом от внешнего, поднимались от пола вверх, то это не значит, что они достигали потолка, который находился на высоте тридцати локтей, как уже было сказано, но поднимались лишь на высоту двадцати локтей, что можно ясно прочитать в последующем тексте. Остальное пространство над перекрытием до потолка оставалось открытым и пустым на высоту в десять локтей, и длиной в десять локтей по всей ширине дома, так что, конечно же, через это пространство обыкновенно восходил дым сжигаемых жертв с алтаря приношения, окутывая ковчег Господень. За таким разделением дома Господня стоит очевидный образ таинства, которое, благодаря разъяснению апостола, становится яснее дневного света: первая скиния, в которую всегда входят священники совершать Богослужение (Евр 9:6) есть существующая Церковь, где мы, устремлённые к делам благочестия, изо дня в день приносим в жертву хвалу Господу; другая же скиния, построенная в задней стороне храма есть обетованная жизнь небесная, которой предшествует наша нынешняя жизнь в изгнании, но которая превратится там в вечный праздник блаженных - ангелов и людей - в присутствии Самого верховного Царя. Потому заслуженно и говорится тому рабу: Войди в радость господина твоего (Мф 25:21), но позже по времени, ибо только после трудов этого мира мы [можем] войти [в неё].
О храме
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго-святых
Святое Святых от передней части храма или Святого отделялось деревянной, кедровой стеной, а не каменной, как иногда полагали на основании Иез XLI:3; не было здесь каменной стены и в Иродовом храме (в скинии Моисеевой обе части храма разделяла лишь завеса (Исх XXVI:33). Высота промежуточной стены между Святым Святых и Святым равнялась, конечно, общей высоте храма, т. е, имела 30 локтей. Давир (о значении слова см. выше, замеч. к ст. 5) - редкое название вместо обычного «кодеш кодашим», Святое Святых; кубическая вместимость последнего указана ниже, ст. 20.