<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.org/otechnik/Oleg_Stenyaev/' target='_blank' title='Олег Стеняев, протоиерей'>Олег Стеняев</a></span> <br>Слово в день Воспоминания уверения апостола Фомы

протоиерей Олег Стеняев
Слово в день Воспоминания уверения апостола Фомы


Христос Воскресе! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — шестьдесят пятое зачало Евангелия от Иоанна. Здесь мы находим следующие слова: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!»

Святитель Иоанн Златоуст, предлагая нам истолкование этого отрывка, обращает внимание на приветствие Иисуса Христа. Казалось бы, это было стандартное еврейское приветствие: Шолом-Алейхем — мир вам, но с точки зрения Златоуста в этой ситуации эти слова имели совсем другой смысл. Златоуст восклицает: «В результате грехопадения весь род человеческий оказался во враждебных отношениях с Богом-Отцом.» И знаком этих враждебных отношений с Богом был огненный Херувим с огненным мечом, который закрывал доступ в Рай Сладости. Но, так как Христос Своей кровью искупил наши грехи, а Своим Воскресением из мертвых оправдал нас, то это приветствие, с точки зрения Златоуста, означает, что после Воскресения Христа из мертвых, вражда между Богом-Отцом и родом человеческим прекращается. И Христос первое о чём свидетельствует — о прекращении этой вражды. Он и говорит: «мир вам». То есть, наконец-то, между Богом-Отцом и родом человеческим воцарился долгожданный мир. Тот же Златоуст писал, что когда римский воин ударил копьём под ребро Спасителя, этим ударом было остановлен огненный меч Херувима, который препятствовал людям входить в Рай Сладости.

Мир с Богом — это тот подлинный мир, который мы должны искать и который мы обретаем во Христе и со Христом. Ибо грешное человечество ничего не может предложить Богу-Отцу, кроме жертвенного служения Его Сына — Христа Иисуса, Господа нашего. Ещё древние пророки восклицали: «кто бы стал бы в проломе?» — имеется в виду пролом, который образовался в результате грехопадения между Богом-Творцом и всем человечеством. Но тогда в ветхозаветные времена не нашлось такого человека, который мог бы стать в проломе. И в книге Иоанна Богослова мы читаем, что, когда решался вопрос о снятии печати с Книги Памятной, то ни на небе, ни на земле не нашлось никого, кто смог бы это сделать. Ни Ангел, ни Архангел, ни Херувим, ни Серафим, ни святые, ни праведные, токмо Агнец Божий Христос Иисус один обладает властью всё рукописание наших преступлений властной рукою пригвоздить к древу креста.

Далее Христос указывает, благодаря чему мы примирились с Богом. «Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». Его пробитые руки и ноги, рёбра Его, есть цена нашего искупления. Как апостол Павел писал позже: «Вы куплены дорогою ценою крови Сына Божьего».

«Иисус же сказал им вторично: мир вам!» Почему Христос повторяет это приветствие? Здесь Христос начинает учреждать Таинства Господнего примирения или Таинства исповеди. И второй раз произнеся слова: «мир вам», Шолом-Алейхем, Он указывает на то, что через Святые Таинства мы будем иметь возможность из поколение в поколение переживать дар Божьего прощения, то, что Христос однажды обеспечил для нас на Кресте.

«Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». А для чего Его послал Отец в этот мир? Резонный вопрос. Однажды, исцеляя одного человека, Христос сказал ему: «прощаются тебе грехи твои». На что Иудеи стали возражать: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» На что Христос ответил: «Отец Мой Небесный и послал Меня прощать грехи. » И теперь, когда Он готовиться вознестись на небо, Он эту уникальную власть прощать грехи оставляет на земле своим ученикам: апостолам, их преемникам, епископам и пресвитерам христианской церкви. «… как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго». Все Таинства Церкви совершаются Духом Святым, и, чтобы апостолам и их преемникам иметь власть прощать грехи, им надо получить Духа Святаго для совершения этого ответственного служения.

Далее Христос говорит: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Раннее, в Кесарии Филипповой, об этом мы читаем в шестнадцатой главе Евангелия от Матфея, Христос, обращаясь к апостолу Петру сказал: «…ты — Петр камень, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её, и что свяжешь на земле будет связано на Небе, и что разрешишь на земле будет разрешено на Небесах». То есть церковь имеет власть Ключей Божьего прощения. И то, что церковь разрешает на земле, разрешается на небесах, а то, что церковь связывает на земле, связывается на небесах.

Эти же слова Христос произнес не только по отношению к апостолу Петру, но по отношению ко всем остальным апостолам. Это восемнадцатая глава Евангелия от Матфея, восемнадцатый стих, где Христос обращается уже ко всем апостолам, а в их лице и к их преемникам: «кому ВЫ простите грехи, тому простятся, на ком ВЫ оставите, на том останутся, что ВЫ свяжете на земле будет связано на Небе, что ВЫ разрешите на земле будет разрешено и на Небесах». Посему, братья и сестры, осознаем очевидную истину, что священник или епископ, который принимает нашу исповедь. он совершает это Таинство не силой своего БЛАГОЧЕСТИЯ, но в силу того поручения, служения примирения, которое Христос дал апостолам и, в их лице, их приемникам.

