<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.org/otechnik/Oleg_Stenyaev/' target='_blank' title='Олег Стеняев, протоиерей'>Олег Стеняев</a></span> <br>Слово в день жен-мироносиц

протоиерей Олег Стеняев
Слово в день жен-мироносиц


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В сегодняшний день Святая Церковь вспоминает духовный подвиг жен-мироносиц. И этот день является настоящим женским днем православной традиции. Когда мы говорим о женщинах, мы говорим о матери, мы говорим о жене, мы говорим о сестре по вере.

В миру говорят, что женщины — это слабый пол. Но, когда мы читаем житие великомученицы Варвары, трудно представить, что она была представителем слабого пола. Она переносила физические муки, я не хочу сказать: с мужескою крепостью, женскою крепостью, так, что не каждый мужчина может перенести такие страдания. Подвиг жен-мироносиц — это подвиг ВЕРЫ, не рассудочной, а сердечной. И женская религиозность — это та сила Божия, которая оберегает и нашу землю. Именно женщина несет на себе многие и многие семейные тяготы, тяготы общественной жизни. И главный подвиг и высокое назначение женщины — быть матерью. Мать, которая девять месяцев вынашивает в чреве своём дитё — она связана с ним таким образом, что нет для человека более близкого существа, чем собственная мать. Человек формируется во чреве матери своей, и те биоритмы, которые проистекают из её сердца, становятся его биоритмами. Это удивительная не только физиологическая, но и духовная связь. Она непостижима.

И мы знаем, что Матерь нашего спасения Пресвятая Дева Мария в чреве своём совершила тайну встречи Бога с человеком, встречу небес с землёю, в истинном Богочеловечестве Христа Иисуса, который, Христос Иисус, истинное человечество воспринимает от Пресвятой Девы Марии. И сия Дева, представительница так называемого слабого пола, она поднялась выше ангел, архангел, Херувим, Серафим. И каждый из нас помнит свою мать, каждый из нас знает свою мать и любит её, потому что это естественно — любить родителей, ибо любить родителей и означает любить себя, так как наша жизнь никак не отделима от их жизни. Наша радость — это их радость, проблемы детей — это всегда и проблемы родителей.

Но женщина ещё и жена. Когда Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою, то Бог сказал: «Плохо быть человеку одному». Вслушайтесь в эти слова — Бог говорит: «Плохо». Человек, лишенный семейных начал человеческой жизни, не считается человеком в полном смысле этого слова. Это недоделанный человек. Цельный человек — это муж и жена в плоть едину. То есть единый человек — это женатый человек, имеющий жену. И, напротив, человек, не имеющий жену, это не цельный человек, это полчеловека, как и говорят: мужской пол, женский пол, а вместе — это целое.

Когда Адам впервые увидел свою жену, в нём пробуждается поэтическое чувство и он начинает стихословить. Особенно это видно на языке оригинала, когда он говорит эти известные слова: «Вот это плоть от плоти моей, вот эта кость от кости моей, ибо оставит человек отца и мать и прилепится к жене и будут едины». Вот в оригинале это просто рифмуется, то есть, поэтическое чувство впервые проявляется, когда Адам видит Еву. Поэтому в каждой романтической истории — движение юноши навстречу девушке, в любви между мужчиной и женщиной — присутствует дыхание эдемского райского сада.

Какая первая заповедь во всей Библии? Первая, ниспосланная от Бога ещё в Раю — это заповедь исполнять супружеские обязанности. Первая глава Библии (книга Бытия) — Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Если это первая ниспосланная Богом заповедь, все остальные идут за нею, это значит, что в семейной жизни человек наиболее уподобляется своему СОЗДАТЕЛЮ. Бог создал человека, но Бог дал возможность человеку воспроизводить себе подобных. И, когда, муж и жена — плоть едину, от этой цельной жизни рождается новая жизнь, зачинается и является в этом мире.

Каждый стоящий в храме — это плод любви мужчины и женщины. И нету ни одного, стоящего в храме, который не являлся бы плодом любви между мужчиной и женщиной. Уже вот это очевидное обстоятельство свидетельствует о высоте семейных отношений. Даже взаимоотношение Христа с Церковью является иконой того, как должны быть взаимоотношения между мужем и женою. Апостол Павел так и пишет: «Ибо как Христос Глава Церкви, так и муж глава жены». Причём мужчинам сказано: «Обращайтесь с женами вашими, как с сосудами из тонкого стекла». Это действительно очень красивые поэтические слова, особенно, когда в оригинале мы их читаем. Стекло в первом веке, когда апостол Павел записал эти слова, являлось драгоценностью. И чем тоньше были стенки стеклянного сосуда, тем более дорогостоящим считался такой сосуд. Мужчинам прямо сказано, что, если они будут раздражать своих жен, это препятствие для их молитвенной жизни, это разрушение их отношений с Богом. Таким образом, мир в семье — это мир в церкви. Мир между мужчиной и женщиной — это мир во взаимоотношениях с Создателем, который Сам изрёк это правило. Плохо быть человеку одному, сотворим ему помощницу соответственно ему.

