монах Павел Эвергетинос

Благолюбие. Том 2

Источник

Том 1 * Том 3 * Том 4

Содержание

Тема 1. Кто сам себя уничижает, того Бог возвышает А. Из святого Палладия Б. Из Григория Двоеслова В. Из жития святого Григория Чудотворца Г. Из жития преподобного Маркелла Д. Из Отечника Е. Из аввы Кассиана Ж. Из аввы Исаака З. Из Отечника И. О поваре Ефросине О том, что унижение ведет к смирению, а почести – к гордыне, и почему смиренномудрые радуются унижению и огорчаются от похвал А. Из Григория Двоеслова Б. Из жития преподобного Ефрема В. Из жития преподобной Синклитикии Г. Из жития святого Иоанна Милостивого Д. Случай из жития святого Иоанна Богослова Е. Из Отечника Ж. Из аввы Исаии З. Из аввы Марка И. Из аввы Исаака К. Из Отечника Л. Из аввы Зосимы О том, что никто не должен сидеть без дела, но трудиться телесно, ибо безделье – причина многих зол А. Из Палладия Б. Из того же автора В. Из того же автора Г. Из жития святого Евфимия Д. Из жития святого Саввы Е. Из жития священномученика Лукиана Ж. Из Отечника З. Из святого Ефрема И. Из аввы Исаии К. Из Отечника Л. Из святого Ефрема О том, для чего монаху нужно трудиться, сколько времени и чем ему следует усердно заниматься А. Из Отечника Б. Из святого Ефрема В. Из Постановлений апостольских Как братьям во время совместных трудов должно хранить себя А. Из аввы Исаии Б. Из аввы Кассиана О том, что в киновии не должно иметь личного имущества и что собственнику уготована тяжкая мука А. Из Григория Двоеслова Б. Из Отечника В. Из аввы Кассиана О тех, кто продаёт или похищает монастырское имущество, весьма грешит перед Богом и будет сурово наказан, ибо что посвящено Богу, должно почитаться, а не оставаться в небрежении, даже если это ничтожная мелочь; и о том, что подобная небрежность наносит человеку большой вред А. Из жития святого Евфимия Б. Из аввы Кассиана В. Из святого Ефрема С каким настроением должно служить и принимать служение и какая польза от этого служащему А. Из Антиоха Пандекта Б. Из святого Варсонофия В. Из святого Ефрема Г. Из аввы Исаака Когда и кому можно предпочитать служение молитве Из аввы Марка О том, что мы должны усердно вставать на молитву и терпеливо и ревностно заниматься ею; и о том, откуда и почему были изначально установлены молитвы в отведенные часы и что не следует ими пренебрегать А. Из Григория Двоеслова Б. Из жития святого Иоанна Милостивого В. Из жития преподобного Пахомия Г. Из Отечника Д. Из святого Ефрема Е. Из аввы Исаии Ж. Из Правил Петра и Павла О псалмопении, молитве и порядке их совершения А. Из Палладия Б. Из жития преподобного Луки Нового В. Из святого Диадоха Фотикийского Г. Из аввы Кассиана Д. Из Отечника Е. Из святого Ефрема Кто пустословит или разговаривает во время богослужения, тому нужно сделать замечание, а если не исправится, выгнать из храма без всякого снисхождения А. Из жития святого Иоанна Милостивого Б. Из Патерика В. Из святого Ефрема Г. Из Антиоха Пандекта Д. Из аввы Исаии Е. Из святого Ефрема О том, что во всякое время нужно бодрствовать и спать лишь столько, сколько требуется для поддержания тела; и о том, что начавшие совершать подвиг должны разными ухищрениями приучать себя к бодрствованию А. Из жития преподобного Ефрема Б. Из жития святого Пахомия В. Из аввы Исаии Г. Из аввы Марка Д. Из аввы Исаака Е. Из святого Ефрема Ж. Из святого Максима Исповедника О самолюбии А. Из аввы Исаии Б. Из святого Максима Исповедника О том, какая польза от воздержания и какой вред от невоздержанности, а также о том, как гибельно винопитие без меры А. Из жития святой Синклитикии Б. Из святого Ефрема В. Из Антиоха Пандекта Г. Из аввы Исаии Д. Из аввы Исаака Е. Из Патерика Ж. Из святого Ефрема З. Из Патерика О том, как отцы любили и держали пост и до какой степени строгости считали нужным доводить его А. Из Патерика О различных деяниях святых отцов, которые подвигают к терпению нашу немощь и весьма научают нас смирению А. Из Палладия Б. Того же автора В. Его же Г. Из Патерика О том, как нужно заботиться о теле и каковы правила аскетизма и воздержания А. Из жития святого Антония Б. Из жития святой Синклитикии В. Из Патерика Г. Из Антиоха Пандекта Д. Из Исаии Отшельника Е. Из аввы Марка Ж. Из святого Диадоха З. Из аввы Кассиана И. Из Отечника Как любящие Бога должны отмечать праздники и каковы наказы отцов о праздничной пище А. Из Отечника Б. Из святого Ефрема Сирина О том, что тайноядение – ужасное зло, даже одно оно может погубить монаха А. Из Григория Двоеслова Б. Из того же автора О том, что монах должен есть раз в день после девятого часа, если хочет сохранить строгость подвига, как и поступали все отцы, не только исихасты, но и большинство братьев в киновиях А. Из жития преподобного Харитона Исповедника Б. Из Отечника В. Из истории боголюбцев Г. Из аввы Исаии Д. Из Григория Двоеслова О том, что есть нужно не для удовольствия, но по необходимости, и о том, что, если человек ест не для удовольствия, то даже приятные яства не причинят ему духовного вреда А. Из жития святого Саввы Б. Из жития святой Синклитикии В. Из Отечника Г. Из аввы Исаии Д. Из аввы Марка Е. Из святого Диадоха Ж. Из святого Максима Исповедника З. Из Отечника Как и с какой целью должен монах сидеть на трапезе, какую еду брать и каких правил придерживаться после трапезы А. Из Отечника Б. Из аввы Исаии В. Из святого Диадоха Г. Из аввы Кассиана Д. Из Отечника Е. Из святого Ефрема О еде и питье: как и когда вкушать и воздерживаться А. Письмо святого Палладия Лавсу Препозиту Б. Из Отечника В. Из Антиоха Пандекта Г. Из святого Анастасия Синаита Д. Из святого Диадоха Е. Из Отечника Что такое блудная брань и как с ней бороться А. Из Палладия Б. Его же В. Его же Г. Из Григория Двоеслова Д. Из жития святого Павла Фивейского Е. Из Отечника Ж. Из аввы Марка З. Из святого Максима И. Из Отечника О том, что от блудной брани можно избавиться только с Божией помощью, которую Он оказывает подвижникам, и о том, что такое совершенная чистота А. Из Палладия Б. Из того же святого В. Из того же святого Г. Из аввы Исаии Д. Из аввы Кассиана Е. Из Отечника Почему чистота почтенна, а блуд постыден, к чему они приводят и каково воздаяние за них в этой жизни и будущей А. Из святого Ефрема Б. Из Отечника В. Из святого Ефрема О том, что предосудительно принимать блудные помыслы и не отвергать их сразу, так же как и с любопытством рассматривать, говорить и слушать постыдное, ибо заслуживает наказания пренебрежительное отношение к действию дьявола; и о том, что дух блуда вторгается в человека с помощью самых различных уловок и потому нужно всегда быть внимательным А. Из жития святого Евфимия Б. Из жития святого Саввы В. Из жития святой Синклитикии Г. Из святого Ефрема Д. Из Исаии Анахорета Е. Из аввы Кассиана Ж. Из Отечника З. Из святого Ефрема О том, что следует избегать бесед с женщинами и всего того, что возбуждает похоть А. Из Палладия Б. Из Григория Двоеслова В. Из того же святого Г. Из жития святого Симеона, что в Мандре Д. Из жития преподобного Мартиниана Е. Из жития святого Арсения Ж. Из Отечника З. Из святого Ефрема И. Из Антиоха Пандекта К. Из аввы Исаии Л. Из святого Варсонофия М. Из Отечника Н. Из святого Ефрема О том, что верующему не следует слушать ни флейту, ни гусли, никакой другой площадной инструмент, но бежать от них, как от погибели Из Григория Двоеслова О том, что истечение во сне происходит по различным причинам А. Из Отечника Б. Из аввы Исаии В. Из святого Максима Г. Из Отечника Д. Из святого Ефрема О том, что плач – великое дело, и о том, какими бывают виды плача и в чём различие между ним А. Из Григория Двоеслова Б. Из святого Ефрема В. Из аввы Исаии Г. Из аввы Исаака Д. Его же Е. Из святого Варсонофия Ж. Из Отечника О том, что в конце жизни бесы сильнее