Array ( )

Литургия верных

После Причащения священников

Эти частицы постепенно напитываются Кровью Христовой, и через несколько минут Чаши вынесут для Причащения прихожан.

Несколько слов о способе Причащения.
В древности все, а не только священники, причащались не из ложечки, как сегодня, а принимали в руки частицу Тела. Съедали ее и затем отпивали из Чаши. О практике Причащения в его время (в конце IV века) св. Кирилл Иерусалимский писал:
«Итак, подходи не с простертыми ладонями или растопыренными пальцами, но левую руку сделай как бы престолом для правой… И, согнувши ладонь, прими Тело Христово и тут же скажи: аминь. Затем, после того, как тщательно освятишь глаза свои прикосновением священного Тела, вкуси от него, следя за тем, чтобы ничего не потерялось. Ибо, что потеряешь, то будет твоей потерей, как если бы ты что утерял от членов тела своего. Ибо скажи, если бы кто дал тебе золотого песку, не стал ли бы ты крепко держать его со всякой осторожностью, бдительно следя, не потерялось бы чего, не потерпеть бы тебе убытка? Так с насколько же большею осторожностью нужно следить, чтобы ни крошки не упало из того, что дороже золота и драгоценных камней.
Потом, по причащении Тела Христова, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь, и во образ молитвы и почтения, говоря «аминь», освятись вкушением Крови Христовой. И пока еще губы твои влажны, дотронься до них руками и благослови ими оба глаза твои, и лоб, и прочие органы чувств. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя столь великому Таинству».

В те времена некоторые верующие люди, испытывая особое благоговение к Причастию, стали принимать его не в обнаженные ладони, а в покрытые шелковым или иным платком, а то и на золотую тарелочку. Этот обычай осужден 6-м Вселенским собором (692 год), который назвал единственным сосудом, достойным принять Таинство Тела и Крови Христовых, живые руки человека, созданного по образу и подобию Божию.
Сегодня мы понимаем традиционное предписание крестообразно сложить руки, подходя к Чаше, как складывание рук на груди. В Византии же это понималось как складывание рук перед собою (так, как подходят сегодня к священнику за благословением). В эти сложенные крестообразно ладони священник и вкладывал Божественную частицу: «Будем же приступать к Нему с пламенным желанием и, сложив крестообразно руки, принимать тело Распятого; и коснувшись глаз, уст и чела, причастимся божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, воспламененный этим углем, сжег наши грехи и осветил наши сердца и чтобы мы приобщением божественного огня воспламенились и были обожествлены» (преп. Иоанн Дамаскин).
Такая традиция в Византии сохранялась до XI века. Причастники, подходя к служителю Таинства по очереди, принимали друг за другом Тело Христово в правую руку, затем отпивали из Чаши. Сегодня отдельно Телом, отдельно Кровью Христовой причащаются лишь священнослужители.

Начиная с XI века Тело Христово стали погружать в Чашу. Тогда была введена в употребление ложечка для Причастия (по-слав. лжица). Интересно, что в греческом языке она называется лабис, то есть клещи. Таким образом, по мысли древних христиан, она символизирует таинственные клещи из видения пророка Исаии: «Прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: …беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6, 6-7).
Тело Христово – поистине Божественный уголь, сжигающий все злое и нечистое. В Византии и в Древней Руси в Чине Литургии помещалась даже особая молитва, которую должен был произносить священник, вложив себе в рот частицу Тела Христова: «Вот, прикасается угль уст моих и отъемлет грехи мои, и беззакония мои очищает».
Прожевав и проглотив частицу, священник произносил: «Пусть сие будет мне в отпущение грехов, потому что вошла Святая и Пречистая Святыня. Да не останется во мне ни один грех, по милосердию Твоему, Боже…»
Молитвы эти исчезли из чина Литургии только в XVII веке.

…О, если бы мы настолько серьезно относились к Таинству Причащения, что оно, подобно раскаленному углю, уничтожало бы, сжигало в нас всю нечистоту!



Все фотографии галереи