Главное беспокойство юношеского возраста — волнующаяся плоть. “Ничто у юноши не требует такого старания и забот, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как целомудрие и чистота, потому что эта страсть (блудная) особенно обуревает этот возраст”. Ничто так не боится света искренности, как нездоровые переживания в сфере полового чувства.
“Сколько молодых людей впадают в отчаяние, — сетует протоиерей В. Зеньковский, — и перестают бороться со своими дурными склонностями, либо, и это бывает чаще, впадают в цинизм, высмеивают и в себе и в других все светлое, чистое, ибо не имеют надежду на лучшее, не верят в самих себя, ибо не знают того, что дает нашей душе исповедь и отпущение греха”.
“В большинстве случаев, — делится своей пастырской практикой епископ Александр (Семенов Тян-Шанский), — эти горечи требуют для обнаружения осторожного вопрошения. Этого рода прискорбности дают толчок к более углубленному покаянию вообще”.
“Не станем молчать, — восклицает святитель Иоанн Златоуст, — хотя бы тысячу раз пришлось нам стыдиться и краснеть”. “Единственный способ овладеть игрой бессознательных сил в душе — это осветить их в сознании спокойно и трезво, уяснить себе смысл и скрытую динамику этих явлений”.
Пастыри призваны оберегать от плотских падений тех молодых людей, которые сохранили себя еще в чистоте. “Будем заботиться о целомудрии, все делать и устроять так, чтобы юношеский возраст мог избежать неуместных пожеланий и развращений”. Борьба эта сегодня трудна, как никогда, вся жизнь молодого человека проходит под непрерывным воздействием эротических соблазнов. В наши дни молодому человеку “надо быть своего рода Лотом, который живя в развратном Содоме, сумел сохранить независимость и чистоту своего нравственного пути; или прекрасным Иосифом, которого живший в душе его страх Божий удержал от соблазна падения”.
Протоиерей Сергий Четвериков в своей замечательной брошюре “Путь чистоты”, указывает четыре основания, серьезно восприняв которые, искренний и честный юноша должен решиться идти по пути воздержания и чистоты.
Первое основание — это заповедь Божия: “Не прелюбы сотвори”, “которая в разъяснении Спасителя (Мф.5:28) обязывает не только к внешней фактической чистоте, но и к внутренней чистоте помыслов”.
В этой борьбе с помыслами очень укрепляет молодых людей исповедь. “Как хорошо подчинить себя в этом умственном брожении, — назидает святитель Феофан Затворник, — строгой дисциплине и быть во все время юности под руководительством”. Хорошо раскрыть перед юными прихожанами святоотеческое учение о развитии греха в душе человеческой (прилог, внимание, услаждение, желание, решимость, дело) и способах духовной борьбы с ними.
Следует заметить, что проповедь о духовной борьбе близка и понятна молодым людям, поскольку самому возрасту свойственен героизм и потребность “срываться с места и идти туда, где блеснула Истина”.
Следующим основанием протоиерей Сергий называет правильный взгляд на смысл и цель полового инстинкта. Это, безусловно, заповедь Божия о семье, данная первым людям еще в раю. Союз семейный есть не только физический, но, в первую очередь, духовный. “Только в лучах духовной близости, которая возможна при сохранении верности друг другу, получает свою истинную прелесть и близость физическая”.
Молодым людям нужно внушать, что “тень добрачных отношений никогда не может быть снята” в отношениях между супругами. Юноша должен знать, что легкомысленно расставаясь со своей чистотой, он“крадет у своей будущей жены то, что может принадлежать только ей”.
“Когда вступают в брак чистыми от всякого распутства, — утверждает великий Златоуст, — тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее. Если юноша прежде брака растлился, то и после брака опять будет смотреть на чужую жену”.
“Потому ныне так много разводов даже среди венчанных пар, — справедливо замечает психолог Чернова В., — что молодые люди вместо того, чтобы дождаться дара, в нетерпении, поспешно и грубо вырвали его из рук Дарителя. Таинство оказывается обкраденным: жених и невеста делают вид, что принимают от Бога то, чем уже завладели самовольно, то есть их союз начинается со лжи, произнесенной перед Богом и людьми”. Не устоявших в плотской борьбе следует с любовью и снисхождением убеждать, что при искреннем покаянии душевная чистота, по милости Божией, восстановима.
Третьим основанием для сохранения чистоты является сознание ее необходимости для правильного, здорового духовного роста самого юноши. При постоянной, упорной борьбе с увлечениями чувственности облагораживается душа юноши и крепнет его воля. “Цель воспитания наших подростков — воспитание силы христианской воли, то есть свободы”. Свобода – понятие, волнующее душу каждого молодого человека. Важно показать молодым христианам, что в Православии под свободой понимается свобода от рабства греху.
