Археологическое путешествие по Сирии и Палестине — Никодим Павлович Кондаков <br><span class=bg_bpub_book_author>Прот. Георгий Урбанович</span>

Археологическое путешествие по Сирии и Палестине — Никодим Павлович Кондаков
Прот. Георгий Урбанович

(1 голос5.0 из 5)

Глава I

Попутные наблюдения памятников христианского искусства в Константинополе, Афинах и Смирне. Путешествие из Бейрута в Баальбек. Сассанидский рельеф в Ферзуле. Вопрос о времени и стиле построек Баальбека и значение его декоративной архитектуры. Дамаск. Общий характер мечети Оммиадов и ее архитектурных деталей.

Предлагаемый читателю очерк археологического обозрения памятников христианской древности и искусства в Иерусалиме, Заиорданье и Гауране основан на путевых заметках, сделанных автором еще в 1891–92 годах, во время его путешествия из Бейрута, через Дамаск и Гауран, по Заиорданью и до Иерусалима, в составе ученой экспедиции, отправленной Имп. Православным Палестинским Обществом.

Путешествие, в силу тревожного состояния многих частей Сирии и появившейся в конце 1891 года холеры, ограничилось Гаураном, Заиорданьем до Мертвого моря и Иерусалимом с его окрестностями, по преимуществу на Восток, до Иерихона. Понятно, что, не закончив задачи таким же наглядным изучением памятников верхней и средней Сирии, нельзя было построить какого бы то ни было общего теоретического рассуждения о ходе развития христианского искусства в Сирии. Тем не менее, по числу обозренных местностей, и по количеству и интересу осмотренных памятников древности, и это путешествие заслуживает иметь место в русской археологической литературе, хотя бы в виде отчета и в главных своих результатах. Правда, со времени путешествия, прошло более десяти лет, а в наш век и Восток принужден жить скорее, и некоторые результаты поездки стали уже достоянием других ученых, или утратили характер свежей новости. Однако, собственная наука движется далеко медленнее практической жизни и в стороне от нее, а многочисленные разъезды западных ученых, английских картографов и испытателей природы, французских миссионеров и русских паломников не дали за это десятилетие нового (после Вогюэ и др.) научного исследования христианских древностей Палестины или их общего обозрения, хотя и представили ряд крупных научных работ. Правда, археологическая литература Святой Земли началась на высшем уровне сравнительно с тем, как она продолжается, став в последнее время, по преимуществу, литературою смеси, хроники и любительских путевых заметок. Правда, этому положению литературы отвечают и обстоятельства нашего новейшего ознакомления с христианским Востоком: это ознакомление также отрывочно, и принуждено пока пользоваться тем, что можно увидать ныне на поверхности земли, что можно снять фотографическим аппаратом и что можно издать хотя бы в отделе смеси в археологических современных обозрениях.

Несколько капителей из ранних времен Константинополя, IV–VIII столетий, свалены на дворах Ст. Сераля, вокруг Нового Музея (Чипили-Киоск), находятся еще в портике в Студийском монастыре; любопытные капители еще видны на месте в «Золотых воротах» и т. д., но все это еще не стало предметом сколько-нибудь систематического обследования. Мы узнаем, что в первых христианских базиликах формы архитектуры были античные, в капителях чередовались ордена коринфский и композитный, и что только в V веке появляются новые типы аканфа (ac. spinosus), с прямоугольными, зубчатыми, тернистыми лапами, восточного характера, отличного от ac.mollis, римского, специфически-западного. Затем, узнаем, что существует известное родство или близость в рисунке орнаментальных лиственных форм капителей, фризов между византийскими и сирийскими, по этим наблюдениям современное понимание отношений восточной архитектуры к римской или западной в период IV–VIII столетий заканчивается. Стало быть, и для этого периода положение археологической науки пока тоже, что для последующего – VIII–X столетий, когда «лангобардская» архитектура представит вновь явное и, тем не менее, малопонятное родство с сирийским Востоком.

Читать далее…

Комментировать