Рукоблу́дие, также рукоблудье (от церковнослав. и рус. слов «рука» и «блуд») – грех, выраженный в форме удовлетворения человеком сексуального чувства путем возбуждения собственных эрогенных зон с целью получения оргазма (в широком смысле слова с использованием не только рук, но и каких-либо предметов).
Данное явление имеет множество названий. В православной традиции и аскетике также употребляется синонимичное понятие «малакия» (от др.-греч. μαλακός – о человеке – «уступчивый, податливый, изнеженный, нежный, ласковый, вялый, слабый»). В медицине и светской публицистике наиболее часто встречается понятие «мастурбация» дословный латинский аналог сочетания «рукоблудие» (лат. manus – «рука» + turbare, turbatus – «волновать, беспокоить») и «онанизм» (происходит от имени библейского персонажа Онана (Быт.38:8-10), который «...знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему»). Также существуют иные менее популярные, обозначения данного греха – моносекс, мануступрация, анафлазм, ипсация. В публицистике подчас встречаются синонимичные, но не тождественные понятия – аутоэротизм, селф-сексуальность, самоудовлетворение. Совместный онанизм двух и более людей имеет название «петтинг» (происходит от англ. petting, от англ. pet «ласкать»).
Рукоблудие и онанизм в истории человечества
Считается, что мастурбация или онанизм существует на протяжении всей истории человечества, так как это явление биологически обусловлено. Представители многих видов приматов мастурбируют так же, как и люди. Отечественный психиатр Г. Б. Дерягин в своей статье «Мастурбация, реальный секс с виртуальным партнером» в 2002 году указывал на то, что распространение онанизма в современности и на протяжении всей истории человечества во многом связано с постоянно увеличивающимся социальным возрастом человека1, но этим не определяется.
Наскальные изображения мастурбирующих людей показывают, что само появление данного явления в истории человеческого общества может быть датировано не позже эпохи палеолита. В Месопотамии в IV-III тысячелетиях мастурбация была весьма распространена, в том числе и групповая. В некоторых случаях мастурбация являлась элементом того или иного ритуала древней религии, как например, церемониальный онанизм с окончанием в Нил, который должен был совершить фараон. Свидетельства мастурбации среди мужчин в Древнем Мире встречаются чаще, чем среди женщин. Мастурбация также была распространена среди греков и римлян в Античности. В античном греко-римском обществе впервые в истории человечества фиксируется зарождение индустрии сексуальных удовольствий. В частности, греки и римляне первые начали изготавливать специализированные сексуальные игрушки для самоудовлетворения женщин – олисбос (от греч. гл. ὀλισθάνω – «скользить»), сделанный в виде полового члена разных размеров. Для его изготовления в Античности использовались дерево, кожа, эмалированная глина.
В Азии с середины первого тысячелетия до нашей эры, начиная от Ближнего Востока и далее, присутствовало представление о том, что в сперме мужчины содержится некая жизненная сила, энергия, и, соответственно, онанизм если не осуждался, то как минимум не приветствовался. Это представление способствовало формированию негативного отношения к онанизму в целом, в частности, в Средние века. Философ и лекарь Авиценна в XII в. н. э. писал о вреде онанизма, так как, по его мнению, это приводит к слабоумию и заболеваниям гениталий.
Христианский Запад осуждал онанизм, относя к нему также поллюции (от позднелат. pollutio – марание, пачканье) – непроизвольное возбуждение мужчины во сне с последующим семяизвержением. В некоторых случаях онанисты подвергались преследованиям, иногда на законодательном уровне, например, в колонии Нью-Хейвен в Коннектикуте в XVII рукоблуды подвергались смертной казни, по свидетельству американского историка Джеймса Лоуренса2.
Именно на христианском Западе появляется сам термин «онанизм», благодаря своеобразной интерпретации отрывка Быт. 38:8-10 в анонимной лондонской брошюре в 1716 году под названием Onania. В этом тексте повествовалось о грехе онанизма или «самозагрязнения», который влек за собой, по мнению авторов брошюры, импотенцию, гонорею, эпилепсию. В 1760 году в швейцарской Лозанне появился первый медицинский труд на французском языке «L’Onanisme», посвященный самому явлению мастурбации, где указывалось на вредные последствия такого рода занятий, за авторством швейцарского медика и советника Папы Римского в области медицины Самюэля Тиссо. В XVIII–XIX вв. негативное отношение к онанизму было поддержано многими европейскими мыслителями, публицистами и писателями, в том числе Вольтером и Кантом. Последний в своем труде «Метафизика морали» 1797 года называет мастурбацию нарушением морального закона человека перед самим собой.
