Апостол – богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета, Деяния и Послания св. Апостолов со специальной разметкой на зачала – фрагменты для чтения за различными богослужениями. Большинство зачал Апостола предваряется словом-обращением «Братие» (в личных посланиях – «Чадо Тимофее», «Чадо Тите» и т.д.). В Апостоле также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев. За богослужением Апостольские зачала читаются, как правило, специальным чтецом или реже диаконом. Однако, священник вправе благословить на чтение Апостола и любого мирянина (в т.ч. и женщину).
Диакон разливает Кровь Христову по нескольким Чашам, чтобы причащать могли несколько священников одновременно.
Проскомидия (греч. «принесение») – первая часть литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения таинства Евхаристии.
После Причащения Чаша с Телом и Кровью Христовыми заносится в алтарь и ставится на престол.
Исповедание Символа Веры предваряется возгласом диакона: «Двери, двери, премудростию вонмем». В древности этот возглас относился к привратникам храма, чтобы они тщательнее наблюдали за дверями и не вошёл кто-нибудь из оглашенных или кающихся, а также не имеющих права присутствовать при таинстве. Пение Символа Веры происходит на амвоне при открытой завесе. Священник в это время берет возду́х и колеблет им над Святыми Дарами, то есть опускает и поднимает его.
В последнее время получил распространение благочестивый обычай после того, как дважды споют Буди имя Господне благословенно, выходить в центр храма на славление (пение тропарей дня, произнесение ектении с поминанием имен верующих, пение праздничного величания).
Диакон (или священник) берет в руки дискос, на котором лежат частицы, вынутые в память Богородицы, святых и в поминание живых и усопших, и погружают их в Чашу. При этом произносит слова: Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Пречистой Твоею Кровию, молитвами всех святых…
Предстоятель читает молитву перед Причащением. В древности священнослужители перед Причащением читали краткие молитвы. В XII веке появляются более пространные – известные нам «Вечери Твоея тайныя…» и «Да не в суд или во осуждение…» С XIV века к ним добавляется молитва «Верую, Господи, и исповедую…»
Сначала ее читали священнослужители в алтаре, для себя, потом появилась традиция повторно произносить эти молитвы с Чашей в руках, выходя к народу. Сегодня как раз такая практика.
Всякий раз, когда будете произносить эту молитву: «Верую, Господи и исповедую…», – вспомните, что это священническая молитва и что лишь в последние века ее смогли произносить и миряне.После того как частицы погружены в Чашу, священник поворачивается к верующим и благословляет их.
Диакон встает на одно колено перед престолом и кладет на край престола голову. Священник, зайдя в алтарь, читает над диаконом особую молитву и благословляет диакона потребить остатки Святых Даров.
По причащении Святых Христовых Таин причастник целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (т.н. теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту.
Священник поворачивается, благословляя людей Чашей. Это благословление Чашей знаменует последнее благословение, данное ученикам перед Вознесением Господа: «…подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24:50-51).
Вы правильно ответили на вопросов из . В этой викторине есть ещё 24 вопросов.
Выразить благодарность создателям сайта и этой викторины вы можете посредством публикации ссылки на неё в социальных сетях. Спаси Бог!
К списку викторин
Комментировать