Обзор пособий по Патрологии

Патрология как наука, изучающая жизнь и творчество отцов Церкви, возникла не сразу, не вдруг. Этому предшествовало накопление соответствующего тематического материала. Разумеется, материал множился по мере того, как множилось количество самих отцов (и учителей) Церкви, как множилось количество составленных ими трудов.

На первых этапах учение об отцах и учителях Церкви излагалось и преподавалось учащимся духовных образовательных учреждений в формате других богословских наук (в сопряжении с другими богословскими науками), как то: История Церкви, Богословие, Православное Догматическое Богословие и пр.

В XIX веке в перечень изучавшихся в российских духовных школах дисциплин вошла Патристика (в 1841 году Св. Синод определил ввести в трех духовных академиях (Петербургской, Московской, Киевской) Патристику как особый предмет).

Значительный след в области развития Патрологии оставил преподаватель Киевской Духовной академии К. И. Скворцов. Его стараниями в свет вышли работы на частные патристические темы: «О посланиях св. Игнатия Богоносца», «Учение св. Григория Нисского о достоинстве природы человеческой», «Ориген», «Ориген как проповедник», а также системный труд «Философия отцов и учителей церкви».

К. Д. Попов, занявший кафедру патристики в Киевской Академии в 1878 году, также активно способствовал развитию этой науки. В частности он известен работой «Блаженный Диадох, епископ Фотики древнего Эпира, и его творения».

К числу выдающихся представителей патристики принадлежит и С. Л. Епифанович, автор творений «Лекции по патрологии», «Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника», «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие».

Одним из наиболее признанных сочинений последней четверти XIX века, посвященных системному изложению учения об отцах Церкви, стало сочинение архиеп. Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об отцах Церкви». Данное пособие отличалось масштабностью охвата отцов Церкви, однако сведения об отцах излагались здесь очень кратко, и уже в силу только этого факта оно не могло служить полноценным, самодостаточным учебным пособием.

Развитию Патрологии, как науки и как образовательной дисциплины, способствовала также деятельность, направленная на перевод и/или издание творений святых отцов Церкви. Так, стараниями Московской Духовной Академии осуществлялась работа, направленная на издание святоотеческих сочинений под общей рубрикой «Творения святых отцов». На долю Санкт-Петербургской Академии выпало, в частности, издать собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Киевская Академия занималась, помимо прочего, переводом и изданием произведений западных авторов. При Казанском Православном Собеседнике, органе Академии, функционировал специальный патрологический отдел, издававший отдельные творения отцов и исследования по патристике.

Большую значимость для развития отечественной науки имело издание на русском языке аскетических произведений. Серьёзным событием в этом отношении следует признать появление в литературном пространстве сборника «Добротолюбие» (артикулируется как расширенное издание греческой «Филокалии»). Выходу сборника в свет активно содействовал святитель Феофан Затворник.

Довольно значительным шагом в области создания пособий по Патрологии следует признать «Лекции по патрологии I-IV века» Н. И. Сагарды. Оно примечательно не только обстоятельным изложением материала, но и структурной схемой его изложения. Автор излагает здесь сведения о жизни отцов (и учителей) Церкви, рассказывает кратко о содержании их творений, анализирует эти творения, выделяет главные мысли (идеи). Таким образом, принцип системности не ограничивается принципом хронологической обусловленности размещения разделов, но используется широко. В дальнейшем это пособие служило образцом формирования лекционного материала для многих преподавателей духовных школ. Серьёзный вклад в развитие Патрологии, как науки и как образовательной дисциплины, внес и А. И. Сагарда, известный, в частности, по произведениям: «Антиохийская богословская школа», «Древне-сирийская церковная литература», ««Ипотипосы» Климента Александрийского», «Святой Иоанн Дамаскин и его литературная деятельность».

Большой популярностью в духовных школах пользовалось пособие К. Е. Скурата «Святые Отцы (I-V века)», отличавшееся простотой и краткостью изложения материала, однако в силу краткости оно же и не давало глубокого раскрытия патрологической проблематики. Впрочем, К. Е. Скурат известен и работами узкопрофильной направленности, отличающимися большей глубиной научно-исследовательской мысли. Среди них: «Сотериология свт. Афанасия Великого», «Учение святителя Афанасия Великого о Боговоплощении как основе спасения».

Немало положительных отзывов встретило пособие «Курс патрологии» А. И. Сидорова, известного также по сочинениям: «Апологетический труд Оригена “Против Кельса (Цельса)”» «Библейско-критический труд Оригена «Гекзаплы»», «Некоторые аспекты экклезиологии преподобного Максима Исповедника», «Христианство как философия или любомудрие по Христу по свидетельству греческих отцов Церкви и церковных писателей II-VIII вв.», «Святоотеческое наследие и церковные древности», «Древние жития свт. Иоанна Златоуста», «Святитель Василий Великий. Жизнь, церковное служение и творения» и др.

Весомым вкладом в Патрологию следует считать труды митрополита Илариона (Алфеева): «Восточные отцы и учители Церкви IV века», «Восточные отцы и учители Церкви V века» и пр.

Ряд русских ученых XX века, оказавшихся (родившихся) в силу известных причин за рубежом, также способствовали развитию и популяризации патрологической науки.

Среди них выделяется протоиерей Георгий Флоровский. Плодом его трудов стали сочинения: «Восточные отцы IV века», «Византийские Отцы V-VIII веков». Эти труды до сих пор используются в духовно-образовательной практике в качестве вспомогательных учебных пособий.

Не менее известен своими работами другой представитель зарубежья – протопресвитер Александр Шмеман. Его вкладом в популяризацию Патрологии можно, в частности, считать труд «Введение в богословие».

Большим спросом пользовались и пользуются до сих пор сочинения протоиерея Иоанна Мейендорфа: «Введение в святоотеческое богословие», «Жизнь и труды святителя Григория Паламы». Многим любознательным верующим известны и другие его труды, скажем, «Блаженный Августин», «Письмо к Акиндину св. Григория Паламы».

Ещё один зарубежный ученый, архимандрит Киприан (Керн), известен любителям Патрологии как автор пособия «Патрология», а также как автор трудов: «Золотой век святоотеческой письменности», «Антропология свт. Григория Паламы» и иных.

Труд Л. П. Карсавина «Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях)» представляет собой краткое, можно сказать, конспективное изложение патрологического материала.

Перечень используемых в настоящее время пособий по системному изложению курса Патрологии можно продолжить. Это: «Патрология» протоиерея Василия Мезенцева, «Патрология и патристика. Краткое введение» А. А. Столярова, «Патрология. Конспект лекций» протоиерея Николая Гундяева, «Патрология. Курс лекций в ПСТБИ в 1995–1996 уч. г.» протоиерея Валентина Асмуса, «Русская патрология (XI-XVII вв.)» протоиерея Павла Хондзинского.

Комментарии для сайта Cackle