В XIX веке борьба с онанизмом в Европе – именно к этому времени относится массовая разработка методов и средств, направленных на борьбу с ним. Так, в частности, был разработан специальный крой штанов, для того, чтобы мужчина не мог случайным образом дотронуться до гениталий, в некоторых случаях конструировались специальные столы, за которыми было сложно скрестить ноги, женщинам иногда рекомендовалось не передвигаться верхом на лошади или на велосипеде, помимо этого разрабатывались специальные безбелковые диеты, снижавшие степень сексуального влечения, наконец, были разработаны специальные противомастурбационные бандажи, которые рекомендовалось носить как мужчинам, так и женщинам, и которые устраняли нежелательную эрекцию и возбуждение.
В 1897 году английский врач и один из первых сексологов в истории Генри Эллис издал труд «Исследование психологии половых отношений», в котором подверг критике позицию Самюэля Тиссо, а также разделил последствия от мастурбации на умеренно неблагоприятные и неблагоприятные/вредные. Его работа стала первым примером академической критики положений Тиссо.
В 1922 австрийский психоаналитик Вильгельм Райх в эссе «О конкретных видах мастурбации» предпринял попытку выделить здоровые и нездоровые формы мастурбации. А впоследствии в своих работах психоаналитик Зигмунд Фрейд обобщил результаты и Райха и Эллиса, а также иных авторов эпохи, придя к выводу, что мастурбация никаким образом не влияет на умственные способности человека и в целом безвредна для его здоровья.
Современный медицинский (телесный) взгляд на онанизм
Как известно, областью медицины является тленное тело человека и его эмоционально-психическое здоровье, вопросы же духовного здоровья бессмертной души, спасения человека в вечности находятся вне её компетенции. В этом принципиальное различие светской медицины и религии. Например, с точки зрения телесного здоровья мужчине лучше изменять жене (прелюбодействовать), чем воздерживаться при долгом её отсутствии. С точки же зрения заповедей Бога это гибельно для жизни вечной.
В современном медицинском сообществе конвенционально принято утверждать, что мастурбация/онанизм не является отклонением от нормы, не наносит вред организму ни с социальной, ни с биологической точки зрения. По мнению некоторых психиатров, мастурбация, даже наоборот, положительно влияет на психическое здоровье человека – снимает стресс, облегчает депрессию, приводит к повышению самооценки3. Также по мнению некоторых исследований, мастурбация приводит к гармонизации брака и семейных сексуальных отношений. В 2003 году австралийский исследователь Грэхам Гайлз обобщил ранее проведенные исследования о влиянии онанизма на рак предстательной железы и пришел к выводу, что умеренная частота мастурбационных актов снижает риск заболевания4. Некоторыми врачами мастурбация рассматривается как безопасная половая жизнь, гарантирующая низкий риск заболевания и передачи болезней, передающихся половым путем. Наконец, по мнению современного врачебного сообщества, мастурбация благотворно влияет на возможность и вероятность зачатия. В современной медицине довольно распространена точка зрения, что длительное воздержание приводит к застою спермы и, как следствие, к застойному простатиту.
Светский критический подход к онанизму в современности
Несмотря на в целом положительную оценку явления онанизма в современной медицине, существует и критика как данной оценки, так и самого явления.
Существует т. н. синдром посторгазмической болезни (англ. postorgasmic illness syndrome), который характеризуется снижением жизненной активности и общим недомоганием, длящимся от нескольких часов до нескольких дней. Наиболее часто данный синдром испытывают мужчины.
Помимо этого, мастурбация у мужчин влияет на выработку мелатонина, приводя к сонливому состоянию и снижению жизненной активности. Относительно психики существует риск обретения состояния «навязчивой мастурбации», когда онанизм превращается во вредную привычку. Несмотря на то, что в целом, по мнению врачей, она безвредна, она тем не менее может свидетельствовать об умственных расстройствах. В частности, известно, что люди подверженные шизофреническому расстройству подвержены и навязчивой мастурбации5.
Наконец, открытым в современной медицинской науке является вопрос о сексуальной зависимости – существует она или нет. Этот вопрос тесно связан с онанизмом как явлением, так как существует некоторая степень тождественности сексуального и мастурбационного акта. Вместе с тем современная психиатрия показывает наличие определенного рода аддикции в отношении онанизма и даже знает гуманные методы борьбы с такой аддикцией6.
Критика онанизма строится не только на медицинской платформе, но и на общесоциальных принципах. Существует точка зрения, что мастурбация негативно влияет на социальное поведение мужчины – в частности, на принятие решения о создании семьи или рождении детей.
Помимо этого, мастурбация непосредственно и напрямую связана с порнозависимостью, таким образом, критика онанизма во многом совпадает с критикой порнозависимости.
Порнография крайне негативно влияет на психику и поведенческие паттерны человека, что также приводит к усугублению некоторых демографических и социальных проблем7.