“Свободу и блаженство души, — учил преподобный Антоний Великий, — составляют настоящая чистота и презрение временного”. “Свободным оказывается тот, кто всегда поступает по совести, тот, кто свободен принести себя в жертву, тот, кто мужественен, кто исполняет волю Божию”.
“О человеке с недостаточно развитой волей, при всех его способностях и дарованиях, можно сказать словами поэта: “Суждены нам благие порывы, а свершить ничего не дано”. (Поэтому так необходимо развивать волю в молодых христианах. Только волевой человек, осознающий себя свободной личностью во Христе, может сохранить веру в современном агрессивном мире).
И, наконец, четвертое основание сохранения чистоты, на которое указывает отец Сергий Четвериков, это мысль о человеческом достоинстве тех женщин, которые служат удовлетворению нездоровой чувственности. Честный человек не может участвовать в унижении человеческого достоинства женщины.
Пастырю необходимо убедить молодых людей, что “путь чистоты есть не утопия… или уход от жизни, а наоборот, есть путь здорового, трезвого “устроения” в нас таинственной и творческой силы пола”.
Бедой многих подростков является тайный порок — рукоблудие. “Это есть глубочайшее извращение пола, — считает протоиерей Василий Зеньковский, — поскольку смысл пола заключается в существе другого пола”. “С физической стороны, — утверждает психиатр, профессор Ковалевский П., — развиваются слабость, разбитость, истощение. В характере – раздражительность, вспыльчивость, скрытность, наклонность к отчуждению, подозрительность и т.д. В умственном отношении — притупление памяти, ограничение сообразительности и вообще умственная отсталость”.
Быстро крепнет привычка к этому пороку. Подросток чувствует себя во власти роковой силы, которую сам победить не может. ”При неблагоприятной нервной конституции подростка это может… привести к настоящему душевному заболеванию”.
“Очень часто, — вынужден согласиться с этим сторонник полового просвещения И.С.Кон, — порок этот приводит к развитию устойчивых невротических реакций”. Сегодня по нравственности наших детей наносится сокрушительный удар. “Многие светские врачи проповедуют детям, что онанизм, рукоблудие — вещи совершенно естественные и даже необходимые для правильного полового развития”.
“Предоставь Господу немощь своего естества, — указывает выход из этого нравственного тупика преподобный Иоанн Лествичник, — сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия”. Именно духовная жизнь дает силы к преодолению этого порока. Горячая молитва и “очищающая сила покаяния возвращают утерянную чистоту души, дают нам энергию, необходимую для того, чтобы побеждать искушения”.
“Если восстанет иногда на тебя плоть со своими страстями, — увещает в письме святитель Иннокентий (Вениаминов) свою дочь, — то стоит только не полениться стать на молитву и воздеть руки к Распятому за нас и Его Пречистой Матери – и все утихнет”.
Нужно вводить молодых людей в великое искусство дисциплины ума. “Воображение есть огромная, творческая, но и жуткая сила души, — утверждает протоиерей В.Зеньковский, — и нет другого способа овладеть им, как только давая верное движение ему”.
“Объясняйте им науку собирания мыслей и бодренного предстояния ума перед Богом, — увещает пастырей архиепископ Амвросий (Ключарев), — пусть они узнают утешения находимые в молитве, и она будет для них оградою и прибежищем во всех испытаниях и скорбях жизни”. Нужно убеждать молодых людей начинать борьбу с нравственным злом, проникающем в душу, при самом его зарождении.
“Не время спасать дом от пожара, когда огонь уже распространился, — увещает подростков праведный Иоанн Кронштадтский, — но начинай спасать его заблаговременно, когда только появится пламя”.
Однако борьба эта возможна лишь при нравственной решимости самого юноши. Святитель Макарий (Невский) считал, что тот, кто “научился возбуждать в… юношах решимость служить Богу, тот узнал тайну воспитания”.
Святитель Иннокентий умоляет сына иметь решимость проводить жизнь свою в чистоте: “В тысячу раз легче бороться со страстями до падения, а падши раз делаешься уже невольником и рабом”.
“Если юноша, заключает святитель Феофан Затворник, — сознательно принял в правило хранить свои движения в строгом подчинении некоторых высших требований… то все волнения будут происходить как бы на поверхности, переходно, не сдвигая основания, не колебля души”.
Очень важно организовать жесткий режим для молодых людей. “Когда человек не знает, что ему делать в часы досуга, — размышляет К.Д. Ушинский, — у него портится голова, сердце и нравственность”.
Можно также встретить мнение, что ранние браки для многих есть единственное средство сохранения целомудрия. “Позаботься сочетать их браком, пишет святитель Иоанн Златоуст отцу юноши, — прежде чем они предадутся невоздержанию”. “Чем раньше юноши и девушки вступают в брак, тем легче дается им внутренняя гармония”.
Также материалы по теме можно найти на сайтах:
http://www.realisti.ru/main/masturbation
Комментировать