С.В. Троицкий
Жития святых

С.В. Троицкий
преподаватель С. Петербургского
Александра Невского духовного училища

Исполняя завещание апостола Павла: «поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие» (Евр.13:7), христианская церковь с самого начала своего существования тщательно собирает сведения о жизни ее подвижников. Первыми по времени житиями святых были сказания о мучениках. Древнейшим источником для составления их были архивы проконсулов или других римских судей, содержащие официальные протоколы допроса и приговора над подсудимым. В подлинном виде эти языческо-римские акты (Acta proconsularia, praesidialia, judiciaria) не дошли до нас, но они содержатся или целиком, или в извлечениях во многих сказаниях о мучениках. Так, в предисловии к сказанию о мучениках Таррахе, Пробе и Андронике, осужденных при Диоклетиане в 304 г., составитель упоминает, что он купил нужные акты у одного судейского чиновника Себаста за большие деньги (ducentis dinariis) и списал их. Заимствованием из официальных бумаг объясняется то обстоятельство, что повествования житий об обвинении мученика, о его заключении, о судебном процессе над ним и его осуждении отличаются чрезвычайным однообразием. Эти составленные по судебным актам сказания о мучениках имели вид или послания от одной церкви к другой, или назидательного рассказа (gesta martyrum, passiones) для собственного употребления.

Как пример древнейших сказаний о мучениках в форме послания можно указать:

  1. на «Страдание Поликарпа» (Passio Polycarpi) в послании смирнской церкви ко фригийской и в отрывками у Евсевия (Ц. И. IV, 15);
  2. послание лионской и виеннской церквей к христианам Асии и Фригии о гонении, бывшем при Марке Аврелии в 177 г. (Евс.5:1-3);
  3. послание Дионисия Александрийского к епископу Антиохии Фабиану о гонениях в Египте при Деции (ibid. VI, 41–42) и др. Гораздо многочисленнее сказания второго рода, которые в Риме (Liber Pontif. s. Clem), и, вероятно, в других церквах, составлялись особыми нотариями, поставленными еще св. Климентом для ежедневной записи происходившего с христианами на месте казней. Число этих сказаний, собранных Руинартом, доходит до 106. Из них древнейшие: акты святого Иустина Философа и мученика (163–167), акты Карпа, Папила и Агафоники (при Марке Аврелии) и «Passio sanctorum Scilitanorum (см. В. В. Болотов, «К вопросу об Acta martyrum Scilitanorum», «Христ. Чтение» 1903 г., июнь и июль).

Еще многочисленнее сказания, составленные по подложным или по сомнительным данным, в которых по большей части есть лишь зерно исторической истины. Сюда нужно отнести, прежде всего, все апокрифы об апостолах (см. Апокрифы, I, 927–936). Из после-апостольского времени сюда относятся сказания о мученичестве Игнатия Богоносца (см. Игнатий, т. V), Acta Nerei et Achillei, страдание Фелицитаты и семи сыновей, Acta Cypriani et Justinae (см. Цан «Киприан Антиохийский, 1882), страдания Кирика и Иулитты и других.

С древнейших времен стали собирать отдельные жития святых отчасти в целях назидания, отчасти для чествования и памятования их. Об этом свидетельствуют Киприан (письмо 12, 39), Арнобий (IV, 36, см. Энц. I, 1041) и Пруденций (Реristeph. I, 24). Собрания эти имели сначала форму перечисления имен мучеников с упоминанием о дне поминовения их (календари или диптихи, – см. Энц. IV, 1059). Причина такой краткости заключается в том, что мученики хорошо были известны в той церкви, в которой они жили и страдали; но с течением времени, когда память о мучениках стала исчезать, и с другой стороны вследствие обогащения календарей святыми других церквей, особенно одноименными, явилась потребность отличить их родом жизни и кончины, саном, местом жительства и др. Таким путем явились и оборники подробных сказаний о мучениках. Из сборников такого рода наиболее важны труды Евсевия Кесарийского: 'Αρχαίων μαρτυρίων αηναγωγή и Εογγράμμα περί των 'εν Παλαισίνβ μαρτυρήσαντων. Первое обширное сочинение, касающееся мучеников во всей церкви, было утеряно еще в конце VI века (Григорий Великий, письмо VIII, 29), второе, вышедшее в двух редакциях и касающееся лишь времени Диоклетиана, сохранилось в виде приложения к VIII книге Церковной Истории (см. Viteau, De Eus. Caes. duplici opusc., Paris 1893, русский пер. Ц. И. изд. спб. д. ак., т. П, 1850–1858).

Оба вида сказаний о мучениках, подробный и краткий, явившись в доникейский период, существуют и в последующее время, но, тогда как во время гонений содержанием их служили исключительно жития мучеников, теперь с прекращением гонений сюда мало-по-малу проникает и другой элемент – жития преподобных и других святых. Это изменение в содержании житий первоначально произошло не на Востоке: здесь вследствие гонений в Персии и Абиссинии жития долго сохраняли свой прежний характер, а на Западе, в римском хронографе 354 года (изд. Aegid. Bucher, Антверпен 1633, и Моммсен, 1850) наряду с 24 мучениками упоминаются 12 римских епископов. Таков же Calendarium Africanum vetus, 500 г., изд. Мабильон, Vet. Anall. III, 398, ср. Григ. В. письмо VIII, 29). Сюда же можно отнести и Готский календарь (см. о нем статью В. В. Болотова, «Хр. Чтение» 1893 г., I, стр. 198 и сл.). Дальнейшее развитие римского мартиролога представляет так называемый Martyrologium Hieronymianum (лучшее идаание Росси и Дюшена в A. S. Nov. t. II, p. 1, 1894). Иерониму здесь принадлежит лишь незначительная часть, и этот коллективный труд приписывается ему, как символу всякой учености на Западе. В основе его лежит римский мартиролог, упомянутый Calendarium Africanum и сирский мартиролог (362–412 г. изд. Wright, 1865–66). Первоначальную обработку он получил в верхней Италии, дальнейшую – в Галлии. Этот мартиролог послужил образцом для средневековых трудов такого рода, напр, для Martyrologium Bedae, Mart. Romanum parvum и др.

Еще больший перевес получил общий агиологический элемент в житиях святых над сказаниями о мучениках, когда явился новый вид христианской литературы: жития отцов (Vitae patrum). Труды Палладия Еленопольского (Лавсаик, изд. Рената Лаврентия, Hist, christ. vet. patrum, 1582, а также в Opera Maursii, Флоренция 1746, т. VIII, русский перевод – 1856), Феодорита Кирского (История боголюбцев, изд. Рената, русский перевод в «Творения святых отцов» и отдельно), Иоанна Мосха (Лимонарь, изд. в «Vitae patrum» Росвейга, Анверп. 1628, т. X; русск. пер. «Лимонарь, сиречь цветник», М. 1859), Иоанна Климака и Иоанна Ефесского (см. это слово) – на Востоке и труды Руфина Аквилейского (Vitae patrum s. historiae eremiticae), Иоанна Кассиана (Collationes patrum in Scyphia), Григория Турского (см. Энц. IV, 678), Григория Двоеслова (см. IV, 661, – Диалоги, пер. в «Правосл. Соб.») – на Западе дали обширный новый материал для сборников житий. Эти труды более соответствовали потребностям времени, чем прежние сказания о мучениках. Они описывали многообразную жизнь святых, учили всем христианским добродетелям, тогда как однообразное содержание сказаний о мучениках учило лишь христианскому терпению и смерти. Естественно, что составители житий как на Востоке, так и на Западе, стали широко пользоваться этим новым источником. Перечислим важнейшие труды такого характера.

1) На Востоке. В греческой церкви Месяцесловы, напр. Месяцеслов императора Василия (изд. кардиналом Аннибалом Альбани, Урбино 1727, и др.), сохранили прежнюю близкую к календарям форму, тогда как Минеи (месячники) включают в себя кроме подробных житий святых, расположенных по месяцам, службы и песнопения в честь их.

О Минеях упоминает уже Феодор Студит, говоря, что жития святых наполняют двенадцать томов (Ер. 2 ad Plat., ed. Sirmoud., I, 181). Громадный житийный материал, накопившийся с первых столетий, был использован Симеоном Метафрастом, сановником византийскаго двора (X в.), переработан в нравоучительном духе и украшен вымыслами его богатой фантазии. Агиологические труды его, изданные у Миня (Ser. Gr. t. СХIV–СХVI), послужили самым распространенным первоисточником для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе. Из переработок его труда отметим «Новый рай» критского монаха Агапия Ландоса (изд. в Венеции в 1641 году). Средину между Месяцесловами и Минеями занимают Синаксари или Прологи. Слово синаксарь – собрание, сборник, указывает на то, что христиане в великие праздники и дни особенно чтимых святых собирались в храмы. Эти дни и означались в Евагелиях, Апостолах и других богослужебных книгах, но потом сюда вошли и краткие жизнеописания святых. Тогда как Синаксари ближе подходят к Месяцесловам и иногда даже отождествляются с ними, Анфологии включая в себя литургический материал, стоят ближе к Минеям. Таков напр. Анфологий, изданный Антоном Аркадием в Риме в 1598 г.

Из новейшей греческой литературы по агиологии следует отметить труды Никодима Святогорца (в 1819): «Новый сборник», Венеция 1803, 1862, «Новый Мартиролог», Венеция 1799, «Синаксарист», Венеция 1819, Конст. 1842, Закино и Афины 1869; монаха Агапия: «Рай» – 1863, «Новый Рай» – из Метафраста, «Сборник», 1869, «Благовремение», 1865; «Новый луг», изд. по определению синода греческой церкви; «Великий синаксарист», составленный К. Дукакисом на основании вышеуказанных сочинений; «Жития святых» Трифона Евангелида, 1895, и «Византийский праздникослов» М. Гедеона, 1896.

Жития святых сирских и персидских изданы Стефаном Еводием Ассемани (см. Энц. II, 84) и недавно П. Беджаном под заглавием: Acta martyrum et sanctorum», Париж и Лейпциг 1890–95. Последнее издание, снабженное нужными комментариями, содержит очень много нового. Много материала для житий персидских и сирских святых есть в сочинениях П. Цингерле: «Подлинные акты мучеников Востока в переводе» (Иннсбрук 1835) и Г. Гоффмана: «Сирские акты персидских мучеников» (Лейпц. 1880). Жития святых в коптских и абиссинских памятниках имеют большое сходство между собой и резко отличаются от житий других церквей. Коптский синаксарь на арабском языке издан Вюстенбельдом в Готе в 1879 г. Отметим также труд Г. Гиверната: «Акты мучеников Египта, извлеченные из коптских рукописей Ватиканской библиотеки и музея Борджиа», Рим 1886–87, коптский календарь, изданный преосв. Порфирием в сочинении «Вероучение, богослужение и пр. коптов», 1856, и заметку пр. Сергия в «Месяцеслове» 1901, стр. 293–299, где указаны и другие труды. Армянский мартиролог издан Мекитаристами в Венеции в 1874 году (см. также Сергий, ib.). О грузинской апологической литераторе см. Энц. IV, 764.