Рукоблудие как страсть, с душевной и духовной точек зрения
Рукоблудие – одна из наиболее раскрытых и описанных в православной аскетике и православном пастырском богословии страстей, поскольку основной корпус текстов по аскетике был написан монахами, для которых, в силу обета безбрачия, борьба с блудными страстями является одним из постоянных направлений аскезы.
Некоторые авторы относили данный грех к числу смертных, руководствуясь отрывком 1Кор.6:9-10: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют».
С христианской точки зрения рукоблудие – это частный случай греха и страсти блуда. В частности, в «Отечнике» св. Игнатий (Брянчанинов) приводит следующую классификацию страсти блуда за авторством аввы Серапиона: «Блудной страсти три рода: первый совершается через смешение полов; второй, за который поразил Господь Онана, сына патриарха Иуды (Быт.38:9-10), производится без смешения с женщиною, этот род блудной страсти в Св. Писании называется нечистотою, о чем апостол говорит: безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1Кор.7:8-9)»8. В другом месте сам свт. Игнатий перечисляет все типы и проявления данной страсти: «Блудное разжжение, блудные ощущения и пожелания тела, блудные ощущение и пожелание души и сердца (скоктание), принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия, мужеложство, скотоложство и им подобные»9.
Рукоблудие – это особенная форма проявления страсти блуда.
Во-первых, это грех, влияющий как на душу, так и на тело.
Во-вторых, рукоблудие – это самоосквернение, то есть грех против собственной плоти.
В-третьих, как о том свидетельствует святоотеческая письменность, блудная страсть, если с ней не бороться, может обнаруживаться в человеке даже до смертного часа.
Как отмечают православные авторы, последствия страсти рукоблудия проявляются практически сразу и сводятся к истощению организма, общей слабости, потере веса и раздражительности.
Генезис страсти рукоблудия аналогичен генезису страсти блуда как таковой и начинается с нечистых помыслов. Также развитие греха рукоблудия подчинено общей для всей православной аскетике структуре: прилог – сочетание (внимание к предмету искушения) – сосложение – пленение – решение (совершить греховное делание) – греховное делание.
Как и прочие греховные страсти, страсть рукоблудия может проявляться (разжигаться) под воздействием демонических сил.
Прп. Ефрем Сирин дословно записал некоторые обращения бесов с целью искусить человека на данный грех: «…внушают такую мысль: «Никто тебя не видит, чего боишься?» А действующие нам во святыне возражают им: «Бог видит, и ангелы Его с тобою, как же говоришь: кто тебя видит?» Искуситель продолжает: «Где они? Пока никого здесь не видно»10.
В некоторых случаях бесам блуда, разврата и рукоблудия содействует бес обжорства. При. Иоанн Лествичник указывал, что именно чрезмерное насыщение чрева приводит подчас аскета ко греху рукоблудия11.
Преп. Нил Синайский учил о том, что сами похотливые образы суть бесы, принимающие личину красивых женщин: «Демон принимает на себя лице женское, чтобы обольстить душу к смешению с ним. Облик образа (жены) принимает на себя бесплотный демон, чтобы похотливым помыслом ввести душу в блуд. Не увлекайся же неимеющим существенности призраком, чтоб не сделать чего-либо подобного и плотию. Обольщены бывают духом блуда все такие, не отражающие крестом внутреннего прелюбодеяния»12.
Борьба с блудными помыслами, блудной страстью артикулируется в православной аскетике как одна из наиболее тяжелых форм борьбы с грехом, так как при определенных обстоятельствах воздерживающемуся приходится бороться не только с искушающими его бесами, но и с сильнейшими побуждениями со стороны собственной плоти. Именно поэтому в святоотеческой и духовной письменности относительно греха рукоблудия мы встречаем довольно распространенный призыв «не падать духом» и «быть твёрдым» в стремлении преодолеть эту страсть.
Бог помогает в борьбе с данной страстью, как пишет об этом прп. Ефрем Сирин: «Он (т. е. Бог) выжидает, чтоб увидеть подвиг твой, точно ли даже до смерти готов ты противоборствовать греху. Итак, не малодушествуй: Бог не оставит тебя. Он взирает на твой подвиг; смотрят на оный и лики св. ангелов и толпа бесов. Ангелы готовы подать венец победителю, а бесы – покрыть стыдом побежденного. Будь же внимателен. Не опечаль своих (ангелов) и не обрадуй чужих (бесов)»13.
