16 ноября 2003 г.
Апостол Павел говорит нам сегодня в своем послании к Ефесянам: … вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19). Здесь говорится о том великом даре и о том удивительном состоянии, в котором мы можем быть и к которому мы призваны. И для того, чтобы оттенить свою мысль Апостол сначала говорит кем мы уже не являемся. «ВЫ уже не чужие и не пришельцы». Ну, действительно, есть чужие и пришельцы – они везде есть. Пришел но-вичок в класс – дети уже все привыкли друг ко другу, не один год учатся, а этот – новичок. Он чужой, он пришелец. На него взгляды, к нему внимание, и он сам весь перепуган, сидит. Видно, как он робеет на пе-ременах, видно, что он здесь еще не свой.
Разве не также бывает у нас в храме? Вот зашел к нам пришелец. Он не знает ни – как помолиться, ни – как повернуться. Ни – как перекреститься, ни – куда по-дойти, ничего. Сразу видно – это не свой, но это – внешне. Однако ведь это бывает и внутренне.
Пришелец и чужой. Вот и у нас, у людей такое бывает. Вот пришел человек, а он нам – чужой, он нам не близок, он нам потому и не дорог. Уж какой там родной, нет! Не принимается что-то. А может быть, наоборот. Он пришёл, и мы ему не близки, мы ему не дороги, всё ему здесь чужое, не свое, он чувствует, что не в свою тарелку попал. И вот также многие к Богу. Многие люди для Бога пришельцы и чужие. З десь всё не свое, здесь всё не родное. Открывает Библию, пришёл на службу – не это. Молитва? Нет, не для меня. Заповеди Божии? Ну нет, так я жить не собираюсь. Так мне жить как-то не свойственно, не близко, не моё. И вот Господь говорит: А вы уже не пришельцы и не чужие, вы – свои Богу и сограждане святым. Потрясающе! Свои Богу. Мы иногда говорим про кого-то: ну, это свой, это свои. На день рождения мы приглашаем своих, и в тяжелых обстоятельствах к нам тоже приходят свои.
Люди делятся на три группы. Одни – это те, кому Бог не нужен, другие – это те, кому Бог нужен, а третьи – это те, кто нужен Богу. Те, кому Бог не нужен, ну это – пришельцы и чужие, чужие для веры, чужие для Бога, чужие для Церкви, чужие для Царствия Божия. Другие – это те, кому Бог нужен. Это намного лучше. Это те, кто знает, что без Бога не до порога. Этим людям Бог нужен. Но это ещё далеко не то, что может быть. А есть ещё третья группа. Это те, кто нужен Богу. Как? И такие бывают? Понятно, что те, кому нужен Бог.. а те, кто нужен Богу? И вот, Апостол говорит: ВЫ уже свои Богу. То есть вы те, кто нужен Богу.
Как стать нужным Богу? Один старец сказал молодому человеку только-только ещё вступившему на путь служения: Ты сделай Божье дело своим, тогда Бог сделает твое дело Своим. Вот если Божье тебе будет свое, тогда твое будет своё Богу. Если Бог тебе будет Свой, тогда ты будешь Богу свой. А Христос разве не подобное говорил: Я уже не называю вас рабами, но называю вас друзьями. И когда Христос в Гефсиманском саду молился Богу, то от Его уст неоднократно восходили к небу слова: те, которых Ты дал Мне. Не о всем мире молюсь, но о тех, которых Ты дал Мне. Это Он к Отцу Небесному так обращался. То есть, были те, кто был дан Иисусу, у Него были свои, у Него были не пришельцы и чужие, свои, свои Богу. Разве может быть что-то лучше? Разве не хочется нам иногда быть своим ну вот кому-то кого мы чтим, любим, может быть иногда даже боимся к нему подойти, боимся с ним и заговорить? Даже не дерзаем и думать стать своим этому человеку. А в глубине души хочется. И может быть мы тоже даже не решаемся думать, что мы станем свои Богу. А в глубине души именно этого хочется.
Авраам назван другом Божьим. Что за поразительное наименование! Друг Божий… И когда Господь хотел наказать Содом и Гоморру и послал вестников Своих Аврааму. И Господь говорит Аврааму: Могу ли Я поразить эти города, не сказав об этом Аврааму. Мы с вами делаем, что хотим, а вот кому мы об этом скажем это наша воля. Человеку чужому, пришельцу, я не буду говорить, что намерен делать. подчиненному я тоже не буду говорить. А есть свои, которым по должностной инструкции я вовсе не обязан докладывать свои дела. Но это – свой человек, и какие-то складываются такие взаимоотношения – сам удивляюсь – почему я не могу что-то сделать, не сказав об этом сначала ему. Я что, разве не вправе? – в праве. И Бог говорит: Как Я что-то сделаю, не сказав сначала об этом Аврааму. Бог, что, обязан отчитываться этому пастуху. Он не может этого сделать, не сказав об этом. Почему? Потому что он – друг, свой. Авраам назван своим Богу.
