Array ( )
<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Георгий Фаст</span> <br>Мне не все равно

протоиерей Георгий Фаст
Мне не все равно


Есть такое качество у человека – «а мне всё равно!». С таким качеством вроде как жить легче, вроде как врагов поменьше, вроде как настроение не так часто портится.

А есть люди, которым «не всё равно» – и с ними непросто бывает.

В Священном Писании пророк говорит: проклят всякий, делающий дело Господне небрежно. Об этом же самом пророке сказано, что он «ссорился со всей землей».

Сегодня память святителя Геннадия Цареградского, человека, который взошел на архиепископский престол в царствующем граде Константинополе.

Вот и патриаршествовал бы себе спокойно, принимал бы поздравления, а иногда и подаяния, окружил бы себя людьми, которые не создавали бы ему проблем.

Но не тот человек стал архиепископом. И ему было не всё равно. Мы о нем не очень много знаем из жизнеописания. Но то, что знаем – всё в одном духе.

Это был человек, который не мог терпеть каких-то беспорядков, небрежностей в деле Божьем. Это был человек, которому было не всё равно.

Несколько случаев известно. В Константинополе, в церкви святого мученика Елевферия, где покоились мощи этого святого, был один клирик (а это уже полтора века, как церковь стала господствующей, и много дурного в то время уже было, ведь грешному человеку немного надо времени, чтобы развратиться), о котором пошла худая молва. А дыма без огня не бывает.

Был он человек без страха Божия. Даже не гнушался чародейством. И что уж совсем невообразимо – участвовал в ночном разбое. Вот такие клирики бывают.

Святой Геннадий один и два раза его увещевал, кротко, терпеливо – но как-то без результата. Видимо этот клирик уже закоснел и был уверен в своей безнаказанности.

И тогда, в день памяти святого мученика Елевферия святитель Геннадий посылает одного своего послушника с поручением. Послушник идет в церковь святого мученика, подходит к его мощам и говорит: «Святой мученик Елевферий, в твоем храме такой-то клирик творит такие безобразия. Святитель не раз его увещевал – и никакой пользы. Или сделай так, чтобы он исправился, или отсеки его от Церкви».

На следующий день этот клирик был найден мертвым. Другой случай:

Иконопочитание развивалось, но каноны иконописи еще не были достаточно развиты и утверждены. И по-всякому писали.

Святитель Геннадий пригласил одного художника с тем, чтобы тот написал образ Христа. А античное язычество еще жило. И этот художник написал образ Христа, но так написал, что всякий человек того времени, знакомый с греческой культурой, не мог не улыбнуться. Уж слишком тот образ Христа напоминал Зевса.

Когда об этом доложили святителю Геннадию, тот помолился Господу, и у этого художника отсохла рука. Но он пришел с покаянием, стал просить прощения у Господа, пришел с поклоном к святителю, который вновь помолился об этом человеке и тот исцелился.

В то время был уже и грех симонии, когда священный сан приобретался за деньги. Быть епископом или священником на хорошем приходе, это уже тогда было делом почетным и доходным. Епископы стали считаться вельможами, владыками.

И был такой грех, когда за деньги, за подкуп, люди приобретали священный сан.

Тогда святитель Геннадий собирает собор и по всем приходам Церкви рассылает свое послание, в котором просто осуждает грех симонии. Это послание стало каноническим и входит в канон Святой Вселенской Церкви.

Это было небезопасное дело – вступить в борьбу с симонией. Потому что естественно люди, которые на такое шли, не останавливались перед всякими методами отмщения.

Такой был этот человек. Человек, который мог бы жить поспокойнее. Ведь можно было бы где-то закрыть глаза, сделать вид, что не заметил. И всё-то было бы хорошо, и всем-то был ты угоден…

К кому мы с вами относимся? К тем, кому всё равно, или к тем, чьим душам не безразлично, что происходит на приходе и в Церкви и в нашем отечестве.

Господь ищет именно таких людей с горячим сердцем, людей, которым не всё равно.

Мы правда умеем это наше «всё равно» облекать в некую одежду смирения, или делаем вид, что мы ничего не понимаем. И так лукаво наблюдая за тем, как рядом с нами совершается грех и зло, считаем, что смиряемся, никого не осуждаем и думаем, что и нас тоже никто не осудит. «Я не сужу и со мной всё будет хорошо».

А в Апокалипсисе сказано (Господь говорит епископу): Я имею против тебя то, что ты терпишь в среде своей разврат. А другого Господь похваляет: Я хвалю тебя, что ты не потерпел…(речь идет о ереси николаитов).

Есть вещи, которые терпеть нельзя. Есть вещи, которым надо противостоять. Есть случаи, когда нам должно быть не всё равно. Есть случаи, когда надо возвысить голос. Есть случаи, когда надо постоять за правду Божию.

Енисейск. 13 сентября 2009 г.

Комментировать