всего нападают на человека и потому ему следует быть особенно бдительным Из Палладия О том, что для верующего нет ничего более неподобающего, чем дерзость и смех; а также о благоговении и его отличительных свойствах А. Из Отечника Б. Из святого Ефрема В. Из Антиоха Пандекта Г. Из аввы Исаии Д. Из аввы Исаака Е. Из святого Ефрема О том, что нельзя вообще гневаться на человека и кричать на него и о том, каково происхождение гнева и как его врачевать А. Из Отечника Б. Из аввы Исаии В. Из аввы Марка Г. Из святого Диадоха Д. Из аввы Кассиана Е. Из святого Максима Ж. Из Отечника З. Из аввы Исаака О том, что стремящимся к совершенству небезобидно возмущаться сердцем на обидчиков и оскорбителей А. Из жития святого Пахомия Б. Из аввы Кассиана О том, что брат должен быть великодушным к оскорбителям и не мстить своим обидчикам А. Из Отечника Б. Из Антиоха Пандекта Б. Из аввы Исаии Г. Из аввы Марка Д. Из Григория Двоеслова Е. Из аввы Исаака Ж. Из Отечника З. Из святого Ефрема О том, что христианин не только не должен наказывать обидчика, но и великодушно терпеть неправду и своим незлобием постыжать его А. Из Григория Двоеслова Б. Из жития святого Маркиана В. Из жития святого Спиридона Г. Из жития святого Евфимия Нового из Мадито Д. Из Отечника Кто с благодарностью терпит несправедливость и не требует отмщения, за тех мстит Бог, и награда от Него терпеливым превосходит их лишения А. Из жития святого Иоанна Милостивого Б. Из аввы Марка В. Из Отечника О том, что нужно любить врагов своих как приносящих нам великую пользу, благотворить их и молиться о их спасении А. Из страданий святого мученика Мины и бывших с ним Б. Из рассказа о житии апостола Петра, написанного святым Климентом В. Из мученичества святого Лонгина Сотника Г. Из жития святой Феодоры Д. Из Отечника О том, что никого нельзя ненавидеть А. Из Отечника Б. Из святого Диадоха В. Из аввы Исаака О том, что злопамятство губительно, ибо не только разрушает всякое духовное делание, но и отвращает милость Божию, и о том, как противостоять злопамятству А. О мученичестве святого Никифора Б. Из Отечника В. Из Антиоха Пандекта Г. Из аввы Исаии Д. Из аввы Марка Е. Из святого Максима Ж. Из святого Ефрема О том, что никого не стоит проклинать А. Из Григория Двоеслова О том, что не только никого не следует оскорблять, но благословлять оскорбляющих нас и тем самым смирять их гнев А. Из Отечника Б. Из аввы Исаии О том, что нужно не лгать, а говорить истину А. Из Отечника Б. Из Антиоха Пандекта В. Из Исаии Отшельника Г. Из аввы Марка Д. Из Отечника Е. Из святого Ефрема Ж. Из Отечника О том, что грех клеветы велик и что он служит для прославления оклеветанных, если они терпят клевету с благодарностью; и что Бог часто карает за клевету А. Из Палладия Б. Из жития святого Григория Чудотворца В. Из жития святого Григория Акрагантинского Г. Из Отечника Д. Из аввы Исаии Е. Из святого Максима О слове и молчании, как и когда должно применять то и другое, и о том, что пустословие непростительно А. Из Палладия Б. Из Отечника В. Из святого Ефрема Г. Из Антиоха Пандекта Д. Из Исаии Отшельника Е. Из святого Диадоха Ж. Из святого Максима З. Из Отечника И. Из аввы Исаака О том, что клясться просто так – грех, нарушение же клятвы ведёт в ад, и что преступление Божией заповеди, совершенное по дерзости, следует отменять покаянием А. Из жития святого Евфимия Б. Из Отечника О том, что не только нельзя оговаривать другого человека, но нужно пресекать любые сплетни, не перешептываясь и ни на кого не сетуя А. Из жития святой Синклитикии Б. Из Отечника В. Из Антиоха Пандекта Г. Из Исаии Отшельника Д. Из Исаака Е. Из святого Максима Ж. Из Отечника З. Из святого Ефрема О том, как братья, живущие вместе, должны помогать друг другу исправлять грехи, и о каких грехах нужно молчать и когда о каких говорить А. Из святого Варсонофия (вопросы и ответы)  

 

Благолюбие или собрание боговещанных глаголов и наставлений богоносных и святых отцов, взятых из всякого богодухновенного писания и доступно изложенных преподобнейшим монахом Павлом, основателем монастыря Пресвятой Богородицы Благодетельницы и нареченным в её честь Благолюбивым.

Рукопись была закончена в 1054 году. В конце XVIII века её обнаружил преподобный Макарий Нотара, епископ Коринфский, в монастыре Кутлумуш на Святой Горе Афон, и впервые напечатал преподобный Никодим Святогорец, отредактировав и обогатив её богословским комментарием, в Венеции в 1783 году.

Перевод с древнегреческого в четырех томах. Тома первый и второй.

По благословению священноигумена монастыря Параклита

архимандрита Тимофея

Благолюбие том 1–4. Перевод с древнегреческого. – Издание Кельи во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря на Святой Горе Афон 2010 г.

«Благолюбие», по словам Никодима Святогорца, – «самый верный путь к вершине добродетелей», «наставление по борьбе со страстями» и «сокровищница всех духовных благ». Его автор преподобный монах Павел из византийского монастыря Пресвятой Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) завершил свой труд в 1054 году, отобрав из сокровищницы святоотеческой мудрости, накопленной с первых веков христианства, все самое ценное, касающееся борьбы с грехами и страстями. Огромный материал он распределил на двести тем в четырех томах по пятьдесят тем в каждом. Каждая тема посвящена одному какому-либо греху или страсти. В ней рассказывается, откуда они берутся, даются средства борьбы с ними и достижения спасительных добродетелей. Материалы взяты из жизни святых отцов и мирян, поданы в живой непринужденной форме. Это повести, рассказы о явлениях и чудесах, задушевные беседы мудрого старца со своими духовными чадами. Поскольку грехи и страсти у монахов и мирян одни и те же, то и средства борьбы с ними и достижения спасения для них одинаковы. Вот почему книга душеполезна как для монахов, так и для мирян, словом, для всех, кто понимает христианство как борьбу и подвиг ради спасения.

Читатели назвали этот труд по наречённому имени автора: «Евергетинос», т. е. Благолюбивый. Поэтому мы оставляем название по-русски «Благолюбие» как понятное читателю и отвечающее духу книги. На русский язык книга переводится впервые, хотя многие её фрагменты с давних пор известны на русском и славянских языках.


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle