- 1-я Неделя по Троице. Неделя Всех Святых
- I. Евангельское чтение. Евангелие от Матфея (10:32–42)
- II. Апостольское чтение. Зачало (330): Евреям 11:33–40 и 12:1–2
- Образцы церковной проповеди. Слово в неделю Всех Святых.
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Всех Святых
- 2-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (9): от Матфея 4:18–23
- II. Апостольское чтение. Зачало (81): к Римлянам 2:10-16
- Образцы церковной проповеди. Слово во 2-ю Неделю по Троице.
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 2-ю Неделю по Троице
- 3-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (18): от Матфея 6:22–33
- II. Апостольское чтение. Зачало (88): к Римлянам 5:1-10
- Образцы церковной проповеди. Поучение в 3-ю Неделю по Троице
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 3-ю Неделю по Троице
- 4-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (25): от Матфея 8:5-13.
- II. Апостольское чтение. Зачало (93): к Римлянам 6:18–23
- Образцы церковной проповеди
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 4-ю Неделю по Троице
- 5-я Неделя по Троице
- I. Евангельское Чтение. Зачало (28): от Матфея 8:28–34; 9:1
- II. Апостольское чтение. Зачало (103): к Римлянам 10:1-10
- Образцы Церковной проповеди. Слово в Неделю 5-ю по Троице.
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 5-ю Неделю по Троице
- 6-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (29): от Матфея, 9:1–8
- II.Апостольское чтение. Зачало (110): к Римлянам 12:6-14
- 7-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (33): от Матфея 9:27–35
- II. Апостольское чтение. Зачало (116): к Римлянам 15:1–7
- Образцы Церковной проповеди. Слово в 7-ю Неделю по Троице.
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 7-ю Неделю по Троице
- 8-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (25): от Матфея 14:14–22
- II. Апостольское чтение. Зачало (182): 1-е послание к Коринфянам 1:10–18
- Образцы церковной проповеди. Слово в 8-ю Неделю по Троице.
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 8-ю Неделю по Троице
- 9-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (69): от Матфея, 14:22–34
- II. Апостольское учение. Зачало (103): 1-е Послание к Коринфянам 3:9-17
- Образцы церковной проповеди. Слово в 9-ю Неделю по Троице.
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 9-ю Неделю по Троице
- 10-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (72): от Матфея 17:14–23
- II. Апостольское чтение. Зачало (131): 1-е Послание к Коринфянам 4:9-16
- Образцы церковной проповеди. Слово в Неделю 10-ю по Троице.
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 10-ю Неделю по Троице
- 11-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (77): от Матфея 18:23–35
- II. Апостольское чтение. Зачало (141): 1-е Послание к Коринфянам 9:2-12
- Образцы церковной проповеди. Поучение в 11-ю Неделю по Троице.
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 11-ю Неделю по Троице
- 12-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (72): от Матфея 19:16–26
- II. Апостольское чтение. Зачало (131): 1-е Послание к Коринфянам 15:1-11
- Образцы церковной проповеди. Поучение в Неделю 12-ю по Троице.
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 12-ю Неделю по Троице
- 13-я Неделя по Троице
- Евангельское чтение. Зачало (87): от Матфея 21:33–42
- II. Апостольское чтение
- Образцы церковной проповеди. Слово в неделю 13-ю по Троице
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 13-ю Неделю по Троице
- 14-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (89): от Матфея 22:1-14
- II. Апостольское чтение. Зачало (170): 2-е послание к Коринфянам 1:21–24 и 2:1–4
- Образцы церковной проповеди. Слово в Неделю 14-ю по Троице
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 14-ю Неделю по Троице
- 15-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (92): от Матфея 22:34–46
- II. Апостольское чтение. Зачало (176): 2-е послание к Коринфянам 4: 6-15
- Образцы церковной проповеди. Наибольшая заповедь. (Ответ законнику на вопрос о заповедях)
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 15-ю Неделю по Троице
- 16-я Неделя по Троице
- I. Евангельсное чтение. Зачало (105): от Матфея 25:14–30
- II. Апостольское чтение. Зачало (181): 2-е послание к Коринфянам 6:1-10
- Образцы церковной проповеди. Поучение в Неделю 16-ю по Троице.
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 16-ю Неделю по Троице
- 17-я Неделя по Троице
- I. Евангельское чтение. Зачало (62): от Матфея 15:21–28
- II. Апостольское чтение. Зачало (182): 2-е Послание к Коринфянам 6:16–18; 7:1
- Образцы Церковной проповеди. Евангелие о жене хананейской. (Мф.15:21–28)
- Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 17-ю Неделю по Троице
- Полный текст
5-я Неделя по Троице
I. Евангельское Чтение. Зачало (28): от Матфея 8:28–34; 9:1
28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
…
1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
Практический очерк содержания рядового чтения
В евангельском чтении пятой недели, передающем историю о чудесном исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской,[297] изображается величие человеческих бедствий.
1. Оно открывается:
а) в мучительном чувстве временных страданий, испытываемых грешником (ст.28);
б) в тягостном беспокойстве его о грядущем дне Божьего суда (ст.29).
2. Оно уничтожается только Иисусом Христом, Который благодатью своей искупляет от всякого зла (ст.30–32):
а) телесного и
б) духовного.
3. Несмотря на это, многие, однако, не хотят пользоваться искупительными заслугами Спасителя:
а) они слышат о возвещаемой им власти и благости Иисуса Христа (ст.34); Но
б) не хотят пользоваться возвещаемым им спасением (ст.33);
в) следствием этого бывает то, что Спаситель оставляет их и идет к своим, которые приемлют Его («в Свой город» 9:1).
Частные темы, предлагаемые этим зачалом для гомилетической разработки, весьма немногочисленны. Некоторые из проповедников, сравнивая бесноватых с пьяными, говорят о пьянстве. Гораздо с большей назидательностью и богатыми нравственными применениями можно рассматривать отношение гергесинских жителей к Иисусу Христу. Здесь ст. 34 дает повод говорить проповеднику о том, что невежество есть источник неверия; что корыстолюбие ослепляет духовные очи и ожесточает сердце; что Господь всегда близ, но мы не всегда принимаем Его посещение, или о том, как несчастные люди, неразумеющие времени Божьего посещения и т. п. Со своей стороны предлагаем следующие темы с планами для проповедей:
О существовании злых духов
«Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов» (ст.28).
а) Вольнодумцы не верят в бытие злых духов и в их влияние на человека. Они говорят: «ни мы, ни наши знакомые никогда не видали дьявола и не испытывали его влияния.»
Но он есть дух и действует невидимо, духовно и проч.
б) «Бог есть всеблагий Отец. Он конечно не допустит, чтобы злые духи мучили нас и вредили нам.» Действительно, Бог — всеблагий Отец. Но злые люди всякого рода, как и падшие ангелы, имеют свободную волю и могут делать всевозможные злодеяния. A свободный человек может или противиться или уступать внушениям и нападениям злых духов.
в) «Иисус Христос разрушил власть диавола; христианам вредить он не может.» Правда, истинным христианам, диавол, при всем своем влиянии, вредить не может; даже христианское дитя, с помощью христианских средств может прогонять от себя злого духа, но власть его еще не уничтожена окончательно, а только ослаблена (Ефес. 2:2[298]).
О существовании злых духов.
В этом мы убеждаемся.
1. Из Божественного Откровения. Много доказательств о существовании и действии злых духов мы могли бы привести из Божественного Откровения, из Священного писания и предания: но ограничимся только главными.
а) Свидетельства ветхого завета. Грехопадение наших прародителей совершилось по влиянию злого духа, при их согласии и по Божьему допущению, и из-за этого весь род человеческий подвергся всевозможным бедствиям. Искуситель был одним из многих падших ангелов. Каждая почти книга Ветхого Завета говорит о диаволе, о злых духах. Как весь языческий, так и весь иудейский мир до Иисуса Христа веровал во влияние диавола.
б) Свидетельства Нового Завета. Иисус Христос пришел для разрушения дел диавола. История искушения Спасителя в пустыне. Бесноватые в нынешнем евангелии. Иуда предатель.
Апостол Петр сказал Анании: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать?» (Деян. 5:3[299])? Он же пишет: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
в) Свидетельства Священного Предания. Все отцы и учителя Церкви, вероучение всех христиан единогласно говорят: «есть царство сатаны, есть падшие ангелы. Они не только люты сами по себе, но и исполнены ненависти к Богу и людям. Они стараются вредить душе и телу человека, но истинный христианин может им противиться и проч.»
г) Свидетельства из церковной практики. Различные молитвы и заклинания, напр., при освящении воды, при крещении и т. д.
Только люди, отвергающие личного Бога, отвергают и бытие диавола. Кто верует в Бога и в Божественное откровение, тот верует также и в существование злых духов.
2. Из человеческого опыта.
Бывают у иных людей такие душевные настроения, которые могут быть объяснены только действием злой силы. Вот опытные доказательства.
а) Бывали уже люди, которые совершали убийства, учиняли клятвопреступление, с невозмутимым хладнокровием, как бы делали что-либо совершенно безразличное. Они не думали о последствиях, но, по совершении преступления, чувствовали тотчас полное отвращение к нему. Кто ослепил их душу, как не диавол?!
Многие из таких злодеев сознавались перед судом и говорили правду, что какая-то тайная сила влекла их руку, внушала им: «сделай это! соверши то!»
Кто впал во грех и не сопротивляется известным страстям, тот действительно подпадает под власть злого духа и теряет господство над самим собой.
б) Встречались уже мужья, которые, имея прекрасных благовоспитанных, достойных уважения и любви жен, предпочитали им других бесчестных и безобразных женщин. Это было уже не человеческое влечение, а диавольское. Точно также бывает с сребролюбием, мстительностью и т. д.
в) Самые лучшие из людей чувствовали уже влияние злого духа. Они хотели усердно молиться, но их развлекала мысль о хозяйстве, о занятиях, радостях и удовольствиях, или им представлялись отвратительные, греховные образы.
Откуда у многих возникают богохульные мысли перед Святым причащением?!
Заключение. Мы должны верить в существование злых духов! Будем сопротивляться им и с Божьей помощью побеждать их!
О чудесах Иисуса Христа
Чудо, о котором говорится в дневном Евангелии, дает нам повод говорить о чудесах Иисуса Христа.
1. Их возможность.
В наш век неверия возможность чудес сильно оспаривается. Чудо, говорят, было бы нарушением или уничтожением законов природы. Но эти законы даны Самим Богом, следовательно, Он не может разрушать их и т. д. Что скажем мы на это?
а) Бог есть Бог живой и свободный. Разве Он может оставаться в бездействии, когда живет природа и действует человек?
б) Он есть Бог любвеобильный и благой. Так мы представляем Его себе, и молим Его об удалении бедствий и т. д. Если это совершается, то происходит чудо.
в) В природе ежедневно совершаются Богом тысячи чудес. Земная влага обращается в виноградной лозе в вино, хлеб на нивах умножается и т. д. Собственно, так называемые чудеса отличаются от этих только тем, что совершаются на короткое время и на известном пространстве. Если возможны чудеса продолжительные или постоянные, то возможны также и мгновенные.
г) Иисус Христос не уничтожал естественных законов, а только изменял время их осуществления. Волны, воздвигнутые бурей улегались мгновеннее. Смоковница засохла скорее и т. д. Только внешность вещей чудесно изменялась, но божественный порядок оставался нерушимым.
д) Иисус Христос часто восстанавливал первоначальный, предуказанный Богом порядок. Бог сотворил человека без болезни и смерти; диавол и грехи внесли их в мир. Иисус Христос, удаляя болезнь и смерть, только восстанавливал таким образом изначальный порядок.
2. Их действительность.
Чудеса Иисуса Христа были действительно.
а) Иудеи видели их. Они совершались публично перед всем народом. Исцеление слепорожденного было тщательно исследовано. Воскресение Лазаря обратило тысячи людей к вере и ускорило предание Спасителя на смерть. Самые ожесточенные враги — фарисеи не могли ничего сказать, как только то, что Он «изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мат.9:34)и проч.
б) Язычники римского царства не отвергали чудес. Они умерщвляли христиан, но не опровергали их. Они хотели унизить уважение к Иисусу Христу тем, что приписывали подобные же чудеса Аполлонию Тианскому, жившему за 200 лет до того, чудесам которого, впрочем, никто не верил.
в) Христиане веровали чудесам. Учение Иисуса Христа требовало тяжких жертв для веры и нравственности. Если бы божественность этого учения не была засвидетельствована, то исповедники его не положили бы своей жизни за него. Без Христовых чудес мученичество, возрастание и распространение Церкви было бы величайшим и непостижимейшим чудом.
3. Их доказательность.
Непоколебимейшие доказательства истинности и божественности Христова учения заключаются, конечно, в нем самом, в его спасительном влиянии на жизнь людей и народов. Но и чудеса также служат несомненным доказательством истины Евангелия.
а) Кто творит чудеса, с тем — Бог. Бог по выражению слепорожденного, грешников не послушает. Что говорит Чудотворец, то истинно. Если пророк, апостол совершает чудеса; если чудо происходит от мощей святых угодников — то мы имеем перед собой истинного пророка, апостола и мощи святого. Иисус Христос совершал чудеса и говорил, что Он сын Божий, следовательно, Он действительно был им.
б) Чудеса Христа суть дела божественные. Бог правосуден, — и Христос проклял бесплодную смоковницу. Бог милосерд, — и Спаситель прощал грехи и затем чудесно исцелял. Бог в высшей степени благ, поэтому Спаситель врачевал больных и т. д.
Таким образом, в чудесах открывались действия Божьей десницы.
в) Чудеса Иисуса Христа совершенно соответствовали Его учению и были необходимым его дополнением. Христос учил, что Он пришел разрушить власть диавола, — и изгонял бесов. Он учил, что Он свет мира, — и отверзал зрение слепым. Он проповедовал, что Он есть жизнь, — и воскрешал мертвых. Так было со всеми чудесами Спасителя.
О человеческих страданиях
«Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые» (ст.28).
Невыразимо несчастны были эти бесноватые: «вышедшие из гробов,» следовательно, не имели общения с людьми, «весьма свирепые,» терзаемые своими злыми мучителями (ср. Лук. 8:26–29;[300] Мар. 5:3–5[301]). Мир и доныне еще полон страданиями. Мало теперь, слава Богу, бесноватых: но довольно и ныне всякого рода страждущих и недугующих.
1. От кого происходят страдания и к чему они служат.
а) Страдания посылаются от Бога, или допускаются Богом, или не отвращаются Им. Исследуем подробнее это троякое различие. Тогда мы будем иметь ответ на первую часть вопроса: от кого происходят страдания?
а. Многие страдания прямо посылаются Богом. Бог посылает болезни, опустошения градом и молнией, смерть и разлуку, или недопускает нам избежать многих бед. «Все от Бога.»
b. Многие страдания допускаются Богом. Примеры этого — честолюбец, или корыстолюбец испытывает неудачу; человек расточительный становится бедным; празднолюбец и пьяница презирается; преступник открыт и наказан: то Бог попускает такие страдания.
с. Многие страдания не отвращаются Богом. Бог неоднократно уже предотвращал многие страдания, которые люди хотели причинить другим; удалял препятствия, удерживал удар, даже творил чудеса. Но Он также не отвращал и ныне еще не отвращает многих клевет, лжи, оскорблений, потери собственности, клятвопреступления, прелюбодеяния, смертоубийства и проч., потому что человек имеет свободную волю.
б) Страдания служат: к наказанию, или исправлению, или назиданию ближнего.
а. К наказанию. Мы бываем беспечны в деле нашего спасения и спрашиваем часто с легкомыслием: «Чем я заслужил то или другое несчастье?» Все мы — грешники, часто оскорбляем Бога грехами, а каждый грех должен быть наказан.
b. К исправлению и усовершенствованию. Люди добрые большей частью подвергаются поношениям, оскорблениям и преследованиям. В их жилищах нередко живет несчастье и плач, многое им не удается. Почему? Бог хочет, чтобы они были еще лучше, хочет вести их путем креста, терпения, смирения, упования, чтобы они достигали высшего совершенства.
с. К назиданию ближнего. При взгляде на слепого, глухонемого, изувеченного, гонимого, несчастного — в нас возбуждается сострадание; мы заботимся о подании помощи, живее сознаем наше собственное счастье и усерднее благодарим за него Бога.
2. Как мы должны переносить их, чем смягчать их и уменьшать?
а) Страдания всякого рода мы должны переносить со смирением и терпением.
а. «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6[302]). Иов: «Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21). Подумай, христианин, об этих словах, если терпишь потерю!
b. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1Кор. 10:13[303]). Размысли об этом, христианин, если скорби, несчастья, болезни отягчают тебя!
с. «Раб не больше господина своего» (Иоан. 15:20[304]). Помни это, христианин, если ты подвергаешься оскорблениям, преследованиям, клевете!
d. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12[305]). «Аще со Христом страждем, с Ним и прославимся» (Рим. 8:17). Незабывай этого, христианин! После терпеливо перенесенных страданий следуют небесные радости!
б) Мы смягчаем и уменьшаем меру страданий, если внимательно обдумаем, взвесим и верим:
а. Что страдания служат для нас праведным наказанием или спасительным исправлением.
b. Что Иисус Христос предшествует нам в страданиях.
с. Что Иисус Христос имеет к нам сострадание. Всякое сострадание утешает и облегчает, в особенности сострадание Спасителя.
d. Что страдания, перенесенные с терпением, ведут к небу.
Явление странное, но оно нередко повторяется и между нами
«И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (ст.34).
Иисус Христос исцеляет двух бесноватых, весьма свирепых, изгнав из них бесов. И вот «весь город вышел навстречу Иисусу» — не для благодарности, что Он исцелил бесноватых, не давших покою всей стране (ср. выше Лук. 8:26–29), не для выражения благоговейных чувств перед великим Чудотворцем, но с просьбой, «чтобы Он отошел от пределов их.»
1. Как объяснить поступок Гергесян?
а) Святой Лука, повествуя об этом чуде, замечает, что они потому молили Господа удалиться от них, «потому что они объяты были великим страхом» (8:37[306]). Действительно, где являются Божьи величие и сила, там человек не может не ощущать страха в сердце. Но этот страх бывает двух родов: один приятен и угоден Богу (Притч. 1:7[307]); другой неприятен и недостоин Бога (Псал. 13:5[308]); первый происходит в сердце человека от глубокого сознания его недостоинства перед Богом и есть плод веры; второй — происходит от малодушия (Причт. 28:1[309]) и есть следствие неверия; пример первого представляет Апостол Петр. (Лук. 5:8[310]), пример второго — жители Гергесинской страны.
б) Что же устрашило Гергесян.
Не страх веры, в котором выражается любовь к устрашающему нас силой и величием Божьим, но страх неверия и невежества, вследствие которого они стараются, как можно скорее, удалить от себя устрашивший предмет. Гергесяне, как видно, так предались обыкновенным своим заботам, что вовсе не думали о своем духовном просвещении и спасении.
Чудо, соединенное с вещественной для них потерей, возбуждало в них опасение, что в присутствии такого лица никто не мог считать себя безопасным. Не имея в себе желания и потребностей истинной веры, они не заботились узнать — Кто этот Чудотворец и с какой целью посетил их? и потому «просили, чтобы Он отошел от пределов их.»
2. Как поступок Гергесян, хотя не так явно, повторяется между нами?
а) Мы так иногда привыкаем к жизни плотской и чувственной, что делаемся совершенно равнодушными ко всему, не касающемуся наших вещественных нужд. В этом состоянии мы думаем только о том: «что нам есть? или что пить?» (Мф. 6:31[311]), а не о том, «что … делать, чтобы наследовать жизнь вечную» (Мар. 10:17[312]).
б) Для пробуждения нашей души от такого усыпления Господь сам посещает нас и совершает над нами, или перед нами чудеса своего всемогущества.
в) Во всех этих случаях мы нередко встречаем посещение Господа также, как и Гергесяне. Трепет объемлет наши сердца, но в этом трепете нет истинного страха Божьего. Нам тяжело в присутствии Господа, потому что это или мешает нашей обычной беспечности, или заставляет нас изменить заведенный порядок греховной жизни. Посему мы не желаем, чтобы посещение Господа продолжалось и, не испытав цели Его пришествия, молим, «чтобы Он отошел от пределов их.»
г) Следствием такого нашего отношения к Иисусу Христу бывает то же самое, что и с Гергесинскими жителями. Спаситель, по замечанию Евангелиста, услышав просьбу Гергесян об удалении, «переправился обратно и прибыл в Свой город» (гл. 9:1). Он оставляет нас и идет к своим, которые приемлют Его.
Мрак духовного невежества
«И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.»
Такую встречу оказывают Иисусу Христу жители гергесинского града! Встреча, по-видимому, торжественная («весь город«), но на самом деле печальная («чтобы Он отошел…») Видно, что Гергесяне не уразумели спасительного для них Божьего посещения: над ними тяготел мрак. Мрак духовного невежества.
1. В чем это невежество обнаруживается?
а) В непонимании духовных нужд, выходящих из круга обыденных житейских потребностей. В пределах Гергесян воссиял великий свет, явился Христос и своим чудом показал: кто Он и как нужно Его встретить; им возвещают об этом другие (ст.33[313]); сами, наконец, увидели исцеленного бесноватого (ср. Лук. 8:39[314]) и могли убедиться в истине, но они не поняли всей важности этого события.
б) В нежелании знать ничего другого, кроме того, что относится к обыденному образу жизни.
Чудо Спасителя должно было вывести гергесинских жителей из этой мертвой тишины и греховной беспечности; но их духовное невежество не желает этого, не смотря даже на чудеса; оно страшится света и старается скорее закрыть глаза от его благодетельных лучей.
Так поступил некогда Феликс (Деян. 24:25[315]). Так поступают и теперь многие из христиан, которые не хотят знать здравого Евангельского учения, не могут сносить живого и действенного Божьего слова, и если, против воли, бывают тронуты им, то стараются скорее изгладить всякий след этого впечатления.
Но не так поступают истинные христиане, жаждущие духовного просвещения (Лук. 24:29;[316] Иоан. 4:40[317]).
2. От чего происходит?
а) От излишнего и безумного пристрастия к земному вообще и
б) От корыстолюбия в особенности. Потеря имущества (стада свиней), хотя и чудесная, не вразумила, а ожесточила и как бы раздвоила сердца жителей Гергеса: с одной стороны, они не могли не видеть здесь явной, сверхъестественной силы, но с другой, — жалость о понесенной потере закрывает их духовные очи от надлежащего уразумения истины.
Не корыстолюбие ли и ныне служит корнем и пищей духовного невежества о единственно необходимом? Не оно ли отвращает наш слух и очи, чтобы, видя, не видеть и, слыша, не слышать глаголов вечной истины? Если для кого это и так, то именно для корыстолюбцев Евангельская истина — жестокое слово. «Иуда всякий день находился при Том, Кто не имел где главы подклонити; и всякий день слышал от Него, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни богатых одежд: однако ж не предохранил себя от корыстолюбия,»[318] и потому отвергся Иисуса Христа.
3. Чем оно сопровождается?
а) Удалением света, просвещающего всякого человека: «переправился обратно и прибыл в Свой город.» Мы не видим из Евангелия, чтобы Иисус Христос посетил в другой раз страну Гергесинскую.
б) Еще более глубоким мраком (Мф. 23:37–38;[319] Лук. 18:41[320]).
Действие дьявола в чадах неверия
«Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые.»
Многие не веруют в бытие злых духов, но нынешнее Евангелие неопровержимо доказывает эту истину; а в другом месте прямо говорится, что дьявол и ныне еще действует в чадах неверия (Ефес. 2:2[321]).
1. Как далеко простирается это действие?
а) Не только тайно — в сердце людей неверующих:
а. в их высокомерии,
b. в постыдных мыслях (Иоан. 13:2[322]),
с. в ожесточении сердца (2 Кор. 4:4[323]).
6) Но и явно:
а. в срамных словах и речах (Ефес. 5:4[324]);
b. в богомерзких делах и поступках (Гал. 5:19[325]).
2. Как оно может быть разрушено? (Ис. 49:24–25[326]).
а) Это зависит по преимуществу от Бога (Евр. 2:14[327]);
а. для этого не нужно чудес, какие совершались прежде над бесноватыми (Марк. 1:25–26[328]);
b. тут требуется крещение, слово Божие (Ефес. 6:11[329]).
б) Впрочем, и человек должен в этом случае делать свое дело:
а. не противиться действию силы Божией (Деян. 26:18[330]);
b. взяться за оружие для сопротивления диаволу (Иак. 4:7[331]).
с. Это происходит вследствие истинного и чистосердечного обращения к Богу. Молиться от сердца (Мф. 17:21[332]). Отложить дела тьмы (Рим. 13:12[333]).
Несчастное ослепление многих людей при очевидной истине
«Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.»
Гергесяне в своем отношении к Иисусу Христу — истинному Свету, просвещающему всякого человека, представляют нам замечательный пример нравственной слепоты при очевидной истине.
Мы живем во времена Евангельского света, и однако ж еще многие ходят во мраке (Ефес. 4:18;[334] 1Кор. 2:14;[335] Гал. 3:1[336]).
Несчастное ослепление многих людей при очевидной истине:
1. Их ослепление.
а) Некоторые из них не видят истины и не признают ее (Ис. 42:19;[337] Деян. 19:2[338]).
б) Другие хотя и видят истину, но не принимают ее и не повинуются ей (2 Петр. 2:12;[339] Рим. 1:32[340]).
в) Иные хотя и принимают истину, но опять ее оставляют (Апок. 2:4;[341] 1 Тим. 1:19–20;[342] 2 Петр. 1:8–9[343]).
2. Их несчастное состояние, вследствие такого ослепления.
а) Они состоят под властью диавола (Кол. 1:13;[344] 2 Кор. 4:4[345]).
б) Они чужды благодатного царства Божьего (Ефес. 2:12[346]).
в) Они должны ожидать себе тем большего осуждения (2 Петр. 2:20–21;[347] Псал. 118:18[348]).
II. Апостольское чтение. Зачало (103): к Римлянам 10:1-10
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении пятой недели святой Павел продолжает доказывать, что причина отвержения Израиля заключается в слепоте его неверия.
1. Израильтяне слепы в самой ревности своей по закону (ст.1–4). За свою ревность по Богу они заслуживают сердечного благожелания и молитв, вместо ненависти и презрения (ст.1, 2); но эта ревность их не разумна, ибо они:
а) «не разумеют правды Божией происходящей от благодати чрез веру» (Толк. Феодорита. in h. 1);
б) думают оправдаться своей собственной правдой — делами закона и поэтому «не покорились праведности Божией» (ст.3);
в) никак не хотят согласиться, что «конец закона — Христос» (ст.4) в том отношении, что Он упразднил закон, который служил для Него только приготовлением и воспитателем (ср. Гал. 3:24[349]), и следовательно с пришествием Его окончил свою цель и назначение; и что Он один теперь дарует оправдание и спасение «всякого верующего» (ст.4).
2. Израильтяне слепы, считая оправдание, получаемое верой во Христа, недостаточным для спасения (ст.5-10).
а) Они не хотят понять, что исполнение дел закона, без оправдания во Христе, не может их спасти, и потому остается для них напрасным и недостижимым усилием и стремлением (ст.5–7);
б) Они не хотят пользоваться легко доступным источником, из которого могли бы почерпнуть уверенность в этой истине (ст.8);
в) они должны, если желают спасения, непременно веровать в Господа Иисуса и исповедывать Его сердцем и устами (ст.9-10).
Как ни частны эти истины, высказанные Апостолом по отношению к ветхому Израилю, однако они заключают в себе достаточноо поучительного и для нового Израиля. Извлекаем отсюда несколько общеназидательных тем, подробное развитие которых предоставляем самим проповедникам.
Обязанность христиан по отношению к заблуждающимся в вере
«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (ст.1)
Мысль об отвержении Израиля была особенно прискорбна для христолюбивой души Апостола. Вкусив сам сладость спасительной Христовой веры, он желал бы, чтобы и все его братья по плоти приобщились этой веры: об этом он глубоко скорбит, этого он сердечно желает, об этом пламенно молится (ст.1; ср. Рим. 9:2–3[350]).
Скорбь о заблудших в вере свойственна и всякому истинно христианскому сердцу (Псал. 118:139;[351] Мф. 23:37[352]).
1. Кто эти заблудшие, о спасении которых мы должны заботиться?
а) Вообще все те, которые пути истинного не познали, не повинуются Божьей правде (ст.3), ходят во тьме неверия и беззаконий.
б) В особенности наши братья и родственники по плоти, которые живут с нами под одной крышей, разделяют с нами один хлеб, но души которых далеки еще от Бога и вечного спасения
2. В чем должны состоять наши обязанности по отношению к заблудшим?
По примеру Апостола:
а) В благоволении или благожелании нашего сердца к ним: в искреннем и глубоком сожалении о них, как о несчастных братьях, в сердечном желании спасения им, а не в ненависти и презрении к ним (Рим. 15:7;[353] Кол. 3:12[354]).
б) В молитве за них к Богу. «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5:15[355]). «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16[356])
в) Во вразумлении их словом и примером своим. «Если вы увидите слепца, стоящего на краю бездны, не поспешите ли вы предотвратить его от падения? Как же мы можем взирать на наших братьев, постоянно низвергающихся в бездну ада, и не подавать им руку помощи?»[357]
«Употребите все ваши усилия, приложите все ваши знания, все ваши заботы к наставлению и обращению заблудших.»[358]
«Я, говорит Господь, сотворил небо и землю, а тебе, о человек, Я дал такую же власть сделать землю небом. Я возжег светила на тверди небесной; вы можете возжигать еще светлейшие светила, озаряя вашего ближнего светом истины. Вы не можете создать человека, но вы можете преобразить его и сделать его для Меня угодным и возлюбленным.»[359]
Обративший, хотя одну душу, угождает Богу несравненно более, чем тот, кто роздал бы все свое имущество бедным.
Недостаток ревности к православной Вере и Церкви
«Свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (ст.2).
Неразумна была ревность израильтян по славе Божьей, но однако — ревность; как при апостоле, так и доныне они твердо держатся своего закона и своих обетований.
Но то ли мы видим в новом Израиле, между православными христианами? Ревнуют ли они по своей Вере и Церкви?
К прискорбию у нас замечается крайний недостаток ревности к православной Вере и Церкви.
1. В чем это обнаруживается?
Везде и во всем, тайно и явно.
а) В неведении спасительных истин Православия:
а. как мы сами изучаем свою веру и:
b. как воспитываем в ней своих детей?! A иногда даже в перетолковании и отвержении этих истин.
б) В нехранении уставов и обрядов церковных:
а. в несоблюдении постов;
b. в пренебрежении многими обрядами, якобы излишними и бесполезными.
с. В неуважении к православным пастырям и учителям (1Кор. 4:13).
2. Как это опасно?
См. притчу о злых делателях в винаграднике Христовом (Мф. 21:33–42).
Христианское учение согласуется с самыми святейшими требованиями нашей природы
«Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (ст.8).
Говорят: евангельское учение не согласуется с требованиями нашей природы. Но иначе говорит об этом тот, кто сам испытал силу этого учения; иначе свидетельствует об этом Святой Дух устами апостола: «близко к тебе слово.» Глаголы Евангелия столь близки нашему уму, так родственны нашей душе, что достаточно самого поверхностного взгляда, чтобы убедитъся в том, что — христианское учение согласуется с самыми святейшими требованиями нашей природы.
1. Христианское вероучение не согласно ли с самыми высшими стремлениями ума человеческого к истине?
2. Христианское нравоучение противоречит ли самым лучшим стремлениям воли к добру?
3. Христианские обетования о блаженстве и бессмертии не удовлетворяют ли самым святейшим требованиям сердца, жаждущего блаженства?
Исповедание веры
«Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (ст.10).
Кто из христиан признает истины веры одним холодным умом, но не верует сердцем, не выражает и не исповедует своей веры устами и делами, тот не может назваться истинно верующим христианином, не может надеяться и на спасение. Текст. Для спасения непременно требуется — исповедание веры.
1. Исповедание есть необходимое выражение веры.
а) Все, что человек живо чувствует внутри себя, непременно выражается и вовне.
б) В особенности это бывает с такими внутренними движениями души, которые пронзают и наполняют все существо человека, и которые совершенно изменяют образ его жизни.
в) Если вера в человеке действительно так жива, то она не может не выражаться в исповедании (Мф. 12:34[360]).
2) Доблестное исповедание есть необходимое испытание веры.
а) Пока вера остается внутри человека, до тех пор и ее действия только внутренние, касающиеся единственно его самого.
б) Слабая вера не в состоянии выступить с твердым и открытым исповеданием, и через это обнаруживает свое несовершенство, что она не достигла еще до полного сознания о спасении.
в) Только вера, испытанная в искушениях и устоявшая против напастей, сопровождается полным упованием, что мы с такой верой не постыдимся (ст.11).
Образцы Церковной проповеди. Слово в Неделю 5-ю по Троице.[361]
Сегодня во время литургии читано было, братья мои возлюбленные и сестры во Христе, евангелие от Матфея об изгнании Господом бесов из двух бесноватых, весьма свирепых. Чему оно учит нас?
Во-первых, той истине, что Господь Иисус Христос есть всемогущий Творец и Владыка всех тварей видимых и невидимых, ангелов и человеков, всякой одушевленной твари и самих демонов, которые вначале были сотворены добрыми, но сами потом впали в злобу и лукавство, отпали от Бога и низвержены с неба в преисподнюю.
Во-вторых, — той истине учит, что без Божьего попущения бесы не могут причинять зла никакой твари, и, если попускается им от Бога мучить кого-нибудь из людей, то попускается для наказания и вразумления людей согрешающих, за их разные неправды и грехи и для их исправления. Это видно из наставления бесноватому от Господа после исцеления его, по сказанию евангелиста Луки.
В-третьих, научает той истине, что будет воскресение мертвых и страшный суд от Господа всем людям живым и мертвым и всем злым духам и достойное воздаяние всем: злым духам — огонь вечный, сообразный их духовной, бестелесной природе, как и всем грешникам нераскаянным, а людям праведным и покаявшимся истинно — вечный живот.
Бесы говорят Господу через бесноватых; «что Тебе до нас Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.» Видите и бесы веруют в Него, как в Сына Божьего и как будущего грозного и праведного своего Судью, уготовавшего им вечную муку. Но нынешние нигилисты превосходят в своем безумстве и бесов, потому что не веруют ни в Иисуса Христа, как в Сына Божьего, ни в Церковь, ни в бессмертие души человеческой, не веруют ни воскресению, ни будущему суду, не признают и бытия ангелов и злых духов. Оттого они такие отчаянные люди, способные на всякое зло, — на убийство, поджоги, похищения, не признают богопоставленных земных властей и творят только дьявольскую и свою пагубную волю.
В-четвертых, Евангелие учит тому, что власть всякого дыхания, всякой жизни находится в Божьих руках; и кому хочет Господь дарует жизнь, y кого хочет отнять — отнимет. Так, бесноватые люди могли погибнуть от бесовской злобы в одну минуту, но Господь не допустил погубить их демонам, а только мучить их для их вразумления и исправления, — свиней же допустил погубить, может быть, в наказание неверовавших жителей страны Гадаринской, как ныне, например, Господь попускает падеж скота для наказания и вразумления людей, чтобы мы покаялись.
Чтобы не подпасть нам под влияние бесов, будем, братия, уклоняться от греха и усердно стараться о стяжании всякой добродетели: ибо «мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:10); не только не должны мы грешить, но и стараться быть святыми, как подобает христианам, чадам Божьим, призванным к святости и нетлению. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2–3[362]) глаголет Господь, или: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) говорит Иисус Христос.
Запомним же, братия, урок предлагаемый нынешним евангелием, и приложим его к жизни; ибо для того и читается, Евангелие, чтобы мы поучались и исправлялись, до тех пор, пока имеем время поучаться и исправляться.
Христос, как победитель ада
Если история исцеления слуги римского сотника показала, что Христос имеет власть над отрицательными силами природы, насколько они проявляются в болезнях, то следующее очередное воскресное Евангелие за литургией в 5-ю неделю по Троице имеет своей целью показать, что власть Его не ограничивается этой областью. Он — Царь не только сил природы, но и сил духа, и как Избавитель Он пришел освободить человечество не только от недугов естества, но и от отрицательных сил духа, и власть Его божественного слова простирается как на немощи телесные, так и духовные (Мф.8:28–29[363]).[364]
За исцелением слуги римского сотника последовал еще целый ряд чудес, которые все более и более распространяли славу о Христе как о всемогущем Чудотворце по Галилее. Но сам божественный Чудотворец, всемогущий и неутомимый по Божеству, нередко чувствовал и на Себе обычные немощи человеческой природы, и после всякого усиленного труда обыкновенно искал Себе места, где бы можно было отдохнуть и успокоиться. В Капернауме, как и в ближайших городках и селениях, для этого не было никакой возможности, потому что после совершенных там великих чудес народ массами прибывал со всех сторон, приводя и принося отовсюду больных всякого рода, чтобы получить для них исцеление от божественного Врача. Если можно было еще где-нибудь найти отдых, то разве только по ту сторону Галилейского моря, куда еще не успела достаточно проникнуть молва и где притом и самая почва вообще была менее восприимчивой. И вот поэтому, чувствуя крайнее утомление, Христос вошел в лодку и велел Своим ученикам переправиться на ту сторону.
Со свойственным рыбакам проворством, ученики снарядили свою лодку, ударили в весла или подняли паруса, и двинулись в привычный для них путь. Учитель был так утомлен, что едва они отъехали от берега, как Он, склонив свою усталую главу к возглавию кормы, заснул крепким сном. Но лишь только Он заснул, как — увы — заснула и вера в учениках Его, поддерживавшаяся в бодрственном состоянии лишь под влиянием бодрствующего Христа, и когда на озере поднялась страшная буря, то они решительно растерялись и оробели, забыв, что с ними в лодке находится Тот, Кто еще так недавно повелевал силами и земли и неба. В ужасе они разбудили Его, и заслуженно выслушали укор в маловерии, который должен был тем сильнее отозваться в их сердцах, что они находились еще под впечатлением той возвышенной похвалы, какую Христос воздал вере римского сотника. Чтобы укрепить их слабую веру, Христос единым словом укротил возмущенную стихию, и лодка благополучно прибыла к берегу.
Неизвестно, случилось ли это по воле лодочников и учеников, взявших юго-восточный курс, или это зависело от капризной стихии, но лодка пристала к берегу так называемой страны Гадаринской или Гергесинской. Последнее предположение вероятнее. По прямому направлению на восток от Капернаума озеро имеет не более восьми верст ширины, так что проплыть это пространство не представляло никакого особенного труда для опытных рыбаков; между тем, лодка пристала к юго-восточному углу озера, что составит не менее двадцати пяти верст от Капернаума, и так как единственной целью этого плавания было поскорее перебраться на противоположную сторону озера, чтобы там среди сравнительно меньшей населенности найти отдых для божественного Учителя, то очевидно этот большой и необычный путь был сделан помимо воли, вследствие того, что внезапный шторм, разразившийся на озере, сбил лодку с ее прямого пути и с непреодолимой силой увлек вдоль озера, в юго-восточном направлении. Берег, к которому ее прибило, принадлежал стране, которую евангелист Матфей называет Гергесинской, а евангелисты Марк и Лука — Гадаринской. Это лишь различные названия для одной и той же области, которая называлась то так, то иначе, смотря по тому, какой из ее главных городов в данный момент занимал мысль писателя — Гергеса, точнее Гераса, или Гадара.
Первый из них находился верстах в сорока к востоку от Иордана и принадлежал к Сирии, так что лежал сравнительно далеко от озера. Гораздо ближе к озеру находилась Гадара, лежавшая всего в 25 верстах от Тивериады и, следовательно, лишь в нескольких верстах от озера. Теперь эта область крайне пустынна и на ней лежит печать полной мертвенности, оживляемой лишь случайным появлением таборов странствующих и хищных бедуинов. Совершенно другую картину представляла она во времена Христа. Это была весьма оживленная и богатая страна. Гадара была одним из главнейших городов так называемого Десятиградия, т. е. союза десяти вольных городов, которые представляли собой федеративную республику, основавшуюся на почве взаимного торгового интереса. Через Гадару шли большие торговые пути, соединявшие ее с Тивериадой и другими богатыми городами Палестины, и она служила одним из важных торговых и промышленных пунктов на том, так сказать, международном рубеже, где сталкивались торговые интересы трех стран — Палестины, Сирии и Аравии. Население ее вследствие этого было смешанное, и поклонники Господа там встречались и жили совместно с поклонниками Ваала и Астарты или небесных светил.
Религия в таком бойком торговом городе вообще отступала на второй план, и главный бог, которому поклонялись местные жители без различия вероисповеданий, был несомненно Мамона, который и властвовал над ними безраздельно. Благодаря выгодному торговому положению, город был весьма богат, и доселе развалины его поражают своею грандиозностью, представляя как бы остатки волшебных дворцов среди пустыни. Как можно судить по теперешним развалинам, улицы города были украшены стройными рядами мраморных колонн, за которыми высились великолепные здания, и среди них особенно выдавались два амфитеатра из черного базальта, один большой театр и роскошные общественные бани. Богатство города дало возможность сочетать в нем изящество и роскошь греко-римской культуры с изнеженностью и чувственностью востока. Город лежал вокруг вершины холма, командовавшего всей окрестной местностью, так что вид из него открывался и на озеро с его многочисленными лодками и судами и на прибрежные города и селения, роскошным венком окружавшие великолепное «око святой земли.»
Понятно, что такая бойкая и населенная местность не могла представить достаточных удобств для того желанного отдыха, к которому собственно и стремился божественный Учитель — Христос. Но случилось еще нечто худшее. Лишь только Он со Своими учениками вышел на берег, как услышал страшные крики и завывания, как- будто сами демоны совершали там дикое торжество. И это было действительно ликование адской силы, праздновавшей свое торжество над душами людей. Навстречу Христу с учениками выбежали двое бесноватых, которые обыкновенно жили в окружавших город погребальных пещерах. Такими пещерами вообще изобилуют холмы как в Палестине, так и за Иорданом, и они или служат местом обитания пастухов и бедных жителей (а иногда и вертепами разбойников), или обращаются в гробницы, к которым приделываются массивные затворы в виде каменных плит. Дорога, ведущая от озера к развалинам Гадары, до сих пор окаймлена остатками гробниц и саркофагов, украшенных изображением различных привидений, гирлянд, венков и человеческих лиц, быть может, воспроизводящих черты тех мертвецов, которых сам прах давно исчез и развеян ветром пустыни.[365] В этих же пещерах нашли себе убежище и несчастные бесноватые, сделавшиеся жертвой страшного душевного недуга, отдавшего их во власть темной адской силы.
Конечно, в этом отношении могла иметь значение и их собственная греховная жизнь, проводимая в богатом городе с его роскошью и искушениями, раздражающими чувственность. Но вместе с тем несомненно, что подобного рода недужные являются выражением целого общественного настроения, так сказать, жертвой общественного греха и развращения, и в их лице в худшей открытой форме выражается вся та духовная болезненность, которая таится в самом обществе. В этой богатой стране с ее торговой горячкой и суетой, из-за которых забыты были все высшие интересы духовной жизни, всецело господствовала и лелеялась плоть, а душа находилась в тесноте и голодала, вследствие чего она истощалась и делалась жертвой темных сил ада. Замечательно, что бесноватость почти неизвестна в Ветхом Завете, и напротив, она сделалась самым обыкновенным и ужасным явлением во времена Христа. О ней неоднократно говорит, кроме евангелистов, и Иосиф Флавий, который, по его словам, лично наблюдал ужасные проявления этого страшного душевного недуга. Это была, можно сказать, болезнь того века, и она отчасти объясняется именно тем, что к тому времени достигло высшей степени напряжения то душевное беспокойство, которое было естественным результатом духовной неудовлетворенности и нетерпеливо-тревожного ожидания перемены в этом невыносимо тяжелом состоянии. Она охватила в то время одинаково как иудейское, так и языческое население. Языческие капища, как например, храм Дианы в Ефесе, были постоянным местом, куда стекались подобного рода больные. По всему видно было, что темные силы ада, как бы предчувствуя скорое свое поражение, ко времени пришествия Христа-Спасителя в мир спешили возможно шире раскинуть пагубные сети своего злобного и разрушительного владычества и действительно ни один век еще не представлял примера такого ужасного торжества темных сил злобы над людьми.
И худшими жертвами этого адского торжества были именно несчастные гадаринцы, выбежавшие из своих грязных пещер навстречу Христу с учениками, и особенно один из них, на котором только и останавливают свое внимание евангелисты Марк и Лука.[366] Он до такой степени подпал власти темных сил, что сделался наглядным и ужасным выражением их дикого торжества. С совершенно неестественной для человека силой, он разрывал те цепи и оковы, которыми неоднократно связывали несчастного, чтобы смирить его ужасное, пагубное и для него самого и для других буйство. Никто не в силах был укротить его, и он днем и ночью оглашал пещеры своими неистовыми криками, наводящими ужас на всю окружающую местность.
И вот с таким-то воплощением сил ада и встретился Христос по вступлении на берег страны Гергесинской. Ученики Его только что перенесли ужасы возмущенного моря, и видели, как разъяренная стихия утихла, повинуясь властному слову их Учителя. Теперь они видели перед собой еще более ужасную картину — возмущенного ада, яростно поглотившего две человеческие души. И если они до крайности испугались свирепых волн своего родного озера, то еще больший ужас охватил их при виде этой картины демонской ярости, тем более, что бесноватые со свирепыми криками направлялись прямо к ним. От страха они готовы были бежать; но с ними был их божественный Учитель, только что совершивший целый ряд великих чудес, показавших, что Его всемогущество распространяется на весь видимый и невидимый мир, и они с облегченным сердцем увидели, как свирепые бесноватые, дотоле наводившие ужас на людей, сами затрепетали и, приблизившись к Христу, неистово закричали Ему: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.»
Темные силы ада почувствовали присутствие своего Победители и пришли в ужасное смятение. Христос сжалился над этими жертвами страшного духовного рабства и, обращаясь к одному из бесноватых спросил его: «как тебе имя?«[367] Личное самосознание несчастного было уже настолько подавлено темными силами, что он потерял разграничительную черту между своей собственной личностью и содержавшими ее в рабстве демонами, потому отвечал как бы от лица последних: «легион, — потому что много бесов вошло в него.» Почувствовав страх перед Христом, демоны как бы искали себе опоры и защиты в своем множестве, и обозначили это множество римским термином «легион.» В этой области, как пограничной между тремя странами, был расположен римский шеститысячный отряд, носивший название легиона, и непреодолимая сила этого могущественного войска, перед которым трепетали все окружающие народы, и послужила бесноватому наиболее подходящим символом для обозначения державшей его в своем рабстве власти. Но Христос не устрашился этой силы, и повелел ей выйти из несчастных. Еще яростнее заметалась бесовская сила, почувствовав конец своего царства. Не видя больше возможности удержаться в психофизической области сознания повергнутых в рабство людей, бесы смирились и стали просить Христа, чтобы Он не изгонял их в адскую бездну, а позволил им войти в пасшееся по близости стадо свиней.[368]
Это странная просьба; но она может находить себе достаточное объяснение, так сказать, в психологии демонов. Низвергнутые в бездну ада и не имея предмета для утоления своей неутолимой злобы, они страдают невыразимо, как страдают обыкновенно и злые люди, когда не имеют возможности излить на кого-нибудь свою злобу. Поэтому они стараются всегда быть вблизи людей или даже вселяться в них, чтобы иметь возможность утолять над ними эту адскую потребность своего существа. И когда теперь они видели конец для злорадного блаженства в организме бесноватых, то и просили, чтобы им позволено было переселиться хотя в свиней, в надежде, что в нервной системе этих грязных и злых животных они найдут хоть некоторую замену в потере предмета своей злобы и получат возможность удовлетворять над ними потребность присущей им злобы. И Христос позволил им, хотя конечно не для того, чтобы дать удовлетворение бесовской натуре, а для того, чтобы результат этого позволения мог послужить для бесноватых тем осязательным стимулом, который бы привел их сознание в нормальное состояние. Как бы мы ни смотрели на сущность бесноватости, она есть несомненно высшая степень душевной болезни; а из опыта известно, что душевно-больные тогда только убеждаются в освобождении их от своего тяжкого недуга, когда увидят проявление этого освобождения в наглядном образе.[369]
Этот закон психофизической жизни не теряет своей силы и в приложении к высшим формам душевной болезни, именно к беснованию, и потому бесноватые гадаринцы тем легче могли придти в нормальное состояние, когда увидели перед собой ту страшную сцену, которая совершилась перед ними. Лишь только Христос позволил бесам переселиться в свиней, как всё стадо грязных животных было охвачено невообразимым смятением, и оно, как бы увлекаемое невидимым вихрем, всё ринулось к озеру и с крутизны прибрежной скалы побросалось в морскую бездну. Даже грубый организм этих животных не вынес присутствия в себе темных сил злобы, и тем ужаснее становится мысль, что люди, которые должны быть храмами Святого Духа, иногда ниспадают в такую бездну греховности и нечестия, что становятся обиталищем демонов, и настолько сживаются с ними, как это было с гадаринцами, что теряют разделительную грань в своем сознании между своей собственной личностью и одержащими ее демонами, т. е. в некотором смысле отождествляются с ними.
Такое небывалое событие поразило ужасом всех свидетелей чуда, которые теперь увидели, что Христос есть Владыка не только неба и земли, но и подземной бездны; но более всего оно поразило пастухов, которые, потеряв вверенное их попечению многочисленное стадо (целых две тысячи свиней!), побежали в город и рассказали о всем случившемся. Известие это взволновало весь город, и жители массами побежали на место происшествия. К крайнему изумлению они увидели, что бесноватые, дотоле наводившие ужас на всю окрестность, смиренно сидели у ног таинственного Пришельца в их страну. Очевидно, совершилось великое чудо, и жителям гадаринской страны оставалось бы только возблагодарить Господа Бога, что он удостоил их посещения столь дивного и великого Чудотворца-Пророка, даже если бы у них не оказалось достаточно религиозного смысла, чтобы признать в этом пришельце Мессию — Христа. К несчастью, гадаринцы были народ совсем иного настроения. Житейская суета как ржавчина изъела все их внутреннее существо, и они, всецело служа своему излюбленному господину — мамоне, уже не могли служить Христу, и поэтому не только не признали в Нем Сына Божьего, хотя даже сами бесы, властвовавшие в их стране, неистово исповедывали в Нем именно Сына Божьего, но с поразительным бездушием, хотя и с грубой настойчивостью, «просили, чтобы Он отошел от пределов их.» Им, очевидно, не было никакого дела до того, что к ним прибыл великий Избавитель, Который, освободив двоих из их соотечественников от рабства бесам, тем самым давал возможность и им надеяться на освобождение от одержавшего их рабства темным силам ада, воплотившимся в мамоне, они любили цепи своего рабства и потеряли самую способность ценить блага духовной свободы, так что во всяком случае свиньи были им дороже этих благ, потому что по крайней мере приносили им доход — своей щетиной и салом. До такой-то степени духовного огрубения может доходить человек, когда он, забывая свое истинное назначение, всецело отдает себя на служение мамоне!
И Христос, который Сам некогда учил — «не метать бисера перед свиньями,» не медлил более в этой негостеприимной и невосприимчивой к духовным благам стране. Не смотря на крайнее утомление, от которого Он собственно и искал отдохновения по восточную сторону озера, — утомление, усиленное еще только что выдержанной бурей, Он немедленно возвратился к Своей лодке, чтобы «переправиться обратно,» к берегам «Своего города» — Капернаума. Рассуждая по-человечески, не трудно представить, какой грустью должно было наполниться сердце Христа при виде такой страшной духовной бесчувственности и грубости гадаринцев. Но Христос был бесконечно милосерден и снисходителен к немощам человеческим, и смотря на них как на духовных слепцов, не ведавших, что творят, не лишил их окончательно благ Своего царства. Уже когда Он вошел в лодку, чтобы отправиться в обратный путь, к Нему подошел один из исцеленных Им бесноватых «и просил Его, чтобы быть с Ним,»[370] т. е, постоянно следовать за Ним и в качестве живого предмета великого чуда быть постоянным свидетелем о благости и всемогуществе Сына Божия. Но Христос не позволил ему этого.
С благовестием в другие страны будут посланы другие свидетели знамений и и чудес Мессии; а он пусть останется в своей собственной стране и будет постоянным живым носителем свидетельства о совершившемся над ним великом чуде среди своих грубых соотечественников, которые настолько духовно ослепли, что потеряли возможность видеть даже и такие знамения, которые своим осязательным величием поражали глаза. Только таким наглядным настоятельным свидетельством и можно пробудить чувствительность в огрубелой религиозной совести гадаринцев. «Иди домой, к своим, повелел ему Христос, и расскажи им, что сотворил с тобой Господь, и как помиловал тебя.» И исполненный глубокой благодарности, исцеленный гадаринец, по свидетельству святого Марка, «пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус» (Мар. 5:20).
«И все дивились,» — многозначительно прибавляет тот же евангелист. Хорошо еще, что у них достало восприимчивости хотя бы на простое удивление к великому чуду, если уже не на веру в него. Последующая история не сохранила никаких подробностей о том, насколько утвердилась там проповедь Евангелия. Но по всем признакам, семя благовестия пало там на каменистую почву и, если и взошло отчасти,[371] то скоро же и засохло, и вся страна правратилась в пустыню, по которой завывает лишь ветер, напоминая о завываниях бесноватых, да среди развалин рыщут хищные шакалы или не менее их дикие и хищные бедуины. Пусть же судьба этой страны служит навсегда грозным предостережением о том, какая участь ожидает те народы, которые, отдавая себя всецело на служение мамоне, отталкивают от себя Христа, потому что им, как и древним гадаринцам, свиньи — в буквальном или переносном смысле — дороже всего на свете…
Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 5-ю Неделю по Троице
Никанора, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского сочинения. Спб. 1857. т. I, стр. 306.
Леонтия, митрополита Московского. Слова и речи.
Димитрия, архиепископа Херсонского. Полное собрание проповедей, т. III, стр.171:177.
Евсевия, арх. Могилевского. Проповеди, т. I, 1870 г.
Иоанна Сергиева (Кронштадтского) прот. Полное собрание поучений, т. II, 363, 367.
Белоцветова,Сборник поучений, стр. 55.
Шумова, свящ. Сборник общепонятных поучений. М. 1888 г. стр. 123.
Дьяченко.Ежеднев. поучения в Слове Божием, стр. 133.
Кременецкого, свящ. Глас пастыря.
[297] В сказаниях Евангелистов (Марк. 5:1-20. Лук. 8:26–39) об этом чуде встречаются некоторые разности. Святой Матфей говорит об исцелении двух бесноватых, между тем как другие называют только одного, потому без сомнения, что этот один был в особенно сильной степени подвержен мучению злых духов. Кроме того, Евангелист Матфей называет место события страной Гергесинской, а Марк и Лука — Гадаринской. Но это не противоречие: Гадара и Гергесса (I. Нав. 24:11; Втор. 7:1) были два сопредельные между собой города, в следствие чего страна эта называлась, то гергесинской, то гадаринской. Жители, населявшие этот край, состояли большей частью из язычников, — этим объясняется, почему у гергесинских иудеев могли быть животные (свиньи), запрещенные законом Моисеевым.
[298] в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления.
[299] Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
[300] И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
[301] он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
[302] Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
[303] Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
[304] Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
[305] Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
[306] И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
[307] Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.
[308] Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
[309] Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.
[310] Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
[311] Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
[312] Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
[313] Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
[314] возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
[315] И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.
[316] Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
[317] И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
[318] Святой Иоанн Златоуст, бесед. XI на Евангелие от Матфея.
[319] Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст.
[320] чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
[321] в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления.
[322] И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его.
[323] для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
[324] Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение.
[325] Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство.
[326] Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу.
[327] А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола.
[328] Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
[329] Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских.
[330] открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными.
[331] Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
[332] сей же род изгоняется только молитвою и постом.
[333] Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
[334] будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
[335] Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
[336] Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
[337] Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
[338] сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
[339] Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
[340] Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
[341] Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
[342] имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
[343] Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
[344] избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего.
[345] для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
[346] что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
[347] Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
[348] Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.
[349] Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою.
[350] что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти
[351] Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.
[352] Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
[353] Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
[354] Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
[355] И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
[356] Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
[357] Святого Иоанна Златоуста бесед. 16 к ант. народ.
[358] Святого Иоанна Златоуста оrаt. б аdv. Jud.
[359] Святого Иоанна Златоуста бесед. 3 на Быт.
[360] Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
[361] Полн. собр. соч. протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского), т. II.
[362] объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. 3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш
[363] И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
[364] Сравни— Марк. 5:1-20; Лук. 8:26–39.
[365] Интересно отметить сообщаемую путешественниками особенность этой местности, именно, что там и до сих пор бедные жители находят себе кров в этих именно пещерах, приспособив их к своему убогому домашнему обиходу. Некоторые из этих пещер настолько обширны, что в них может помещаться до двадцати человек. Эта черта живо воспроизводит перед нами рисуемую евангелистами картину обитания в гробничных пещерах. Жалкая деревня на месте древней Гадары называется теперь Ум-Кейс, и имеет до 200 человек пещерного населения.
[366] Этим естественно объясняется тот факт, что евангелист Матфей говорит о двух бесноватых, а евангелисты Марк и Лука тольво об одном.
[367] Эти подробности передаются евангелистом Марком и Лукой.
[368] Некоторые толкователи затрудняются объяснить себе, каким образом могло оказаться там столь многочисленное стадо свиней, на которых всякий истый иудей смотрел как на самых грязных и нечистых животных, так что самое существование их было вопиющим оскорблением для почитателей Иеговы и закона Моисеева. Но затруднение легко устраняется предположением, что это стадо могло принадлежать языческим жителям города, или если даже и иудеям, то не для их собственного употребления, а в качестве предмета промысла, — в качестве продовольствия для стоявшего в этой области римского легиона. Последнее предположение, если бы оно имело какое-нибудь основание, пролило бы тем больше света на душевное состояние этих древних иудеев — "интендантов," которые, лишившись в своем стаде целого капитала, грубо просили Христа, причинившего им такой большой убыток, поскорее оставить их страну.
[369] Известны спучаи, когда больные, страдавшие от ложного воображения, что они болеют вследствие залетевшего им в грудь и бившегося там воробья, освобождались от этого мучительного воображения, когда искусный врач умел убедить их, что незаметно выпущенный им воробей и есть тот, который находился и трепетал в груди больного.
[370] Этот рассказ передают только святые Марк и Лука, которые вообще говорят только об одном бесноватом. Так как евангелист Матфей, рассказывающий об исцелении двух бесноватых, ничего не говорит об этой последней симпатичной черте, то не имеем ли мы здесь одного из тех чудовищных, но, тем не менее, не невероятных фактов, что действительно только один из исцеленных бесноватых и оценил всю силу дарованного ему блага духовной свободы от обуявшего его адского рабства? Если из десяти прокаженных только один возвратился возблагодарить своего Избавителя от ужасной телесной болезни, то нет ничего невероятного и в том предположении, что один только из двух бесноватых гадаринцев возблагодарил Его за свое исцеление от ужасного духовного недуга, а другой, быть может, присоединился к остальным своим соотечественникам и вместе с ними просил Христа, чтобы Он поскорее удалился от их прецелов… Увы, сердце человеческое способно к такой черной неблагодарности, что возможно даже и это предположение.
[371] Позже в Гадаре была даже епископская кафедра, о судьбе которой однако не имеется достаточных сведений.
Комментировать