Во имя Отца и Сына и Святого духа!
Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной литургией — Евангелие от Луки 14 гл. с 16 стиха и ниже. Здесь мы находим следующие слова: «… услышав это некто из возлежащих с Ним сказал Ему: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих и когда наступило время ужинать послал раба своего сказать: званные, идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал Ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня; третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И возвратившись раб тот донес о сем господину своему».
Вот здесь мы видим, что сотворен пир, который является таинственным прообразом мессианского пира ветхозаветной церкви в которой все было преуготовано для человеческого праведного существования. Был храм на горе Мориа, были писания закона Тора, пророки Набиим, писания катувим, были обширные комментарии Мишны, составленные уже где-то в этот период, было священство, были очень активно действующие миряне, фарисеи, которые не принадлежали к священству, но активность которых даже опережала активность священства, были разные религиозные группы, партии, т.е. это была динамичная ветхозаветная церковь. Сейчас бы ее нам поставили в образец, и сам Христос говорит: если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное. Казалось бы все хорошо и ничто не предвидело, что эта церковь доживает последние дни. Святитель Игнатий Брянчанинов часто говорил: не смотрите красоту архиерейского богослужения, стройность церковных хоров. Это дерево, да, оно шумит листвою, но внутри изъедено червями. Пройдет незначительное время и все это рухнет. Святитель жил и умер незадолго до революционных потрясений двадцатого века, но в Духе Святом ему было открыто, что все великолепие, внешнее великолепие уже новозаветной церкви оно было обречено.
Так о какой же церкви сказал Христос в Кесарии Филипповой: создам церковь мою и врата ада не одолеют ее? Он говорил о церкви не как об иерархическом институте или доктринальных представлений об истине, Он говорил о церкви, как о собрании преданных ему людей, среди которых найдутся и епископы в малом количестве и пресвитеры и диаконы. Трехчинное священство сохранится даже во дни антихриста, ибо Святое Причастие будет совершаться даже в самые тяжелые дни, о которых пророк Даниил предсказывал: наступят времена тяжкие, каких не было с тех пор, как существуют люди, но спасутся в то время немногие, найденные, записанные в Книгу Жизни.
Сейчас, многие люди раздают религиозные книги, особенно те, кто переезжает в новые квартиры, они говорят: а вот смотри, сколько книг пыльных, надо в храм отнести, там наверняка найдутся те, которые будут все это читать. И вчера вечером ко мне приехал православный добрый христианин, отец трех детей, все православного исповедания, он привез две здоровенные сумки книг. Там Иоанн Златоуст, Блаженный Августин, житийная литература. Он говорит: мы с супругой все равно не читаем, а наши дети очень маленькие, отвезите в храм, раздайте кому это будет надо. Я подумал о его детях, а что если они доживут до тех времен, о которых пророк Амос говорил: наступит время не алкание пищи и не алкание воды, а время жажды о Слове Божием. Будут мужчины и девы, снедаемые жаждой, слыша словеса Господни. Люди будут ходить от моря и до моря, чтобы найти слова Господня и не найдут его. Один молодой семинарист приехал ко мне и похвастался, что в его электронной книге весь Златоуст, весь Василий Великий, все почти комментарии, которые выходили на русский язык и Библия аж в трех переводах, на что я ему сказал: кто-нибудь за границей вырубит какой-нибудь рубильник и ты останешься без всего этого. А книги (он сказал, что у него уже аллергия на книги) ты будешь ходить и искать.
Церковь, верная Иисусу Христу, это всегда малое стадо, так было в ветхозаветные времена, так остается и в новозаветные времена. У пророка Исаии в первой главе сказано: если бы Господь Саваоф не сохранил бы малого стада, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Игнатий Брянчанинов рассуждает: не смотри как шумит ветвями древо, дуб, не смотри, как красиво лучи солнечные сгибаются в его ветвях, все это рухнет, внутри все сгнило. Так и мы в собственной самооценке своей религиозности прежде всего должны выделять ПОКАЯННОЕ ЧУВСТВО. Вот если чувство неудовлетворенностью самим собой живет в тебе, во мне, это значит, мы живы для покаяния. А живы для покаяния — живы для Божиего прощения. А если, напротив, чувство превозношения: мы сегодня здесь в храме собрались, не на рынке, не в кинотеатре, в Доме Божием, мы избранники, да, были приглашены на пир избранные люди, достойные люди, но у каждого нашелся повод. Один говорит — я купил волов, пойду посмотреть, другой говорит — у меня женитьба, у третьего — третье, у четвертого — четвертое. Всегда человек может найти вескую причину, ради которой можно будет сказать, что ради нужды бывает применение закона и не прийти в храм, для того, чтобы не пережить радостную встречу со Христом. Псалмопевец Давид у которого было десятки тысяч волов, псалмопевец Давид у которого было с десяток жен, когда ему сказали: пойдем в Дом Божий, он не побежал смотреть новые стада, новых красавиц, которых ему доставляли от Египта до Ливии, он воскликнул: возрадовалась душа моя, сказавшая мне: пойдем в Дом Божий. А мы, которые не имеем ни волов, ни множества жен, слава Богу у нас как по писанию — двое в плоть едину, куда нам стремиться, чтобы поблагодарить Бога, за то немногое, что мы имеем, если не в Храм Божий, что бы здесь в простоте и составить из собрания многих то малое стадо, о которых Христос говорит: не бойся малое стадо, Отец благоволит дать тебе небо.
С праздником!
Комментировать