<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.org/otechnik/Oleg_Stenyaev/' target='_blank' title='Олег Стеняев, протоиерей'>Олег Стеняев</a></span> <br>Слово в День Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

протоиерей Олег Стеняев
Слово в День Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха — Христос, закланный за нас — каждое Воскресение евхаристически всё это переживается нами. Собственно говоря, православие — спасение переживается всегда евхаристически. Ибо только Кровь Иисуса Христа может очистить нас от всякого греха. И в этом смысле в православии спасение не достигается, а принимается действующей Божественной благодатью и переживается в Святом Причастии.

Есть человеческие религии, где люди пытаются достигнуть спасения. Православный человек не дерзает даже такой мысли: достигнуть спасения. Когда апостолы спросили: «кто может спастись?» — Христос сказал: «человекам это невозможно». Но тут же добавил: «но не Богу, ибо Богу все возможно». Поэтому в православии спасение принимается как дар действующей благодати и евхаристически переживается. Когда мы становимся причастниками Тела и Крови Иисуса Христа, это и есть причастность вечной жизни. И христианин, который причастился, он не ищет для себя спасения, он принял Святое Причастие как залог вечной жизни. Его задача другая: не искать спасения, а оберегать это состояние, которое мы переживаем в Таинстве Святого Причастия. Оберегать — это значит стараться жить от причастия до причастия так, чтобы оказаться достойным очередной встречи с Иисусом Христом, Господом нашим.

В принципе, человек, в идеале, должен был бы причаститься один раз: после крещения и этим ограничиться. Но, к сожалению, даже тогда, когда в крещении с нас снимаются все грехи и, казалось бы, мы не должны грешить, после крещения человек грешит и для этого Церковь установила Таинство Исповеди, как второе крещение. Точно так же Церковь разрешила причащаться второй, третий, четвертый раз тем, которые уже причастились, для того, чтобы была возможность ОБНОВЛЯТЬ встречу с Иисусом Христом. Поэтому настоящая духовная борьба и брань — от Причастия до Причастия, и на этом пути ничего не должно нас смущать.

Некоторые православные впадают в пелагианство. Это тяжелая ересь. Когда они думают, что они спасаются своими постами, молитвами, то это не так. Посты и молитвы — это благоприятные условия для духовного делания. Спасаемся мы только Господом Иисусом Христом. Это иудеи, мусульмане своими долгими молитвами хотят умилостивить Бога. Мы верим в прощение в струях Крови Сына Божия. И никакое смущение дьявольское не должно нас останавливать в этом веровании. Поэтому православный человек — это человек, который переживает спасение всякий раз, когда он причащается, и переживает состояние абсолютной святости всякий раз, когда он причащается Тела и Крови. Как мы и молимся, что этими Таинствами мы обожаемся, то есть переживаем обо́жение в струях Крови Сына Божия, и наша задача приучать нас к этой мысли. Иначе, когда человек будет стремиться спастись своими добродетелями, а жизнь его не будет соответствовать добродетелям, он будет впадать в депрессивное состояние, в уныние, например, которое является смертным грехом.

Дьявол всегда будет стараться нас смутить. Он не может спокойно смотреть на то, как мы стремимся вновь и вновь обновлять наши отношения с Иисусом Христом, и в такие моменты мы должны вспоминать, что в Евангелии очень часто Иисус Христос говорит: «не бойся». Эти слова, точнее, это слово, встречается неоднократно в Евангелии. «Не бойся». Действительно, что бояться человеку, если Христос с нами. Христос, о Котором сказано, что Он всегда и во веки Тот же; евхаристически мы переживаем встречу с тем же самым Иисусом Христом, Который родился в Вифлееме, Который преобразился на горе Фавор и Который на Тайной Вечере преподал Своим ученикам Божественную Евхаристию. Рассуждая об этом, мы освобождаемся от власти греха, от власти дьявола и от власти страха смерти и становимся людьми, исполненными благодатного общения со Христом и во Христе. Мы кто-то и что-то во Христе и со Христом и мы никто и ничто вне Христа и без Христа. Поэтому надо нести эту радостную благую Евангельскую весть о спасении во Христе, которое в православии переживается евхаристически, всем тем людям, которые в нерешительности, в депрессивности, противоречии собственной жизни между реальной действительностью и требованиями Святого Закона. Как Блаженный Августин учит нас: «Весь закон исполнен тогда, когда все грехи прощены».

Итак, со страхом Божиим и Верою приступим к Святому Причастию, чтобы в струях этой Крови обрести залог вечной жизни, и принять это Святое Таинство как залог личного спасения. И пусть Господь укрепит каждого православного в этой мысли. Православный не ищет спасения так, как ищут люди, живущие не по нашей вере. Православный не достигает спасения, как люди пытаются своими человеческими усилиями достигнуть. Православный, действующей благодатью, ПЕРЕЖИВАЕТ спасение, евхаристически радуясь, принимает его в свою жизнь.

Спаси вас Господь!

Комментировать