<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.org/otechnik/Oleg_Stenyaev/' target='_blank' title='Олег Стеняев, протоиерей'>Олег Стеняев</a></span> <br>Слово в День Воздвижения Креста Господня

протоиерей Олег Стеняев
Слово в День Воздвижения Креста Господня

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое поем и славим!» Почему в этом церковном песнопении соединяются две темы: Крест Христов и Его Воскресение? Потому, что страдания Господа Иисуса Христа на Кресте, которые совершались нас ради человек и ради нашего спасения, они и увенчались Христовым Воскресением. Ибо там, где Крест — смерть, а там, где смерть — там и Воскресение.

Мы знаем, что Бог есть Сущий, то есть самодостаточный. И в Писании сказано о Боге, что мы Им живем, движемся и существуем. Бог — это и есть жизнь! Все в Божестве и есть Его жизнь и всё существующее живёт Его жизнью. И такие понятия, как Божество и смерть, они очень плохо сочетаются. Невозможно представить, что источник жизни для всего вдруг становится причастным к смерти. Но это происходит на Кресте, когда Сын Божий умирает за наши грехи. Если бы на Кресте умер только человек, такая смерть имела бы значение только для современников. Но, так как на Кресте умирает Богочеловек, Божество Христа Иисуса сообщает жертве Его истинного человечества универсальные возможности.

Так как Бог не ограничен ни временем, ни пространством, то, умирая на Кресте, Он умирает за тех людей, которые жили до Его Крестной смерти и которые живут после Его Крестной смерти, и Он приносит полноту спасения даже для тех людей, которые ещё не родились в этот мир, родятся, будут грешить, и совершенное искупление совершено уже и за них. Поэтому тем, которые ставят под сомнение Божество Христа Иисуса, надо ставить под сомнение универсальность Его жертвы. Но мы, православные христиане, исповедуем, что в Иисусе Христе Его истинное Божество и Его истинное человечество соединены в единую ипостась. Так, что Божество не отделяется от человечества, а человечество не отделяется от Божества. И если наш искупитель — это Богочеловек, то значение жертвы становится совсем другое, нежели, когда один человек, просто человек, умирает за другого человека.

И когда Господь наш Иисус Христос умер на Кресте и Его враги, и Его друзья стали ожидать, примет ли Бог-Отец эту жертву? И когда Бог-Отец воскресил Своего Сына в Духе Святом, и когда Сын Божий восстал из гроба силой ипостасного Божества, вот это было свидетельство, что жертва принята. Вот почему Крестная смерть и Воскресение объединяются эти дни в одну общую тему. Если бы Христос умер и не воскрес, это означало бы, что мы во грехах наших и жертва не была принята. Но Он умер и Воскрес! Это значит, что Его Воскресение, как пишет апостол Павел, есть оправдания наши. Мы искуплены Крестными страданиями Сына Божия и оправданы Его Воскресением из мертвых. Вот почему в этом песнопении мы славословим: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое поем и славим».

Спаси Господь!

Комментировать