Литургия оглашенных

прокимен

Далее чтец возглашает прокимен, а диакон начинает каждение алтаря.

Чтению Апостола и Евангелия предшествуют краткие торжественные возгласы – прокимны (прокимен по-гречески значит «то, что поставлено перед чем-то, предшествует чему-либо»).

Прокимны остались с тех древних времен, когда первым на Литургии читался отрывок из Ветхого Завета. Древний прокимен представлял собой псалом, который пели между двумя первыми чтениями (ветхозаветным и апостольским).
Исполняли этот прокимен так: Чтец возглашал первый стих псалма, хор повторял за ним. Затем чтец читал весь псалом до конца, и после каждого стиха хор припевал первый стих.
Так было на протяжении многих веков, и только впоследствии псалом сократили до двух строчек, как сегодня.

Вспомним, как произносится прокимен сегодня:

Чтец: Прокимен, глас первый: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Хор: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Чтец: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Хор: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Чтец: Буди, Господи, милость Твоя на нас!

Хор: Якоже уповахом на Тя.


Существуют прокимны Воскресные (для воскресного дня), Вседневные (на каждый день недели с понедельника по субботу), прокимны Праздников.
В древности исполняли прокимны на глас, то есть на определенный напев. Сегодня в приходских храмах, а особенно в больших соборах, хор исполняет нотный прокимен. Это может быть прокимен, положенный на музыку Рахманиновым, Чайковским… но чтец, отдавая дань древней традиции, все же объявляет глас прокимна.



Все фотографии галереи