Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке — профессор <a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.org/otechnik/Aleksej_Dmitrievskij/' target='_blank' title='Алексей Афанасьевич Дмитриевский, профессор'>Алексей Афанасьевич Дмитриевский</a> <br><span class=bg_bpub_book_author>Профессор <a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.org/otechnik/Aleksej_Dmitrievskij/' target='_blank' title='Алексей Афанасьевич Дмитриевский, профессор'>Алексей Афанасьевич Дмитриевский</a></span>

Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке — профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский
Профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

(1 голос5.0 из 5)

Введение

Православный Восток – колыбель христианства и светоч православия – не может и доселе еще считаться изученным с надлежащею полнотою во всем своем объеме. Богослужение православного Востока, послужившее образцом и оригиналом для практики нашей русской церкви, благодаря всегда присущему ему элементу живого непрерывающегося творческого развития, а отсюда и поразительного разнообразия в целом и в частях, относится к тем областям научного ведения, которым вообще весьма мало уделялось внимания и представителями науки и даже нашими благочестивыми образованными паломниками, путешествовавшими нередко в Св. Землю и на св. Афонскую гору с целью богомоления. А между тем, едва ли кто станет отрицать, что и в жизни и в литературе запросы к этого рода произведениям человеческой мысли существуют, и потребность в них живо сознается всеми, кто желает уяснить для себя во всем объеме всю церковную жизнь современнаго православного Востока и его богослужебную в высшей степени любопытную практику. Только при свете этого рода сочинений, благочестивые люди сознательнее начнут относиться к нашему современному богослужению, научатся давать ему надлежащую цену и получатъ то высокое эстетическое наслаждение, какое ему присуще по самой природе.

Наше современное богослужение в дни великих праздников и особенно в исключительные седмицы церковного года, как напр., в страстную неделю, при всем своем глубоком интересе, по обилию в нем драматического элемента в обрядах и высокой поэтической назидательности церковных песнопений, будучи оторвано от тех святых мест, на которых воспоминаемые Церковью события совершились, не может, однако же, отличаться такою силою впечатления на молящихся, как богослужения или церковныя торжества в те же дни на самых местах событий, в виду прославляемых Церковью святых реликвий и достопоклоняемых мест. На вершинах библейских величественных гор, в глубине таинственных, знаменательных в истории нашего домостроительства, пещер, на берегу священных рек и озер, под тихий шелест листвы многовековой Дубравы и т. д., наши чудные поэтические церковные песнопения получают свой вполне ясный и определенный смысл. Здесь с мертвым книжным словом связывается естественная потребность к энергичному, живому движению, и сложная религиозная церемония, в виде церковной литании, является необходимым дополнением совершаемого богослужения на месте прославляемого события. Отсюда вполне понятны в современном богослужении на православном Востоке в дни великих праздников совершенно неизвестные у нас, в нашей практике, сложные обряды и литании и совершенно новые церковные песнопения на ряду с песнопениями, хорошо известными, по нашим богослужебным книгам. В этом гармоническом сочетании старого с новым, вдохновенного поэтического песнопения в церковно-богослужебной книге с естественным живым движением к прославляемому месту, с изнесением за богослужением на поклонение или даже на показ молящемуся народу святых реликвий, с целью произвести более глубокое впечатление, не легко разобраться и образованному человеку, но наш простолюдин–паломник несомненно растеряется, весьма многое упустит из внимания и, при всем своемъ искреннем желании, многого из происходящего пред его взорами не поймет. Настоящие очерки и заметки и имеют поэтому в виду, главным образом, наших русских паломников из народа, чтобы, по мере возможности, уяснить для них все особенности современного богослужения в дни великих праздников, как на святых местах в Палестине, так и на св. Афонской горе.

Читать далее…

Комментировать