Array ( [OwLejNupQhJSM] => g[mx_Tse@]v [WocnQj_lSwIP] => oORhva [boKcCjygI] => 7j6ClDTk )
Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра

(4 голоса4.0 из 5)

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Древняя обитель Святой Руси. Этот монастырь был поставлен по повелению Пресвятой Богородицы, молитвенным подвигом великих подвижников — Антония и Феодосия Киево-Печерских и иных печерских преподобных отцов, о житии и славных подвигах которых нет нужды писать особо, так как об этом можно подробно прочесть в их житиях.
Как монастырь, Лавра известна с 1051 года, но молитвенный подвиг преподобных отцов на Киевских горах начался намного раньше. Житие преподобного Антония повествует, что он впервые пришёл на Русскую землю с Афона при благоверном князе Владимире, а значит до 1015 года.
Преподобные отцы копали пещеры для молитвенного уединения, но, как сказал Господь: «не возжигают светильника, чтобы поставить его под спудом, но на свещнице, чтобы светил всем, кто в доме».
Преподобные Антоний и Феодосий не искали славы, но Господь Сам прославил их. Так же как и других Киево-Печерских святых.
В пещерах Киево-Печерской Лавры почивают мощи 122 святых (73 в ближних пещерах и 49 в дальних). Нигде в мире больше не найти столько святых мощей, собранных вкупе.
Я расскажу о своём паломничестве в эту древнюю обитель.

Итак, май 2016 года.
Как добраться до Киева, думаю писать не стоит. Я предпочёл железнодорожный транспорт. От главного вокзала (Киев-Пассажирский) проще всего добираться до Лавры таким образом: с вокзала сразу на метро, ехать до ст. Арсенальная. Затем на автобусе 24 или троллейбусе 38, или маршрутном такси 470 и 520 до остановки «улица Цитадельная» (перед ней будет остановка «Киево-Печерская Лавра«, но выходить на ней не нужно, если только Вы не собираетесь прямо с сумками и чемоданами начать посещение соборов; поэтому нужно доехать до следующей остановки, оттуда ближе до гостиниц).Стоимость проезда в метро 4 гривны, а автобусе, троллейбусе и маршрутном такси 3 гривны.

Где остановиться

В Лавре на сегодня (май 2016 г.) есть 3 гостиницы. Бронировать места следует заранее по телефону. Здесь информация о гостиницах и телефоны для бронирования: https://lavra.ua/where_to_stay/. Как я уже сказал, до гостиниц ближе идти от остановки ул. Цитадельная. Отсюда видны врата, ведущие в Нижнюю Лавру. Нужно зайти в них и спуститься вниз по брусчатому спуску до Церкви во имя иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте. Пройдя её, повернуть направо.
Гостиницы расположены в корпусах 54, 56 и 58. Я жил в той, которая в корпусе 54, прямо напротив вышеуказанной церкви. Там имеются номера 2-, 3-, и 4-местные. 1-й этаж — мужской, 2-й — женский, 3-й не помню.:) Стоимость за 1 сутки на 1 человека: в 3- и 4-местном — 130 гривен, в 2-местном — 150 гривен. В номере только всё самое необходимое: кровати и прикроватные тумбы, вешалки, стол, чайник, чашки. Чисто, уютно. На этаже имеется туалет (несколько кабин, расположен в конце коридора) и душевая (тоже несколько кабин но в отдельном от туалета помещении). С горячей водой проблем нет.
Если нужен холодильник, то нужно обратиться к администратору, он даст ключ от помещения, где есть холодильник.
В 56-м корпусе, насколько я понял условия похуже немножко. А в 58-м есть номера повышенной комфортности, если кому надо.
Бронирование осуществляется не более чем на 3 суток. На больший срок не бронируют. С чем это связано — не понятно. Но уже по заселении, можно попросить, чтобы продлили срок.

Где питаться

На территории Лавры есть несколько трапезных. Еда вкусная (маленькая заметка: я к пище не привередлив, поэтому за всех утверждать не стану). Если у вас пост, то можно спросить, что есть постного, вам подскажут.
Самое вкусное, что я там пробовал, было пирожное «Муравейник», совсем не постное, но более вкусного пирожного, кажется, я нигде не ел больше.

Стоимость одного приёма пищи, состоящего из 1-го, 2-го блюда, гарнира, салата, десерта и чая варьируется в пределах 80-90 гривен. Соответственно, если аппетит умерить, то можно уложиться и в 50. Маленькое неудобство: трапезные все закрываются в 19:00, то есть до окончания вечернего богослужения. Так что, нужно выбирать, или есть до службы, что неудобно, или запасаться едой, чтобы поесть потом в номере.

Про богослужения

В гостинице в 5:30 утра вас разбудит звон в колокольчик, чтобы Вы не проспали к ранней Литургии. Но, разумеется, если Вы планируете поспать подольше, то никто вас не повлечёт «за шиворот» в храм.
В Лавре совершается обычно от 2 до 7 (ни разу такого количества не видел ни в одном монастыре!) литургий в разных храмах (начало от 5:30 до 9:00). Под воскресенье служится даже 2 всенощных бдения в разных соборах (тоже ни разу такого не видел). Исповедь совершается обычно и во время вечерней службы и на Литургии. Но, только утром исповедь начинается за 30 минут до чтения часов.
Меня очень впечатлило всенощное бдение под воскресенье в Успенском соборе, самом большом соборе Лавры. Пели 2 хора, антифонно, поочередно, из-под самого купола. Очень торжественно и красиво. После службы все желающие могли помочь в уборке храма:).

Ещё очень впечатлила ранняя Литургия в пещерах, то есть в подземной пещерной церкви. В Лавре вообще 6 пещерных Церквей. Наверно так и молились древние христиане, в катакомбах.
А сколько в Лавре наземных храмов — я сбился со счёта.

Совершаются также молебны (нужно смотреть расписание). В церкви Живоносный источник совершаются молебны с одеванием шапки прп. Марка-гробокопателя, того самого, который воскрешал мёртвых.

Пещеры

Пещеры — особое место в Лавре. Они представляют собой сеть подземных лабиринтов, в которых находятся мощи преподобных Киево-Печерских отцов и подземные церкви. Есть две таких цепочки лабиринтов — Ближние и Дальние пещеры. Ближние называют Антониевыми, а Дальние — Феодосиевыми. Вообще, прп. Антоний начал подвижничество там, где ныне находятся Дальние пещеры. Но потом, он поставил своим ученикам игумена, прп. Никона, и удалился в другое место (Ближние пещеры). После Никона игуменом был прп. Феодосий. Поэтому такие названия и закрепились за этими пещерами. Заблудиться в пещерах конечно нельзя: везде есть указатели и за посетителями присматривают блюстители пещер. Пещеры открыты для посещения с 9:00 до 16:00, но если служится Литургия в Пещерах, то открываются раньше.
Медленно проходя по пещерам и прикладываясь к Св. мощам, и молитвенно обращаясь к преподобным отцам, понимаешь и чувствуешь душой, что они, в прямом этого слова, живее всех живых.

Мощей преподобных Антония и Феодосия в пещерах не ищите, их там нет. Основатели Лавры и наставники иноков, как при жизни убегали от людской славы, так и после своей телесной смерти продолжают делать то же самое. Мощи прп. Антония так и не были обретены, а об обретении мощей прп. Феодосия повествует прп. Нестор-летописец, в «Повести временных лет». Согласно ему, они были обретены в 1071 г., в их обретении и сам прп. Нестор принимал самое непосредственное участие. Но в ХIII веке, при нашествии на Киев Батыя, мощи были спрятаны, а потом место их положения было забыто.
Тем не менее в Пещерах вы можете посетить келии прп. Антония и Феодосия, в которых установлены кенотафы (символические гробы, в которых нет Св. мощей).

Ещё, в Лавре есть два колодца, Антониев и Феодосиев. Лаврское предание говорит, что их выкопали сами преподобные. Здесь можно набрать воды. Естественно, для этого не нужно спускать ведро на верёвке. На месте колодцев стоят часовенки, а вода из колодцев подаётся насосом, и набирается с помощью обычных кранов, выведенных на внешнюю сторону часовен. Пустые бутылки продаются здесь же.

Немного фото

Собственно, немного фото из Лавры, можно посмотреть здесь https://azbyka.org/palomnik/Свято-Успенская_Киево-Печерская_Лавра#Фото

Про туристов, нацистов и русский язык

Говорить о Лавре можно долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Паломников и просто туристов здесь довольно много. Я слышал периодически то украинскую, то русскую, то английскую, то немецкую речь. Кстати, на территории Лавры есть возможность заказать экскурсию, но сколько это стоит, не уточнял.
В Киеве, вопреки страшилкам, которые любят рассказывать СМИ, по-прежнему половина населения говорит по-русски, а другая половина, выслушает вас по-русски, а затем вполне дружелюбно ответит по-украински (просто им так удобнее, а не потому что они над вами хотят поиздеваться:)).
Националистические митинги… Ну, киевляне, кажется, к ним так привыкли, что уже даже не обращают внимания. Я уж, не знаю, санкционированные они, или нет, не вникал. На Майдане Незалежности постоянно кто-нибудь да митингует. Обычно несколько десятков человек. Так что они уже просто стали частью пейзажа. К тому же они ведут себя относительно спокойно, по крайней мере, если ты просто проходишь мимо.:) Иногда случаются митинги и за пределами майдана. В день моего приезда, как раз нацисты устроили очередное проплаченное шоу (до этого несколько месяцев всё было более-менее спокойно:)) и я застал его небольшой фрагмент по дороге в Лавру. В основном, они старались произвести «шумовой»и «дымовой» эффект: били в барабаны, орали во всё горло свои нацистские лозунги, жгли дымовые шашки. Но, по крайней мере на людей не кидались, полицейское оцепление прорвать не пытались. Зевакам было на что посмотреть. Но мне смотреть на толпу душевно-больных людей не хотелось, и я, помолившись в сердце Господу, свернул на боковые улицы. Здесь было всё тихо, играли дети, люди шли по своим делам. Город жил своей обычной жизнью.
Остальные дни прошли, с Божьей помощью, без происшествий.
Размышления о разделённости и разнородности общества в Киеве (и в Украине в целом) выходят за рамки этой темы. Так что на этом я и остановлюсь, пожалуй.
А в общем Киев — красивый древний город. А Лавра — это его светлый венец.

Небольшое дополнение. Про Святую великомученицу Варвару и раскольников

Святая Лавра — не единственная святыня города Киева. В городе также находятся святые мощи самой святой великомученицы Варвары и священномученика Макария Киевского. Я очень почитаю св. вмц. Варвару и буквально незадолго своей поездки в Киев я узнал, что в Киеве находятся её св. мощи. Но проблема оказалась в том, что они (как и мощи сщмч. Макария) находятся во Владимирском Соборе, который с 90-х годов ХХ века находится в руках раскольников.
Тем не менее, меня не покидало желание помолиться у святых мощей вмц. Варвары и приложится к ним. Ведь святыня не оскверняется от прикосновения к ней раскольников.
Я знал, как вести себя, когда нужно приложиться к святыне, захваченной раскольниками, безбожниками или еретиками, но, конечно, ещё раз проконсультировался со священником. Общие советы были такими: креститься и кланяться входя в собор, не следует, т.к. в нём не совершается каноническая Литургия. Возле мощей и древних икон и фресок можно молиться и креститься, прикладываться к мощам, нужно как обычно мы это делаем. У раскольников ничего не покупать, ни свечей, ни икон, ничего им не жертвовать. Если они будут совершать свои «службы» — то их следует полностью игнорировать, не креститься, не преклонять голову, ну, одним словом никак не участвовать в их молитвах.
Я решил отправиться ко св. Варваре в воскресенье, после того, как побывал на Божественной Литургии в одном из храмов Святой Лавры и причастился Святых Тайн.
Владимирский Собор расположен на бульваре Т. Шевченко, станция метро Университет. Собственно, заблудиться там сложно — выход из метро там один и он ведёт на бульвар Шевченко, а Владимирский Собор оттуда уже виден, так как расположен очень близко. Выхожу из метро и поворачиваю направо. И вот он — красавец-собор, захваченный раскольниками. Перехожу дорогу — и я перед собором.
Людей вокруг довольно много. Замедляю ход, осматриваюсь понемногу. Народ совершенно разный и по возрасту и по полу. Поднимаюсь по ступенькам. Как это непривычно — входить в храм без крестного знамения. Иду медленно, но уверенно. В принципе, я не смотрю телевизионных страшилок, и я понимал, что скорее всего на меня просто никто не обратит внимания, если я только сам не начну кричать что-либо провокационное. Но с другой стороны, я понимал, что если вдруг, вопреки моим ожиданиям, мне придётся с кем-то заговорить, то нужно быть предельно осторожным, в том смысле, что даже на словах я не должен выражать никакого сочувствия расколу.
Я владею украинским языком на простом разговорном уровне, но, одно дело украинский язык, и совсем другое — украинский раскол.
Я положился на Господа, который сказал, что если нам придётся свидетельствовать истину, чтобы мы не беспокоились что и как говорить, потому что Он Сам даст нам уста премудрость. К тому же я только пару часов как причастился, Господь со мной, всё хорошо.
Вхожу в храм. Раскольники служат «типа водосвятный молебен с акафистом». Вижу раку с мощами св. Варвары (справа от центрального нефа) и с мощами сщмч. Макария (слева). Иду к Св. Варваре. Очередь совсем маленькая, пару человек. Я помолился св. Варваре и достал из сумки её иконку, предварительно купленную в Лавре (т.к. покупать у раскольников ничего нельзя). Приложился к святым мощам и приложил иконку. Отошёл. Затем сходил приложиться к мощам сщмч. Макария.
А затем даже ещё раз вернулся к св. Варваре. Затем постоял немного у самого выхода, поразмышлял. Кто они — эти все люди, которые пришли сюда?
Очевидно, было какое-то количество тех, кто заходит в храм, чтобы «поставить свечку». Они в любом храме выделяются. Пришёл, поставил свечку и с чувством выполненного долга ушёл. Совершенно очевидно, что им всё равно в каком храме ставить свечки: в истинной Церкви или у раскольников. Если завтра предложат поставить свечку перед идолом… сколько из них задумается, что они делают?
«Бог в душе»… Вот к чему оно приводит, это «Бог в душе». Люди предают Христову Церковь и даже не задумываются.
Но есть и другие. Те кто пришёл сюда молиться, кто был после «исповеди», и «причастия». По ним видно, что они более или менее понимают о чём служба. Тем более служба у них на понятном для них украинском, а не на непонятном церковно-славянском. Ладно, молитва на национальном языке — это, в целом, не страшно, ведь большинство поместных Православных Церквей служат на национальном языке, кроме, пожалуй, русской.
Но неужели их не смущает то, что в храме служат раскольники, которые разорвали хитон Христовой Церкви ради национальных интересов, внесли в Тело Христово ненавистную рознь мира сего и тем самым отторгли себя от полноты Церкви? Неужели всё равно, что этот раскол не признала ни одна поместная Церковь?
Выходит, для них даже Таинства Церкви были просто ритуалом. Кому-то достаточно простого ритуала (поставить свечку), а кому-то нужен ритуал посложнее. Но, получается, что для них Церковь — это всего лишь ритуал, иначе они не пошли бы в раскол.
От таких мыслей стало тяжело на душе и, помолившись Господу о вразумлении раскольников, я ушёл.

В тот день я ещё побывал в Софийском Соборе. У нас на Руси с древних времён было известно три «Софии», сделанные по образцу Софии Константинопольской. Они расположены в Киеве, Полоцке и Новгороде. Но на сегодня, насколько мне известно, действующей является только Новгородская София.
От Владимирского Собора до Софийского всего километр с лишним и это расстояние я решил пройти пешком. Имея под рукой карту или навигатор, сориентироваться несложно.
Софийский Собор, как я уже сказал, недействующий; официально является «Национальным заповедником» и находится в юрисдикции Министерства культуры Украины. За исключением одного храма, расположенного рядом, на территории собора, но храм тот — раскольничий.
Поэтому я просто побродил по территории, посмотрел на здания, на древнюю кладку, которую специально оставили без штукатурки, чтобы была видна всем желающим,поднялся на колокольню. Вход на территорию и колокольню — платный, кассы расположены здесь же, продажу билетов осуществляет Министерство культуры, по крайней мере так написано на билетах.
В этом соборе некогда молился благоверный князь Ярослав Мудрый, а теперь это собор-музей.
Внутрь собора я не заходил. По правде сказать, соборы-музеи навевают на меня скорбные чувства. Ведь душа любого храма — это Божественная Литургия. А тело без души — это, увы, труп. Да, мне конечно дороги эти соборы и в таком виде, как память, но с другой стороны, есть что-то невыносимое в осознании их «мёртвости», будь то Софийский Собор в Киеве или Полоцке, или «мёртвые» соборы Московского Кремля.
Погуляв ещё немного по Киеву, я вернулся в Лавру и начал готовится к отъезду, который был намечен на следующий день.