Персонализм

Литература по теме

Персонали́зм (от лат. persona – личность) – теистическое направление философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности личного Бога. Под персонализмом в православном богословии и философии понимается утверждение Единосущного Триипостасного Бога создателем мироздания и творцом богообразного личного человеческого существа, имеющего высшее положение в тварном мире.

Согласно христианскому вероучению, Бог – личностен, обладает полнотой всех возможных совершенств, в том числе всеосовершенными разумом и волей. Бог – Троица единая и нераздельная. Это значит, что будучи единым в Своём существе, Он троичен по Ипостасям. Эти Ипостаси: Отец, Сын, Святой Дух. Каждая Божественная Ипостась – Личность, каждая – Бог, каждая отличается от двух других лишь личным свойствами (образами бытия). Несмотря на то, что Божественных Ипостасей три, Церковь не учит о трёх Богах, но утверждает, что Бог абсолютно един. Он имеет единую волю (проистекающую от Отца через Сына и проявляющуюся в Духе Святом) и единое действие.

Помимо Бога личностностью обладают ангелы и человек, как созданные по Его образу, а значит и отражающие в себе Божественные совершенства. В силу этого, по воле Божьей, между Богом и ангелами, Богом и людьми, между самими ангелами и между самими людьми, наконец, между людьми и ангелами существуют личностные отношения.

Ради Спасения человека Сын Божий воспринял в Свою Ипостась человеческое естество, став Богочеловеком. С тех пор в Личности Сына Божьего соединено два естества: Божеское и человеческое. Учение о Лице Господа Иисуса Христа составляет особый раздел православного вероучения.

Вот, если кратко, на что, в частности, указывает термин «персонализм», в православном значении. Что касается философской практики употребления этого слова, здесь оно может иметь множество значений, включая сказочные и фантастичные.

Являются ли синонимами термины «лицо», «личность», «ипостась», «индивидуум»?

В формате православно-догматического языка слова «лицо» и «личность» являются синонимами. Их можно заменять словом «ипостась». Однако слово «ипостась» не всегда заменимо терминами «личность» и «лицо». К примеру, и камень, и коряга может быть обозначен(а) как ипостась, однако ни камень, ни корягу не принято называть личностью. Термином «личность» принято обозначать только разумно-свободные ипостаси (Божественные Лица, ангелов, людей, демонов). Опять же, Божественные Лица не принято называть индивидами, так как индивидуума уместно рассматривать как обособленного представителя того или иного вида, а об Отце и Сыне и Святом Духе не принято говорить, что они составляют вид (вид – это то, что наряду с прочими видами, имеющими общеродовые признаки, входит в род). Опять же, Отец и Сын и Святой Дух – не три обособленных Бога, а один. Таким образом, и термины «ипостась» и «индивидуум» не всегда могут быть использованы как взаимозаменяемые.

Насколько уместно говорить о ереси персонализма?

Персонализм – это не учение, это общий методологический христианский принцип, подход; общая мировоззренческая позиция. Можно критиковать конкретных богословов за их взгляды внутри этого принципа, но не сам этот общий православный принцип. Ереси персонализма не может быть в принципе.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka