Далее чтец возглашает прокимен, а диакон начинает каждение алтаря.
Чтению Апостола и Евангелия предшествуют краткие торжественные возгласы – прокимны (прокимен по-гречески значит «то, что поставлено перед чем-то, предшествует чему-либо»).
Прокимны остались с тех древних времен, когда первым на Литургии читался отрывок из Ветхого Завета. Древний прокимен представлял собой псалом, который пели между двумя первыми чтениями (ветхозаветным и апостольским).
Исполняли этот прокимен так: Чтец возглашал первый стих псалма, хор повторял за ним. Затем чтец читал весь псалом до конца, и после каждого стиха хор припевал первый стих.
Так было на протяжении многих веков, и только впоследствии псалом сократили до двух строчек, как сегодня.
Вспомним, как произносится прокимен сегодня:
Чтец: Прокимен, глас первый: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Хор: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Чтец: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
Хор: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Чтец: Буди, Господи, милость Твоя на нас!
Хор: Якоже уповахом на Тя.
Существуют прокимны Воскресные (для воскресного дня), Вседневные (на каждый день недели с понедельника по субботу), прокимны Праздников.
В древности исполняли прокимны на глас, то есть на определенный напев. Сегодня в приходских храмах, а особенно в больших соборах, хор исполняет нотный прокимен. Это может быть прокимен, положенный на музыку Рахманиновым, Чайковским… но чтец, отдавая дань древней традиции, все же объявляет глас прокимна.
Литургия оглашенных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Все фотографии галереи