Методика борьбы с рукоблудием такая же, как и с другими типами блудных грехов (любодеяний):
- Трезвиться и наблюдать за своими помыслами, чтобы вовремя исключать похотливые;
- Хранить чувства и избегать поводов ко греху;
- Пресекать любые мысленные переговоры и собеседования с падшими духами;
- Изгонять нечистые помыслы праведным гневом;
- Стараться трансформировать похотливые чувства и собеседование с бесом в нравственно-назидательные беседы;
- Помимо проведения прямой брани с рукоблудием необходимо стремиться быть терпеливым и кротким;
- Активно прибегать к Таинствам Церкви (Исповедь и Причастие);
- В ряде случаев стоит усилить пост;
- Как можно чаще молиться, в т.ч. иисусовой молитвой;
- Памятовать о смерти.
Исцеление от страсти требует от зависимого конкретных усилий в 3-х областях: духовной, душевной и телесной. Подробнее о каждом из них см. малакия.
Из-за сложности и трудности борьбы с рукоблудием перед некоторыми верующими может встать вопрос – а возможно ли вообще победить эту страсть и сохранить чистоту?
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин писал, что если Богом заповедано не блудить, то соответственно Бог даст и силы, чтобы победить данную страсть во всех ее частных проявлениях: «Итак, если видим, что многие ради Христа отвергли свое имущество, так что не только обладание деньгами, но и желание их отсекли от сердец своих, то следует, что таким же образом можно погасить и блудное разжигание. Ибо апостол не соединил бы невозможного дела с возможным; но, признавая то и другое возможным, заповедал равным образом умерщвлять. И настолько блаженный апостол уверен, что можно из наших членов искоренить блудную страсть или нечистоту, что повелел не только умерщвлять их, но даже не называть, говоря: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам» (Еф.5:3-4). Он учит, что это одинаково гибельно, одинаково удаляет нас от Царства Божия, говоря: «знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (там же, 5). И еще: «не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители... ни хищники – Царствия Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Потому не должно быть сомнения, что страсть блуда и нечистоты может быть истреблена из наших членов; потому что апостол повелел отсекать их так же, как и любостяжание, суесловие, смехотворство, пьянство, воровство, отсечение коих удобно»14.
Сопоставление приведенных выше представлений о рукоблудии, характерных для современной светской медицины, с отношением к этому явлению в православной аскетике требует дополнительных пояснений.
Светская медицина исходит из того, что нынешнее состояние человеческого естества является нормой, и, соответственно, любые биологические потребности человека, которые не вредят его физическому и психическому здоровью, должны, или как минимум могут быть удовлетворяемы, тем более если их удовлетворение приносит человеку удовольствие.
С христианской точки зрения нынешнее состояние человеческой природы не является состоянием нормальным и естественным, но, напротив, обнаруживает в себе следствия грехопадения прародителей. Нередко то, что представителями светской медицины связывается с естественными потребностями человеческого организма, является греховным влечением плоти.
Грехопадение есть результат искажения первоначального гармонического устройства человеческого естества в результате грехопадения. В частности, низшие, роднящие человека с животным миром, аспекты человеческого естества вышли за пределы, отведенные им в Божьем замысле о человеке, и стали диктовать свою волю высшим аспектам человеческой природы. Поэтому даже признание полной или частичной биологической обусловленности тех или иных запросов человеческого естества в его нынешнем состоянии не ведет к согласию с тем, что такие запросы следует всегда удовлетворять полностью или частично, и что такое удовлетворение нельзя считать грехом.
Примечания
1 Дерягин Г. Б. Мастурбация: реальный секс с виртуальным партнёром / Г. Б. Дерягин, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьёв // Российский психиатрический журнал. – 2002. – № 2. – С. 76–80.
2 Lawrence J. The Rise and Fall of the British Empire. St. Martin’s Griffin, 1997. С. 41.
3 Masturbation Frequency and Sexual Function in Individuals with and without Sexual Partners.
4 Giles G. G. Sexual factors and prostate cancer: / G. G. Giles, G. Severi, D. R. English … [et al.] // BJU International. 2003. Vol. 92, №. 3 (August). P. 211−216.
5 Кан И.Ю., Ягубов М.И. Клинические особенности компульсивной мастурбации при психических расстройствах у мужчин
6 Еременко Е.Д., Прошкова З.В. Методы изучения порнографической зависимости.
7 Греков М.А. Порнография как отчуждение сексуальности в современной социокультурной реальности.
8 Кассиан Иоанн. Пятое собеседование аввы Серапиона о восьми главных страстях.
9 Игнатий (Брянчанинов), свт. Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями // Том 1. Аскетические опыты.
10 Ефрем Сирин, прп. О борьбе с блудною страстью.
11 Иоанн Лествичник, прп. Лествица или Скрижали духовные.
13 Ефрем Сирин, прп. О борьбе с блудною страстью.
14 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде.
Литература по теме
- Мастурбация протопр. Иоанн Брек
- Вред онанизма. Опыт борьбы
Комментировать