Сколько удивительных есть примеров. Вот Моисей, избранный Богом. Не Моисей избрал Бога, Бог его избрал. Моисей так бы и пас овец. Бог поставил его пасти людей. И вот когда Моисей это уже своё двухмиллионное стадо израильтян привел к обетованной Ханаанской земле, когда ему уже сто двадцать лет, Бог велит ему подняться на гору, Бог показывает ему обетованную землю, и Бог открывает ему, что ему Моисею надо умереть. А о нем сказано, что когда он, несмотря на свой большой возраст, поднимался на гору, сказано, что зрение его еще не притупилось. Ему в том возрасте очки не нужны были. Сказано: и сила его не истощилась. Без батожка, без палочки и без келейника, который бы его поддерживал за руку. Он сам поднимался и силы не истощились. То есть, умирать ему было не время. И когда Господь сказал, что он должен умереть – об этом в Библии не говорится – в предании сказано, что душа Моисея запротестовала. Вот есть человек ветхий-ветхий, там ка-жется уже ну какая-то тоненькая-тоненькая ниточка ещё связывает душу с телом – ну вот тронь, и душа отлетит – она уже ни за что не держится. Здесь – нет, здесь был крепкий человек, душа еще не хотела ухо-дить. И тогда сказано, что «и умер Моисей по слову Господню», то есть, не по болезни, а по слову Господ-ню. Господь сказал и произошло. Вот это «по слову Господню» на еврейском языке там такое словосочета-ние, которое переведено «по слову Господню» на наш русский язык, а также может быть и переведено «ус-тами Господними», то есть, целованием Господним. И в предании так и говорится: И облобызал Господь Моисея. Вот кто свои Богу! Честна пред Господем смерть преподобных Его! Лобызанием Божьим отходит душа из этого крепкого еще тела Моисеева. А после этого, ну, если по-нашему, надо в ритуальные услуги обращаться, надо похоронить. И сказано: и похоронил его. Кто? Бог. Вот один раз такое было, что эти ри-туальные услуги, хлопоты и всё дело по похоронам взял на Себя Сам Бог. Сам Бог его похоронил. А потом, когда люди пошли и стали искать это место – ничего не нашли. Гора и гора – всё. И так по сегодняшний день.
Вот это – свои Богу. Он когда поднимался на гору еще при жизни он даже как-то решился воскликнуть: Покажи мне Свое лицо! Это Богу он так сказал. Это свои Богу.
И вот мы с вами сегодня, говорит святой апостол Павел, уже не пришельцы и не чужие, а мы – свои Богу. По нашим грехам и нашим порокам мы – чужие. Это всё чуждо. А еще когда мы вообще в миру были и неверующими были, мы были чужими Богу. Потом стали пришельцами – пришли. А теперь Господь говорит, что мы – Его. Христос в Гефсиманском саду воссылает молитву, она струится от Его уст к небу, к Отцу Небесному: Те, которых Ты дал Мне. И вот, когда Он молился, это Он молился обо мне, это Он молился о тебе, это Он молился о каждом из нас. Мы теперь – свои Богу. Не называю уже вас рабами, но называю вас друзьями. Конечно, не будем притворяться, на самом деле это не с каждым из нас происходит. На самом деле это не про каждого из нас. Ну, чужие? – да, мы уже не чужие, но все-таки еще мы те при-шельцы, которым нужен Бог, а не те, свои, которые нужны Богу. А Бог ищет именно таких. И Бог хочет сделать нас такими. Если мы бываем очень избиратеьны и не всякого допускаем до своего сердца. Нам, может быть и не хочется, чтобы все были для нас своими. Бог хочет, чтобы мы были Ему свои.