Женщина — это и сестра по вере. Особенно мы, священники, чувствуем поддержку наших сестер по вере, которые молятся за нас, наставляют нас, которые обстирывают нас, которые кормят нас, приготовляют пищу, убираются в наших жилищах и, поистине, то, как женщина может оказать помощь любому человеку, ни один мужчина не способен на такую кропотливую заботу, да он и не считается мужчиной, если у него нету женщины. Это, как бы, полчеловека, недоделанный человек. Восславим Бога за наших сестёр по вере. Восславим Бога за наших матерей. Восславим Бога за наших жён и осознаем высокое назначение православных женщин пожилого возраста, наших бабушек. Как не вспомнить о них? Именно пожилые женщины-христианки являются наиболее миссионерски активной частью любого христианского сообщества.

Когда я учился в семинарии в советское время, я проводил опросы по разным потокам семинаристов, кто через кого уверовал. Почти не было семинаристов, которые бы уверовали через священников. Почти не было тех, которые уверовали через отца или мать. Но огромное количество было семинаристов, которые свидетельствовали о себе, что через БАБКУ свою, первую наставницу в вере, они обрели бесценный дар веры во Христа.

Почему так? Дело в том, что бабушки занимаются детьми в дошкольный период. Это самый решающий, самый важный период в жизни человека. Родители больше занимаются их воспитанием, воспитанием детей в школьный период. Это депрессивное состояние, изуродованное этой системой образования, а бабушка естественно влагает глаголы веры в уши своих внуков, она шепчет молитвы, чтобы они знали их наизусть. Она всегда интуитивно ощущает, как действовать по отношению к внучатам, и это самые великие миссионеры — православные пожилые женщины, бабушки. Я сам выучил три основных христианских молитвы: Отче Наш, Богородицу и Верую, сидя у бабушке на закорках. И я вспоминаю, как она меня несёт и произносит эти молитвы и я за ней повторяю эти молитвы, и не одно поколение воспитано пожилыми христианками. Даже крещение Руси было обусловлено тем, что у князя Владимира была бабка — княгиня Ольга. И, когда он принимал решение о крещении Руси, он сам сказал: «Так и бабка моя, княгиня Ольга, мудрейшая из женщин сию веру избрала». Это было решающее определение, главнейший аргумент, когда князь Владимир принимает решение крестить Русь.

Таким образом, мы не можем недооценить роль наших жен, наших сестёр по вере, наших матерей и наших бабушек. И в этот день мы хотим прославить Бога, мы, мужчины, за каждую женщину, которую Бог послал нам в этой жизни, прежде всего, мать, которая сформировала в чреве своём нашу жизнь. Мы хотим прославить Бога за наших бабушек, которые формировали веру в сердцах наших, за наших сестер по вере: это тётки, двоюродные сестры, прихожанки, которые окружают нас и с большей чем заботой промышляют о нас.

Первый мой приход был в тамбовской епархии, город Кирсанов. Это было в далёкие советские времена, больше двадцати пяти лет назад, значительно больше. До сих пор я получаю посылки с этого прихода от женщин-прихожанок, которые шьют мне семейные трусы ниже колен, русские косоворотки, носовые платочки, и для меня это поразительное чудо такая забота, женская забота, которая достигает меня, как священника, через десятилетие и десятилетие.

Поистине, сердце каждой женщины вмещает сотни мужских сердец, в том смысле, что оно более любвеобильно, более открыто для служения перед Богом. И в этот день мы радуемся о женах-мироносицах и осознаём, что каждая христианка по-своему жена-мироносица. Жены-мироносицы несли весть о Воскресшем Христе апостолам, а вы несете весть о Воскресшем Христе своим мужьям, как апостол Павел пишет: «Неверующие мужья освящаются верующими женами своими». Вы несете весть о Воскресшем Христе своим внукам, своим правнукам. Вы, украшая храмы Божьи, всё, что мы видим в храме: выстиранные красивые ризы, надетые на нас, полотенца, всё вымыто чисто, красиво потому, что женская рука прикоснулась к этому, женская рука проявила заботу, и мы благодарим Бога, мы, мужчины за то, что вы есть среди нас. Без вас бы не было ни одного из нас, и жизнь была бы плохой и ужасной одинокого Адама в Раю, и был бы это Рай, если бы Адам был без своей жены Евы.

С праздником!

Комментировать