Заве́са церко́вная – или катапетасма (от греч. καταπέτασμα – завеса, занавес) – занавес в храме, располагающийся за Царскими вратами со стороны алтаря, закрываемый и открываемый в ходе богослужения в соответствии с чинопоследованием церковных служб.
В зависимости от моментов богослужения завеса может иметь различные символические значения.
Закрытие завесы является символическим действием. Во время Литургии оно совершается трижды: после великого входа, перед причастием священнослужителей и по окончании службы.
Великий вход изображает шествие Господа на вольные страдания и крестную смерть. Поставление честных Даров на престол и покрытие их воздухом знаменует снятие Иисуса Христа с Креста и положение в гроб. Закрытая завеса изображает камень гроба и приставленную к гробу стражу. При возгласе «Двери, двери, премудростию вонмем» она «отверзается и стоит отверзена до возглашения: «Святая святым».
При возношении святых Даров и раздроблении святого Агнца Спаситель мира закалается и дает Себя в снедь верным. Совершается таинство, которое не только для людей остается непостижимым, но в которое не могут проникнуть и ангелы. Поэтому завеса закрывается.
Причащение священнослужителей в алтаре знаменует Тайную вечерю. Закрытая завеса в этом время имеет еще одно символическое значение: напоминает, что это великое событие новозаветной Священной истории совершилось в тайне от людей.
Цитаты о завесе церковной
«До реформы патриарха Никона Царские врата и завеса при архиерейском и иерейском служении отверзались и затворялись по одному и тому же порядку. Так же, по свидетельству свт. Симеона Солунского, было и в греческой Церкви, по крайней мере в Фессалониках. Но патриарх Никон ввел новый устав архиерейского служения литургии, основываясь на тех сведениях, которые он лично в 1653 г. получил от свт. Афанасия III Пателария, патриарха Константинопольского. Это – тот устав архиерейского служения, положенный в основу нового Чиновника (первое издание – 1668 г.), в соответствии с которым, в целом, совершаются архиерейские богослужения в Русской Православной Церкви поныне. Согласно ему Царские врата и завеса на архиерейском служении пребывают отверстыми до возгласа Святая святым, после чего закрываются и отверзаются вновь от причащения мирян до окончания. Таким образом, служение литургии с отверстыми Царскими вратами и завесой стало элементом архиерейского служения».
протодиакон Константин Маркович
Комментировать