Мы на это не решаемся. Нам как-то вот этот серединный вариант, чтобы и не чужие, но чтобы и не свои – это как-то вот устраивает нас, но не Бога. Бог хочет очень многого от нас. Сыне, даждь ми сердце твое! И ни сколько ни меньше! На меньшее Бог не согласен. Это мы бываем согласны на меньшее. Наше сердце не Богу, и Божье сердце не нам. Зачем уж так сильно, чересчур! Вот нам нужен Бог, чтобы был нам в помощь, а Господь хочет, чтобы мы стали Ему своими. И сограждане святым. Это второе, о чем говорит Апостол Павел. Апостол Павел много путешествовал. Он видел много городов и стран. Он видел Рим и Иерусалим. Он видел Афины и Ефес, Антиохию Великую. Но один он город увидел, совсем другой город – город святых. И в этом городе там тоже своя прописка. Гражданами этого города становятся святые. В этом городе этот самый Авраам и тот самый Моисей, в этом городе пророки и апостолы, в этом городе – все святые. В этот город всё новые и новые приезжают и поселяются. Теперь там и Георгий Победоносец, которому сегодня память, и Николай Чудотворец. Там и Иоанн Златоуст, там и Сергий Радонежский. Там Серафим Саровский, там Иоанн Кронштадтский, там блаженная Ксения, там Мария Магдалина и там Ма-рия Египетская. Там все святые – город святых! И апостол Павел нам говорит: и вы теперь не чужие, то есть вы не по ту сторону вне стен, вы даже не просто пришельцы, которые приехали в этот город на экскурсию как туристы, а вы теперь сограждане святым, то есть вам дана прописка в этом городе. Вы теперь вместе, в одном городе с ними. Когда такой человек умирает, то о нем поют: Со святыми упокой Христе душу усопшаго раба твоего, потому что он – согражданин святым. И вот мы теперь с вами сограждане святым. Нас теперь вводят в этот город не как чужаков и даже не как пришельцев. Мы теперь здесь свои. Вот если бы мы это знали. Вот если бы мы стремились к этому городу, если бы позаботились о своей в нем прописке, что там наше место. И вы знаете, кроме этого города есть еще много других городов и весей. И в каких из них только нам не пришлось побывать. А где-то в глубине сердца и души мы понимаем: сменили город на город, сменили село на село – не то, и опять не то. И где бы мы ни побывали – это всё не то, где бы мы ни попытались прописать свою душу. Или поближе к денежному кошельку, или поближе к внешней красоте, или поближе к славе и известности, или поближе к покою, чтобы никто не мешал – не то, не то, не то. Там душа не может найти себе покоя, она там не своя. Не там ее родина, не тот город. Вы теперь сограждане святым – вот в этот город нам надо попасть, в этом городе нам надо прописаться и в нем нам надо жить. Еще совсем молодой послушник Прохор прибыл в Саров и подвизался там в монастыре в послушании у игумена и братии и заболел страшной болезнью водянкой. Тело его совершенно раздуло, жизнь его была несносная и вот однажды является Божия Матерь, а рядом с Ней апостол Петр и святой Иоанн Богослов. Дева Мария показывает на этого послушника Прохора и говорит Иоанну Богослову, девственнику, ученику, которого любил Иисус, ученику, который был свой Иисусу, который прильнул к Его груди на Тайной вечери. Дева Мария говорит этому Иоанну, показывая на Прохора: Сей нашего рода. Этот свой, этот наш. Вот он город, где живет Богородица, где живет Петр Апостол, где живет Иоанн Богослов. И вот этот послушник Прохор: этот – говорит – наш. Этот согражданин наш. Этот из нашего города. Потом в постриге ему дадут имя Серафим, Серафим Саровский. И вот, дорогие, это возможно. Кстати, Дева Мария, когда показала на него, что это наш, она прикоснулась даже к нему, и вот в этом месте открылась рана, и вытекла вся эта вода. И Прохор исцелился. Сей нашего рода.
А мы с вами какого рода? Вот нам надо стать рода святых. Святые нам стать должны согражданами. Мы должны их полюбить. Это достигается и через то, когда мы читаем их жития. Это достигается и через то, когда мы призываем их в наших молитвах. Это достигается и через то, когда мы странствуем по святым местам, посещаем места их подвигов духовных. Это достигается и через то, когда наше сердце уже не восхищается святыми, а когда оно любит их. Восхищаться – три восклицательных знака, ну, тут пожалуйста. Ну, конечно, как не восхищаться – надо же, Богородица явилась, прикоснулась, водянка прекратилась – это действительно все вызывает восхищение. А если брать все жития святых так там чего только… каких только чудес там не происходило с этими людьми. А вот когда мы их полюбим… Полюбить святого – это не чудеса полюбить, которые бывали в их жизни, а это полюбить их крест, это по-любить их терновый венец. Это полюбить тот узкий путь, ту тропочку, по которой они продирались через шипы этой земной жизни туда, к Царству Небесному.
Подражайте мне, как я Христу – говорит апостол Павел. Он был своим Богу. Про себя он говорил: у нас уже ум Христов. И он говорил, что должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе. Человек, который уже не своим умом думал, а имел ум Христов. Человек, который уже не своим сердцем чувствовал, а в котором были те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Это был свой Богу. И вот он говорит: теперь мне подражайте. То есть, станьте моими согражданами. Подражайте мне, как я Христу. Вот будем свои Богу и сограждане святым! Вот к этому нас сегодня призывает Господь!
Есть ли что-нибудь лучшее. Есть ли на этой земле лучший город, чем город святых. На земле много городов, самых разных, больших и малых, древних и новых, великих и без-вестных, но ни один из них.не сравнится с городом святых. Туда! Туда наше сердце, туда наши чувства, туда наши мысли. Там наша родина. Вот там надо прописаться. Свои Богу и сограждане святым. Ну что лучше можно этого сказать? И это нам сказал сегодня святой апостол. И хоть у нас с вами очень плохо по-лучается. Мы не будем сейчас с вами притворяться, будто вот такая идиллия и вот так оно все и есть. Ох, не так! Ох, как часто мы бываем самыми настоящими чужаками и пришельцами для Бога. Как часто мы бродим где угодно только не живем в городе святых. Туда на сегодня зовет Господь. Он хочет, чтобы мы стали своими Ему, Богу и согражданами Его святых.
Комментировать