2) На Западе. После упомянутых мартирологов Иеронимова и малаго римского и Беды на Западе появились мартирологи лионскаго каноника Флора Дрепания (830; Минь, Ser. L. XCIV, 790), восполнивший мартиролог Беды, краткий стихотворный мартиролог Вандельберга (870), довольно подробный Рабана Мавра (856), мартиролог Адона Вьеннского (870), служащий дополнением мартирологов Беды и Флора, мартиролог бенедиктинца Узуарда (875; у Миня t. СХХIII, 201), составленный по поручению Карла Лысого, отличающийся обилием имен и краткостью житий, и, наконец, мартиролог Поктера Бальбулюса (912; изд. Канизием, Lectioues antiqu. II, 3, p. 89). Начало новому фантастическому направленно в житийной литературе на Западе было положено монахом Вольфгардом Герридским (X век), а продолжателями его были Иаков Борагин и Петр Наталибус (1382), составивший Каталог святых (изд. в 1493 г. и в 1616 в Венеции). Труды этих авторов переполнены рассказами о самых фантастических чудесах, ссылками на сочиненные документы, упоминаниями о выдуманных лицах и т. п. Последующие труды принимают направление более критическое: Бонина Момбриция «Sanctuarium» в алфавитном порядке, Георгия Вицелла «Hagiologium» (изд. в 1541 г.), Алоизия Липпомана, еп. веронского, «Vitae sauctorum» (1551–1560), Амвросия Повидия Флакка «Священных праздников 12 книг», 1559 г., Рената Лаврентия дела-Барра «Христианская история древних отцов», 1583 г., Лаврентия Сурия «Жития святых Востока и Запада», 6 томов в лист, 1569–1575, переиздано в Турине в 1875–80 г., Цезаря Барония (1607 г.) «Летописи церковные» (1598–1609) и «Римский мартиролог», 1586, и многие другие. Но все эти труды далеко превзошли исполинское предприятие ученых иезуитов в Антверпене, доктора Болланди и его товарищей, начавших издавать с 1643 года «Acta Sanctorum». Первоначально план его был составлен иезуитом Герибертом Росвейцом, по смерти которого в 1629 году дело это было передано орденом Иоанну Болланду (подробнее см. под словом Болландисты, II, 929–930). Хорошее сокращение издания болландистов представляет труд Адальберта Мюллера «Общий мартиролог» (1860,) и может служить справочной книгой к нему. Полный указатель к этому изданию составлен Потастом «Biblotheca historica medii аеvi», Берлин 1862. И другие р.-католические ордена издавали жития святых. Так существуют «Acta Sanctorum ordinis s. Benedicti», Париж 1688, Maбиллона; «Цистерцианский мартиролог» Генрикеца, 1633;«Paradisus Carmelitici decoris» Алегри, 1639; «Мартиролог ордена миноритов» Монстири, 1638, и ордена доминиканцев – Сикка, 1639, и др. Известны, наконец, частные мартирологи, относящееся к той или другой р.-католической стране: «Мартиролог африканский», составленный Стефаном Антоном Морчелли, «Дни памяти и указатель святых Бельгии», и д. Моланом, «Мартиролог немецких святых», изд. Валассер в 1562 г. и Канизий в 1573 году, «Мартиролог галликанский», сост. Соссе в 1638 г., «Мартиролог лузитанский» (испанский и португальский), изд. в Коимбре, «Мартиролог испанский», изд. Салацаром в 1651 году. «Мартиролог английский», сост. в 1608 г. Вильсоном, «Шотландский мартиролог» Адама Региуса, «Bavaria sacra et рiа» Paдери в 1704 г. и др. В форме словарей составлены агиологические труды – аббат Петина «Агиографический Словарь», Париж 1850, 2 т. (на фр. яз.), Штадлера и Гейма «Лексикон святых», 1855, 5 т. (на нем. яз.) и Смита и Уэйса (Smith, Wace) «Словарь христианских биографий», Лондон, 1877–87 (на английском языке), для первых VII-ми веков.

3) В России. При принятии христианства на Руси сюда были перенесены вместе с богослужебными книгами и жития. Биограф св. Мефодия упоминает о переводе им и «отеческих книг», под которыми следует разуметь именно жития святых. Первыми сборниками житий святых, явившимися на Руси, были Месяцесловы, напр. Остромиров, Ассеманов, Саввин XI в., Архангельский XI–XII в. (см. Сергий, Месяцеслов Востока, 114); служебные Минеи, напр., праздничная Минея императорской публичной библиотеки (ib. 203) XI–XII века и Минеи-Четии, напр, супрасельская XI в., Успенского собора XII в. и др. (ib. 260). За ними появились греческие синаксари, получившие у нас название прологов. Название это произошло по всей вероятности от того, что греческий синаксарь, который переведен был на славянский язык, имел предисловие (пролог), которое предшествовало синаксарю; от этого оглавления и получила название у славян вся книга. Древнейшие славянские прологи суть не что иное, как перифраз Месяцеслова императора Василия с дополнением его новыми сказаниями или памятями. Таковы напр., прологи Лобковский XII–XIII в., Софийский XIII в. и др. (см. Сергий, 303). Затем явились жития и собственно русских святых. Сначала появились жизнеописания отдельных святых, составленные по образцу житий Метафраста и имевшие своей задачей «похвалу» святому, при чем главное место уделялось общим риторическим местам, а на фактическую историю внимания обращалось мало. Исключением отсюда являются лишь самые первые по времени жития – св. Бориса и Глеба и Феодосия Печерского, составленные преп. Нестором, Леонтия Ростовского (до 1174), и жития составленные в ростовской области в XII и XIII вв., из которых отметим жития св. Исаии, еп. ростовского, Авраамия Ростовского, Игнатия, св. Петра, Никиты Столпника переславского, Появились жития и в других местностях северо-восточной Руси: Смоленске – житие Авраамия Смоленского, в Новгороде – Варлаама Хутынского, в Твери – князя Михаила тверского и др. Все эти жития написаны для церковного употребления и поэтому имеют характер проложной «памяти» о святом, написаны языком безыскусственным, сухим и сжатым; фактическая сторона жития занимает в них главное место и не обращается в материал для церковной проповеди или нравственно-риторического рассуждения, и только в позднейших из них заметно уже зарождение условных биографических черт и приемов. Рано сделана попытка к составлению сборника житий святых в посланиях Симона, еп. владимирскаго, к Поликарпу, иноку киево-печерскому (1225–1226), и в послании самого Поликарпа к киево-печерскому архимандриту Акиндину. В первом помещено 6 житий киево-печерских святых, во втором 12. Этими трудами было положено начало киево-печерскому Патерику. С ХV века развитие житийной литературы на Руси принимает другой характер. Фактический материал, отступает на второй план и главное внимание обращается на его обработку. В житиях получают господство искусственные литературные приемы, устанавливается целая система правил. Направление это развивалось в сильной зависимости от южно-славянского влияния, проникавшего в нашу житийную литературу через писателей южно-славянского происхождения и через оригинальные произведения южно-славянской письменности. Кроме этой общей характеристики этот период отличается и другими особенностями. Личность писателя, прежде совершенно скрывавшаяся, теперь выступает более или менее ясно. В большинстве случаев мы знаем автора не только по имени, но и краткую его биографию. Далее местом составления житий являются не городские только центры, но и отдаленные от культурной жизни монастыри. Вследствие этого в житиях данного времени есть много драгоценных для истории бытовых черт. Наконец прежняя краткая память о святом превращается в обширное похвальное церковно-историческое слово. Из писателей этого времени выделяются Епифаний Премудрый, написавший жития преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского, отличающиеся, по выражению проф. Голубинского, «необузданной риторикой», и сербы м. Киприан, переработавший житие м. Петра и несколько житий, вошедших в состав его «Степенной книги», и Пахомий Логофет, оставивший 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Писатели житий, следовавшие за Киприаном, Пахомием и Епифанием, подражали им как в изложении, так и в понимании исторических явлений. Хотя митрополит Макарий сам не оставил ни одного канона или похвального слова святому, но движение, сообщенное им русской агиографии, было столь сильно, что его именем можно назвать новую эпоху в житийной литературе. Это движение вызвано было канонизацией русских святых в 1547 и 1549 г. и главным образом смелой попыткой м. Макария собрать и переписать «все святыя книги, которыя в Русской земле обретаются». Эта попытка привела к составлению громадного труда «Великих Четьих-Миней», издаваемых ныне археографической комиссией (подробнее о них см. под словом Макарий). Труд этот Макарий начал в 1529–30 годах и окончил 20 лет спустя. Минеи Макария известны в двух редакциях Софийской, оконченной в 1541 г., и Успенской – более полной и подробной, переписка которой окончена в 1552 году. Ни прежде, ни после не являлось столько новых житий, как во времена м. Макария. Через столетие после Миней Макария составлены были два новых житийных сборника: монаха Германа Тулупова из Старицы, написанный в 1627–32 годах по поручению троицко-сергиевского архимандрита Дионисия, и священника посадской церкви Сергиева монастыря Иоанна Милютина, составленный им совместно со своими тремя сыновьями в 1646–1654 годах. В обоих этих сборниках житиям русских святых уделено гораздо больше места, чем у Макария, и помещены почти исключительно памятники исторического содержания. Тогда как Герман помещал жития целиком и нередко в разных редакциях, Милютин, пользуясь его трудом и «с разумных списков тщася обрести правая», сокращает и переделывает памятники, выделяя из них историческую часть. В южной Руси собирателями житий святых были м. Петр Могила, Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский. Петр Могила, желая издать жития святых на славяно-русском языке, начал новый перевод греческих жизнеописаний и выписал с Афона книги Симеона Метафраста. Смерть помешала ему довершить задуманное предприятие. Иннокентий Гизель хотел продолжать дело Петра и испросил у патриарха Иоакима Миней Макария, но политические смуты затормозили дело. Преемник его Варлаам Ясинский склонил взяться за это дело св. Димитрия, в то время игумена Ватуринскаго монастыря. Результатом его многолетних трудов явились Четь-Минеи (подробнее о них см. Энц. IV, 1041–1042). Кроме Четьих-Миней св. Димитрию Ростовскому принадлежит: «Мартиролог, или мученикословие, жития святых по месяцех и числах вкратце собранныя, в себе содержащее. В обители всемилостиваго Спаса Новгородка Северскаго ново-написанное в лето 1700». Цель составления этого труда – дать более удобную и дешевую книгу для народного чтения. Труд этот не издан. Существует ряд пересказов и переработок Четиих-Миней св. Димитрия, – таковы: А. Н. Муравьева, «Избранные жития св., кратко изложенные по руководству Четиих-Миней», 1860–1868; «Жития святых российской церкви, также иверских и славянских», 1847; Филарета, архиеп. черниговского, «Русские святые»; «Словарь исторический о святых российской церкви»; 1836–60; Протопопова, с Жития святых», 1890, и др.