Мы знаем, что апостол Павел не был апостолом из числа двенадцати. Он был христианином уже второго поколения, но, однако, он был рукоположен вместе с Варнавой на совершения своего служения, и когда мы читаем Первое Послание к Коринфянам, там мы находим, что апостол Павел заочно отлучил от церкви человека, который впал в блудодеяние. А во Втором Послании к Коринфянам, заочно, тот же апостол Павел прощает этого человека и он это делает следующим образом: он обращается к верующим из Коринфа со словами: «И если я прощаю от имени Иисуса Христа, то и вы простите его. Довольно для него уже того наказания, которое он понес». То есть, служители церкви — апостолы и их преемники, отпускают грехи не силой собственного благочестия, а от имени Иисуса Христа. Как и на исповеди каждый православный священник говорит: «Я аз недостойный, прощаю и разрешаю и, ранее он говорит, властью, данной от Иисуса Христа». Поэтому, братья и сестры, этот день — радостный день. В этот день было установлено Таинство Господня примирения — ИСПОВЕДИ. Конечно, было бы идеально, если бы человек после крещения не грешил бы совсем. Но жизнь устроена намного сложней. Поэтому Таинство исповеди дано нам как второе крещение. И, как в первом крещении с нас снимаются все грехи и мы в них уже не исповедуемся, так и во втором крещении, то есть в исповеди, мы получаем избавление от язв греха. Это значит, что недопустимо один и тот же грех исповедовать дважды. Те, которые это делают — это оскорбление Духа Святаго. Ведь священник отпускает грехи властью Христа и силой Духа Святаго. Как и сказал Христос: «Примите Духа Святаго», дунув на апостолов. И мы должны искренне верить в то, что названный на исповеди грех, когда была прочитана разрешительная молитва, этот грех никто не вспомнит в День Страшного Суда. Этот грех изглажен.

Те из вас, которые читали мытарства блаженной Феодоры, наверное обратили внимание на то, что когда бесы открывали памятные книги, где был собран весь компромат на Феодору, те грехи, в которых она исповедовалась, они были изглажены, эти листы были белые. То есть, весь тот бесовский компромат на каждого из нас Христос властной рукою пригвоздил к древу Креста и всё дурное, что имеет место в нашей жизни после крещения, врачуется Таинством святой исповеди. Поэтому, надо прямо сказать, что это некие вехи: Крещение Господне — это учреждение Таинства Крещения, Страстной Четверг, Великий Четверг — учреждение Таинства Причастия, Евхаристии, а сегодняшний день — утверждение Таинства Примирения Господня, или ИСПОВЕДИ.

Далее мы читаем: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». То есть, когда уже Господь скрылся, через некоторое время приходит апостол Фома, и ему говорят: «Был Господь», и он не верит. Не надо удивляться: остальные апостолы тоже не поверили, когда жены-мироносицы им сказали, что Христос Воскрес. Поэтому не надо думать, что вот Фома единственный был такой маловерующий; как даже есть такая пословица: «… как Фома неверующий», говорят о некоторых людях. Он был человек. Человеку присущи сомнения, разные комплексы: внутренние, нравственные, моральные. Человек сомневается даже в самом себе, он сомневается в окружающей реальности, и когда апостолы говорят Фоме: » Христос Воскрес! » — он молчит. Он не отвечает: «Воистину Воскресе!», как и молчали все апостолы, когда Мария Магдалина с женами-мироносицами пришла и сказала: «Христос Воскрес!» Фома ставит условие: если не увижу ран Его, если не прикоснусь к ранам Его, то не поверю.

Мы часто ставим какие-то условия перед Богом. Иногда мы упрекаем Бога. Мы говорим, почему болеют, страдают дети, почему страдают и умирают праведники, святые. Почему православные народы оказываются в полной изоляции и должны терпеть целый ряд неудобств. Почему это всё происходит? Бог лучше каждого из нас знает почему и зачем, а главное, для чего всё происходит. И если кто-то спрашивает у Бога: «Зачем ты мне послал эти трудности, зачем ты послал мне эти сомнения?», надо спрашивать иначе: «Для чего, Господи, Ты послал мне эти трудности, для чего Ты послал мне эти сомнения?» И то, что произошло с апостолом Фомой, имело целью уврачевать не только его, усовершенствовать не только его, но и всех, которые будут слышать эту Евангельскую историю.

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Вот этот призыв Христа он обращен к каждому человеку: «Не будь неверующим, но верующим». …»Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

Итак, Фома не нуждался теперь в том, чтобы прикасаться к ранам Христа Спасителя, потому, что вера пробудилась в сердце этого человека. Господь иногда даже усиливает сомнение в других верующих людях, чтобы, преодолевая эти сомнения, мы обретали более совершенный дар веры. И вот эти слова, которыми мы окончим сегодняшнюю беседу, которые говорит Христос далее, они не относятся к апостолам, они не относятся к апостолу Фоме, они относятся к нам, которые собрались в этом храме. Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому, что увидел меня». Внимание! Слова, адресованные к нам с вами: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Мы никогда своими плотскими глазами не видели Господа Иисуса, но мы верим в Господа Иисуса. И мы верим не потому, что Он удивил нас каскадом чудес с неба. Для нас чудом является любовь Христа Спасителя, который пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. Самое великое доказательство о Божественности Христа Спасителя, это конечно же Нагорная Проповедь, читая которую, мы видим горизонты надмирные, неземные, небесные, а через Святые Таинства церкви мы вкушаем благодать Вечной Божественной жизни во Христе и со Христом.

И так, сегодняшнее Евангельское чтение обращается к нашей совести с призывом усилить свою веру. Я думаю, что Пасхальные дни и послепасхальные дни, это очень благоприятное время для того, чтобы усилить свою веру. Сказано: «Вера от слышания, а слышание от слова Божьего». Вникая в тексты Святого Евангелия, мы усиливаем свою веру. Радуясь в эти дни о воскресшем Господе, мы усиливаем свою веру и делаем её более возвышенной, из субъективного состояния личной веры в состояние веры Божьей, как некий дар, который Бог посылает одним людям и не посылает другим.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Комментировать