Array ( [_gcl_au] => 1.1.1079865139.1713844453 [_ym_d] => 1713844453 [_ym_uid] => 1713844453265950704 [_ga] => GA1.2.1595285183.1713844453 [_gid] => GA1.2.1995305379.1714300550 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [rmcookie] => S:74Rg7LsIGYM374jxqm5XS0rLF0YZxG6bPOjU3VH7BTpPwtDYnv_2CWzSPDWdXuNyfS4GL3DXO4CE-d4BCqIUBZehPhuHDbvEihWBvlQt-G1At7Y0dAVu4j7qGptPiAFURYOOkiUJxbhInF8Ez3Igo3y6Hf8SDNPSbKwAssyCnCHoMr1Uml3G_-phqUbI7ZFEKIqQgif5VQHxqTidVQ1FaRpElL586hZqOOsuptIDwfldT4IHiJuR70RbY1dyQQ6Se3UQzFrF3OiD3oYnRKy6ISeXwO1cJgRcbo_eNz57h3vy2VxS_TUG-ohLdhqIHqhsAmHvdFJ6VrLWpiRUMgJpoP8o4e4q4PlrHoXGw-2uwrql0Emc8_LphLO_10kK-JtXKdKoFofDKy3yGBDmaNarPBq7YwkCRsp90PpyqoDWyw5lq1Tk8PLx1f03m5bQa-EO8N_3kAJcvtVv-vJE2SHj2qumnwSaTU3Cg-K4dZcCEsIJbF-8aZXzp5JjKG_3GTdwKy1w0d9qI8IMrAxgTRmnfTyHZv-gaJF-wOxot6A8yMPe5R-yRkxYPicXzilkz2pBYPV-TAZ65X1rrR2acnqiCdASbpD3e6DhZZGg5McfMxQdukIi9DDxbs8SmuLAdfddCQ== [otrid] => S:RM3yQQwT6cqmzuiJmoIuDtq4xG90dhi_MNemmbgCyiPgwmDgdEtjKkTntUTOiEAVtq9EzYfOxRv7gFOYSE1RJWsJhpSvSosrI1n_dLTIH_LvdePv_GbNyCoGZ5u2ex63HQOnwYLKEPcF2A0FZ71vlktsr6K5fYjc7plPyBztIlCLfQEvKIKpSebPjUORovSsf-3Ez8XS6W98VF6OCTFmyLbz8Ko1RGB5nCs= [AwzCjFm] => h8ijVDwtU [mtQVRYXlAvcoaHPq] => 5rk.6[*jZi_h [MnsaVwuS] => A.]5Ze8_YN*S [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )

Литургия верных

«Святая святым!»

Возглашая «Святая святым!», священник берет с дискоса и возносит вверх Частицу Тела Христова. Этот возглас, возникший в глубокой древности, означает, что Святыня Тела предназначена для святых христиан. В древности все христиане, принадлежащие истинной Церкви и старающиеся жить духовной жизнью, назывались святыми.
Возношение Частицы Тела Христова в древности совершалось для того, чтобы христиане увидели Святой Хлеб и еще раз возблагодарили Бога за Его любовь, даровавшую нам такое Таинство. Св. Николай Кавасила пишет: «Священник возглашает “Святая святым», как бы говоря: “Вот Хлеб Жизни, который вы видите; спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым”. Святыми же называет здесь не только совершенных в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще не достигли его».
В духовном смысле возношение Частицы в воздух может означать и то, что Бог освящает наш мир. У святителя Германа Константинопольского (VIII век) читаем, что, вознося Св. Хлеб, священник начертывал им в воздухе три креста: у самого дискоса, повыше и еще выше. Это знаменовало освящение всех уровней мироздания: нашу землю, воздух и те высшие небесные сферы, в которых пребывают Ангелы и почившие.

Выше мы сказали, что святые, в понимании Древней Церкви, – это не идеальные, не совершенные христиане, а те, кто стремится к совершенству. Эта мысль подтверждается тем, что на возглас «Святая святым» хор отвечает богословской формулой: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…» Эти слова заимствованы из книги Откровения Иоанна Богослова: «Кто не убоится Тебя, Господи [Христе], и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят» (Апок. 15, 4). Лишь Бог по-настоящему Свят, Он один Свят. Мы же всегда только на пути к святости. И опять приведем слова замечательного богослова св. Николая Кавасилы: «Никто сам от себя не имеет освящения и оно не дело человеческой добродетели, но всё от Него и через Него. И как тогда, когда многие зеркала будут направлены на солнце, все они сияют и испускают лучи так, что кажется, что видишь много солнц, и, однако ж, на самом деле, во всех них отражается одно солнце, так и Единый Святой, сходя в верных, хотя является во многих душах и показывает многих святыми, тем не менее только один Свят».



Все фотографии галереи