Литература

Кроме упомянутых трудов следует отметить еще следующие исследования по агиологии как общей, так и русской.

По агиологии общей: Филарет Черниговский, «Историческое учение об отцах церкви», 1856, 2 изд., 1885; его же, «Исторический обзор песнопевцев», 1860; его же, «Святые южных славян», 1863; его же, «Св. подвижницы восточной церкви», 1871; прот. Димитрий Вершинский, «Месяцеслов православно-кафолической восточной церкви 1856; «Афонский патерик или жизнеописание святых, на св. Афонской горе просиявших, 1860, изд. 3-е, 1867 г., «Вышний покров над Афоном», 1860; «Подвижники благочестия на Синайской горе», 1860; П. Казанский, «История православного монашества на Востоке», 1854 и 1873; Дебольский, «Дни богослужения», изд. 5-е, 1857 г.; П. Соловьев, «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке со времени завоевания Константинополя турками», 1862; И. Крылов, «Жития святых апостолов», 2 ч., М. 1863–64; «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», перев. с греч., Спб. 1856; «Сказания о мучениках христианских, чтимых православно-кафолическою церковью», Казань 1865; «Жития святых жен в пустынях Востока», Вятка 1871; Е. Голубинский, «Краткий очерк православных церквей: болгарской, сербской и др. (список болгарских и сербских святых на стр. 656 и след., В. Гурьев, «Мученики воины; Сахаров: «Сказания русского народа», т. II, 1841–1846 гг.; «Палестинский Патерик», 11 выпусков, 1885–1900, изд. Палестинск. Общ., а также «Древние палестинские обители», 1895, «Православный Палестинский сборник; С. Снессорева, «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон», 1891; «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы», изд. Пант. м., 1897; Хр. Лопарев, «Описание некоторых житий святых», «Виз. Врем.» 1897, стр. 337 и сл.; «Паломник Антония архиеп. новгородского», «Сб. Пр. Пал. Общ.» в. 51, 1899 г., изд. Савваитова; М. Хитрова, «Жизнь пустынных отцов», 1898 г.; А. Дмитриевский, «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках пр. Востока», т. I, Уставы, 1897; Сергий, архиеп. владимирский, «Полный месяцеслов Востока», 2 т., 1875–1876, второе изд. 1901; его же, «Месяцеслов всех святых, празднуемых православною восточною церковью», изд. (Св. Синода, 1891; его же, «Лицевые святцы», М. 1895 – 1898; его же, «Христианский месяцеслов, изд. м. син. тип., 1903 г.; его же, «Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в XIX веке», «Странннк» 1900 г. май–июль и отдельно; А. Яхонтов, «Жития святых, как образовательно-воспитательное средство», Симбирск 1898; В. В. Болотов, «Житие бл. Афу, еп. пемджского», «Хр. Чт.» 1886, 3–4; его же, «Михайлов день», «Хр. Чт.» 1892, 11–12; его же, «Следы древних месяцесловов поместных церквей», «Хр. Чт.» 1893, 1–2. 2)

По агиологии русской: В. Ключевский. «Древние русские жития святых, как исторический источник», 1871; «Исторические сказания о вологодских святых», Вологда, 1880; И. Яхонтов, «Жития подвижников поморского края, 1882; гр. М. Толстой, «Книга глаголемая о российских святых», 1888; Димитрий, архиеп. тверской, «Месяцеслов святых русских», изд. 1-е 1878–1880, изд. 2 с 1893 г.; Барсуков, «Источники русской агиографии», 1882; архим. Леонид, «Святая Русь», 1891; арх. Никодим, «Архангельский Патерик»; см. также под. словом Канонизация.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka