Та́йные моли́твы (греч. Μυστική προσευχή - таинственные молитвы) – молитвы догматического содержания, которые священник тихо читает в алтаре при совершении литургии, не вслух для всех предстоящих в храме, а про себя или вполголоса, пока хор поет очередное песнопение или диакон произносит ектению.
Они названы тайными из-за того, что не слышны стоящим в храме.
Тайные молитвы можно разделить на две большие группы:
1) молитвы литургии;
2) молитвы других служб и таинств.
На вечерне и утрене тайных молитв немного: это светильничные молитвы на вечерне (7 штук) и утренние молитвы в начале утрени (12 штук); также есть по одной молитве главопреклонения после просительной ектении. В чинопоследованиях таинств есть молитвы, которые пресвитер читает «о себе» (например, молитва перед освящением воды в таинстве Крещения), но и этих молитв, во-первых, очень мало, во-вторых, так как чаще всего требы совершает один священник в одиночку, то на практике он или опускает такие молитвы, или все равно читает их вслух. Потому главным образом понятие «тайные молитвы» ассоциируется с молитвами литургии, и в более узком смысле – с молитвами литургии верных (так как в литургии оглашенных пресвитерских молитв мало и они не столь содержательные).
Молитвы литургии верных в первые века христианства полностью читались вслух. Это было связано с тем, что общины были малочисленны, состояли из надежных людей (то есть не было случайных прохожих или некрещенных) и собирались в основном в небольших помещениях. Кроме того, тогда любой текст читали вслух, то есть просто не было практик чтения про себя.
Примерно в V веке появляется практика тайного чтения молитв литургии. Это связывают с 3-мя обстоятельствами:
- Христианам передают базилики, где умещается много людей, тогда как голос предстоятеля чаще всего физически не имел возможности заполнить все пространство;
- Появляется практика чтения книг и любых текстов «про себя», что переносится на молитвы;
- Евхаристию начинают воспринимать как страшную тайну, которая требует охранения от непосвященных. Появляется своего рода деление информации на предназначенную для священнослужителей и для широких народных масс. Священнослужители стремятся оградить ценную догматическую и литургическую информацию от непосвященных, еретиков и случайных лиц.
В итоге в VI веке практика тайного чтения молитв становится повсеместной и общепринятой. Император Юстиниан I в 565 году своим указом попытался запретить эту практику, однако его инициатива не имела успеха. Вскоре та ситуация, которую мы наблюдаем до сих пор (когда священник в алтаре читает молитвы евхаристического канона в лучшем случае вполголоса, так что слышат только находящиеся рядом, в то время как народ случае песнопения хора), становится нормой.
В настоящее время слышны призывы вернуть в чин литургии практику гласного чтения молитв, однако по данному вопросу вполне разумным следует признать высказывание архимандрита Киприана (Керна) из его книги «Евхаристия»: «Надо всячески желать возвращения к древней практике, то есть к восстановлению чтения молитв литургии вслух, но подобное возвращение в Церкви не смеет быть произвольным действием того или иного иерея, а только соборным решением высшей власти».
Литература по теме
- Литургия св. Иоанна Златоуста с параллельным переводом
- Тайные молитвы Евхаристии: почему их не читают громко? прот. Владимир Хулап
- Тайные молитвы Алексей Кашкин
- О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным А.П. Голубцов
Комментировать