- Возражение 1: Я не верю ни в какого Бога и поэтому зачем мне ваше купание? Тем более, что наука доказала, что Бога нет!
- Возражение 2: У меня Бог в душе и поэтому мне ваши обряды не нужны. Я и так делаю только добро. Неужели Бог меня отправит в ад за то, что я некрещеный? А как же быть с аборигенами Африки или Папуа Новой Гвинеи, которые ничего не слышали о Христе?
- Возражение 3: Я еще не созрел для Крещения. Вот пойду на пенсию (или буду свободней на работе) и приду креститься.
- Возражение 4: Если я крещусь, то мне придется жить как монах – ничего будет нельзя, не будет своего времени, выходные заняты, в общем никаких удовольствий – а зачем? Ведь жизнь дается один раз и прожить ее надо в свое удовольствие! А тут такой фанатизм.
- Возражение 5: Я не хочу креститься потому, что в вашей Церкви принимают всяких негодяев. Ельцин со свечкой стоял. А недавно еще говорил, что атеист. И вообще Церковь не борется за права народа. И в такой Церкви я быть не хочу.
- Возражение 6: Я не хочу креститься у священника, потому что все они корыстолюбцы, а еще проповедуют нестяжание, а сами на Мерседесах ездят. А ведь в Церкви должно быть все бесплатно! Уже не говорю, что между ними попадаются всякие негодяи, вроде стукачей, «голубых». Как Бог может их слушать?
- Возражение 7: Я по рождению мусульманин (или иудей, или буддист), и поэтому каждому нужно исповедывать ту религию, которой придерживались его отцы.
- Возражение 8: Я коммунист, меня так воспитывали и поэтому не буду креститься. Ведь иначе мне придется признать, что всю жизнь я ошибался.
- Возражение 9: В общении с Богом мне не нужны посредники.
- Возражение 10: Бог один и все религии ведут к одной вершине. А поэтому мне не нужно обязательно креститься. А вы, православные вообще фанатики. Говорите, что только вы спасетесь. А ведь это гордыня!
- Возражение 11: Ну там что-то есть, но сейчас мне это не нужно. У меня семья, работа, а все это... Вот попаду туда и все узнаю. Да тем более, что оттуда никто не возвращался. А еще некоторые говорят, что все равно на небо пойдут.
- Возражение 12: Мне в храме становится плохо, особенно от ладана. У вас нет скамеек, жарко. Не то, что у католиков!
- Возражение 13: У вас крестят в грязных купальнях. Да и причащаются все из одной ложки. Это не гигиенично.
- Возражение 14: У вас в храме все такие злые, сердитые. Бабки шипят и ругаются. А еще христиане. Я таким быть не хочу. Вот у меня знакомый православный, а пьет и ведет себя не лучше некрещеного. Так какая разница?
- Возражение 15: У вас в храме ничего не понятно. Служат на непонятном языке.
- Возражение 16: Я столько сделал зла, что Бог меня не простит. Мне все равно в ад идти. Так что буду жить как жил.
- Полный текст
Возражение 10: Бог один и все религии ведут к одной вершине. А поэтому мне не нужно обязательно креститься. А вы, православные вообще фанатики. Говорите, что только вы спасетесь. А ведь это гордыня!
Да, поистине Бог один. Но разве Он безличен? Разве может быть такое, чтобы творение было выше Творца? А ведь твои слова, если присмотреться, означают именно это. Ведь сравнение Господа с вершиной горы возможно только при условии представления о Нем, как о не осознающей себя Силе. Разве хоть какая-то личность захочет. чтобы к ней приходил кто угодно? Вот ты захотел бы, чтобы к тебе в гости пришел Джек Потрошитель? А при этом утверждаешь, что любой путь ведет к Богу.
А теперь рассмотрим часто встречающееся утверждение, будто Бог выше личности. Тут стоит уточнить, что имеет в виду говорящий так.
Если ты отождествляешь личность с телесным обликом, тогда ты прав. Вседержитель не имеет материальной формы. Он дух и потому безвиден. Но христиане говоря об личностности Творца подразумевают то, что Он сознает Сам Себя, может сказать «Я». И тут для любого человека, который верит, что Бог – это Творец, станет очевидной наша правота. Ведь Творец по определению совершенней Своего творения. А ведь очевидно, что обладать самосознанием – признак большего совершенства чем бессознательное существование. Любой человек, не задавшийся целью отрицать очевидное, не станет говорить, будто камень, лягушка, крокодил или куча навоза совершенней человека. И степень совершенства связана именно с тем, что мы можем и ставить себе цели, и сознавать сами себя. А если это так, то тем более мы не имеем права лишать сверхсовершенного Господа свойства самосознания. Другое дело, что христиане знают, что Бог сверхличен по-иному. Он не Одноличен, а Триедин. Но из этого знание скорее вытекает единственность пути, а не множественность. Ведь если Бог Троица, то Он есть любовь. (Мы говорим о христианской вере, а не иных концепциях). А раз так, то те, кто не желают жить в любви и тем более не верят в Троицу не будут приняты в общение с Богом. Любовь никогда не навязывает себя и ее не достигнуть путем шантажа и насилия.
Да, только тот, кто соединен с Богом может быть спасен. И путь спасения – это Церковь. Вне Ее нет спасения, ибо нет органического единства со Христом, достигаемого чрез таинства. И именно поэтому спасение открыто только для православных. Кто извратил Откровение Бога, тот не может приступить к Таинствам. Кто не приступает к Таинствам, не имеет в себе вечной жизни. Это не наши выдумки, это онтология, это самые корни Бытия. Здесь нет места фанатизму, помутняющему разум. Напротив, это дверь к чертогам цветущей мысли.
Что же касается обвинений в гордыне, то говорить правду – это признак смирения. Да, по слову апостола Иоанна, «мы знаем, что мы от Бога и весь мир лежит во зле» (1Ин. 5). Если бы мы изобрели веру, то убеждать всех в том, что только она истинна было бы безумием. Но вера дана нам Самим Творцом и не нам подстраиваться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас. А что до гордыни, так путь открыт для всех. Православие не религия для элиты, а вечное Евангелие для всех народов. Приходите все. Вод Крещения, Мира Святого Духа и Чаши Причастия хватит на все человечество. Услышьте голос Предвечной Премудрости: «идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч.9:5-6).