Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». 1635. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Библия. Быт. 22:1-19. Господь явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь. Когда они пришли к горе, которую указал Господь, Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть сына, но ангел Господень позвал его с неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня». Невдалеке Авраам увидел барана, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.
Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет. 1881 г. Бакалович Степан Владиславович. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств.
Из всех своих детей Иаков больше всего любил Иосифа и самого младшего Вениамина, которых родила ему любимая Рахиль. Остальные 10 братьев очень завидовали Иосифу и решили даже его убить, сообщив отцу, что того растерзали звери, но один из братьев остановил других от пролития братской крови, и Иосиф был брошен живым на дно колодца. В это время мимо проходил караван, идущий в Египет, и братья решили продать купцам ненавистного им Иосифа. Сделка принесла им 20 сребреников. Одежду Иосифа братья испачкали кровью козленка и отослали отцу. Тот был безутешен и долго горевал, уверенный, что любимого сына растерзал зверь. Тем временем караван с горько плачущим Иосифом приблизился к Египту.
Каин и Авель. Тициан 1544. Библия. Быт. 4:1-16, 25; 5:3-5. Первого сына Адам и Ева назвали Каином, а второго — Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада. Однажды они приносили жертву Богу: Каин – плоды земные, а Авель – лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верою в обетованного Спасителя, с молитвою о помиловании и надеждою на милость Божию; и Бог принял жертву Авеля, – как полагают, дым от нее вознесся к небу. Каин же был нрава злого, он приносил жертву без любви и страха Божия. Господь не принял его жертвы; это было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле. Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его. Бог обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?». Каин дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?». Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». И Каин, мучимый совестью, с женою бежал от своих родителей в другую землю.
Авраам плачет о Сарре. Марк Захарович Шагал. 1931 г. Ницца. Национальный музей Марка Шагала (Франция).
После жертвоприношения Исаака жизнь Авраама некоторое время была спокойной. Но вот его постигло новое горе. На сто двадцать седьмом году от рождения умерла его любимая жена Сарра. Авраам оплакал смерть своей жены и похоронил ее в пещере Махпела, которую он купил у хеттов. Пещера Махпела находилась против дубравы Мамре, где почти постоянно пребывал Авраам, и ему из шатра была видна дорогая для него могила Сарры.
Иов и его друзья. И. Репин. 1869 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.
«Экклезиаст. Суета сует». 1900 г. Аскназий Исаак Львович (1856-1902). Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
Греческое название книги Екклесиаст является точным переводом еврейского названия Кохелет (от кохал — собрание) — говорящий в собрании, т.е. проповедник. Древние христианские экзегеты (Ориген, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, блаж. Иероним и др.) признавали книгу прощальною и покаянною речью царя Соломона. Духовный смысл книги определяют слова, поставленные в самом начале книги: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! (Еккл.1:2). Слово суета в небольшой священной книге встречается 39 раз.
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (1:3). Все земное суета сует, только в Боге смысл и предел человеческого бытия: возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7). От ограниченности человека и суетности его земной жизни Екклесиаст приходит к своей главной мысли: Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его (Еккл.3:14). Проповедник поднимается до богословско-библейского учения о предстоящем для всех Божиим Суде: И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там» (Еккл.3:17). В последних стихах книги содержится её основной духовный смысл: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13-14).«Воскрешение Лазаря», Микеланджело Меризи да Караваджо, 1609 г., Региональный музей, Мессина.
Согласно Евангелию от Иоанна, Лазарь, житель Вифании, брат Марфы и Марии, был воскрешен Иисусом Христом через четыре дня после смерти.
Иов Многострадальный. Ян Лиевенс. Библия. Иов. 1-42. Иов был справедливый и добрый человек, который всегда старался угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, – благословит ли он Тебя?» Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел: скот, слуг, дом, детей, здоровье. Иов за все благодарил Господа. Жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.
Архангел Гавриил поражает Захарию немотой. А. А. Иванов. 1850-е гг. Государственная Третьяковская галерея.
Когда Захария совершал каждение в храме, он увидел Ангела и получил от него предсказания: о рождении сына; о том имени, которым сына нарекут; о радости, которую принесёт его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа; о том, что сын будет велик пред Господом; о предстоящей его сыну миссии «представить Господу народ приготовленный». Захария, будучи стар, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи, который вернулся к нему не в сам день рождения сына, а лишь в то время, когда зашла речь о наречении имени младенцу, на восьмой день.
Елисей, воскрешающий сына сонамитянки. Фредерик Лейтон. Дом-музей Лейтона, Лондон. Библия. 4Цар. 4:8-37. В городе Сонаме одна богатая женщина имела сына. Случилось так, что у нее ребенок вдруг заболел и в тот же день умер. Она пришла к пророку Елисею и в отчаянии упала к ногам его. Пророк вошел в дом, где лежал ребенок, и долго молился Богу. Ребенок ожил.
Воскрешение сына Сарептской вдовицы. П. Плешанов. 1854 г. Государственный Русский музей, СПб.
Когда началась страшная засуха, Илия, по воле Божией, поселился в пустыне у одного ручья, куда вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду он пил из ручья. Когда ручей высох, Бог повелел пророку идти в языческий город Сарепту Сидонскую к одной бедной вдове и жить у нее. У этой вдовы, которая жила с сыном своим, оставалась только одна горсть муки и немного масла. Придя в Сарепту, Илия велел ей испечь для него лепешку и обещал, что мука и масло не будут убывать, пока не даст Господь дождя на землю. Женщина поверила пророку Божию и сделала так, как он сказал ей. Мука и масло у нее не убывали. Вскоре у этой вдовы заболел сын и умер. Пророк Илия трижды помолился над ним Богу, и мальчик ожил.
Прощание Товии с отцом (1860). Уильям-Адольф Бугро (1825-1905). Государственный Эрмитаж.
Товит вспомнил о Гаваиле из Раг Мидийских, который был должен ему долг, и отправил своего сына Товию за ними. Товия по приказу отца взял проводника. Товит снарядил сына в дорогу и, отпуская его с путником, сказал: «Бог да сделает счастливым путь ваш и ангел Его да сопутствует вам».
Вы правильно ответили на вопросов из . В этой викторине есть ещё 24 вопросов.
Выразить благодарность создателям сайта и этой викторины вы можете посредством публикации ссылки на неё в социальных сетях. Спаси Бог!
К списку викторин
Комментировать