Литургия верных

Чаша воздвигается ввысь

Священник, тайно:

Вспоминая эту спасительную заповедь [заповедь причащаться Христовых Тела и Крови. – прот. К.П. ], и все, ради нас совершенное: Распятие, Погребение, тридневное Воскресение, на Небо Восхождение, сидение по правую сторону от Бога Отца, повторное пришествие в славе…

Громко:

…Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!»
(Твоё (хлеб и вино) из Твоего (даров природы) мы приносим Тебе о всех и за всё.)


И, хоть сейчас Литургия набрала тот темп, когда останавливаться нельзя, нужно стремиться вперед, все наращивая молитвенное усилие, стремиться к кульминации, к призыванию Святого Духа, который и совершит освящение хлеба и вина, претворив их в Тело и Кровь Христовы, все же на минуту остановимся.

Я хочу обратить ваше внимание на вышеприведенные замечательные слова священника, которые нам не слышны, потому что произносятся тайно (даю по-русски): «Вспоминая эту спасительную заповедь и все, ради нас совершенное: Распятие, Погребение, тридневное Воскресение, на Небо Восхождение, сидение по правую сторону от Бога Отца, Второе Пришествие в Славе…»

Чтобы понять эти слова, вот о чем нужно поговорить.
Мы обычно не задумываемся над тем, что такое время. Мы знаем, что его может не хватать или, наоборот, часто его много и мы убиваем время каким-нибудь бессмысленным времяпрепровождением.
Но Церковь относится к времени иначе. Для христианина время – не пустое течение от нас не зависящих космических процессов. Это срок, данный Богом творению для того, чтобы оно достигло спасения – блаженной и вечной жизни в единстве с Богом.
Астрофизики говорят, что Вселенной около 15 миллиардов лет. Пусть так. И уже 15 миллиардов лет назад Господь, творя мир, знал о каждом из нас.
Ученые говорят, что все элементы, которые есть в нашем теле, когда-то побывали в составе комических тел – звезд и планет. И уже тогда Господь знал про каждый атом мироздания, что он некогда вплетется в ткань плоти человека.
История космоса и нашей планеты, как и история развития жизни на Земле, – не бессмысленна и не случайна. Она была нужна, чтобы появился человек. И через человека космос будет спасен, в человеке космос обретет смысл.

Святые отцы говорят, что индивидуальная жизнь человека – это время, данное ему Богом для взращивания и воспитания души. Умираем мы не случайно, не внезапно для Бога, а тогда, когда, по разумению Всеблагого Отца Небесного, человек уже не может стать лучше, чем он есть, или может стать хуже: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 29). Поэтому, если мы еще живы, то это потому, что Господь знает: мы еще можем измениться к лучшему, исправиться и дает нам для этого время.

То же самое можно сказать и об истории мира вообще. Об этом выразительно и грозно сказал Апостол Петр: «Нынешние небеса и земля, содержимые… [Иисусом Христом], сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 7-10).

Для христианина длящаяся история – время, отпущенное Богом человечеству для покаяния, исправления, духовного возрастания.
Важными вехами на пути времени, прошедшего с момента возникновения Вселенной являются моменты особенного Божественного участия в ее судьбе:
Это, конечно, творение Богом Вселенной.
Это дарование падшим Прародителям утешительного обетования о Спасителе.
Это Воплощение Самого Спасителя – Сына Божьего.
Крестная Смерть Христа, Его Воскресение и Вознесение на Небеса.
Схождение Святого Духа на учеников Христовых.
И с тех пор постоянная, две тысячи лет длящаяся, можно сказать, открытая возможность всем нам стать учениками и друзьями Христовыми и принять Духа Святого.
Наконец, последним судьбоносным действием Божиим по отношению к человеку и всему мирозданию будет Его Второе Пришествие и Преображение Вселенной.

Здесь, на земле, – свое течение времени. Мы – еще только воздыхаем о грядущей славе, которая откроется после Преображения мира. Воздыхаем и трудимся.
На Небесах, у Бога, там, чаемое нами уже почти осуществилось. Там нет никакого недостатка или ущербности. Ангелы и святые уже наслаждаются общением с Господом. Там идет дивное богослужение, питающее души святых блаженством и радостью.

А теперь нужно сказать одну важную вещь: Божественная литургия, которую мы совершаем на земле, позволяет нам прикоснуться к дивной службе, совершаемой на Небесах, как бы ступить одной ногой на Небо, почувствовать то, что является постоянным состоянием небожителей. Разве не испытывали мы за Литургией этого неизъяснимого счастья, радости, можно даже сказать – блаженства?.. Пусть на миг, на минуты, но это было открыто каждому. В каком-то смысле можно сказать, что мы на какие-то мгновения, или даже минуты уподобляемся участникам Небесного богослужения.
На Божественной литургии мы вспоминаем величайшие моменты особенной заботы Божией о человеке (то, о чем говорили выше), причем, что удивительно, не только те моменты, которые уже прошли, но и те, что будут! Для святых, пребывающих с Богом, как и для Ангелов, наше, земное, время относительно, потому что там – другой мир. Вот так же и для нас, совершающих Литургию, еще «небывшее» становится «яко бывшим»:

А теперь снова вернемся к тому, о чем молится, что призывает вспоминать священник в эти минуты:
Вспоминая эту спасительную заповедь, и все ради нас совершенное: Распятие, Погребение, тридневное Воскресение, на Небо Восхождение, сидение по правую сторону от Бога Отца, Второе Пришествие в Славе…

Что из этого мы можем вспоминать, о чем мы на самом деле знаем? Распятие? – да; Погребение, тридневное Воскресение, Восхождение Спасителя на небо, сидение одесную Отца? Да, это прошло перед глазами Апостолов, тех, кому мы доверяем; можно сказать, что в опыте веры и мы этому свидетели. Но можем ли мы сказать, что мы вспоминаем, как будто оно прошло, Христово «Второе Пришествие в Славе»?
Оказывается, можем! Литургия, которая наш нынешний мир соединяет с вечностью, выводит нас на уровень другого пространства и иного течения времени, так и говорит. Литургия не ограничивается рамками нашей земной истории, но переносится в конец истории и как бы видит завершение этой истории и наступление нового негаснущего Дня Царства Божьего.



Все фотографии галереи