архимандрит Херувим (Карамбелас)

Современные старцы Горы Афон

Источник

Содержание

Предисловие к первому изданию на русском языке

Об авторе и его книге

Предисловие

Старец Иоаким из скита Праведной Анны Первое путешествие и служение Корни Призвание Божие Миссионерские труды В уделе Богородицы В Кавсокаливию В скиту Праведной Анны Крест послушания Его богообщение Богопросвещенный наставник духовной жизни. Его аккуратность и благородство души Его борода Диагноз врача Его вера Последние годы жизни Еще большее испытание На одре страданий В вечность Эпилог Старец Афанасий из Григориатской обители Призвание к монашеству Детские годы Глас Господень Дерзновение Приключение на море Неожиданное препятствие Афонский монах Новое поприще Послушник Постриг На подворье в Карее Нектар духовный «На свещнице» Святый алтарь Встреча Нашествие саранчи Игумен Пастырь добрый Брошенная метла Покров святых Видение монаха Уход на покой Свет духовный Его духовное величие Благодать Божия Божественные литургии Благодать Святого Духа Прозорливость Милостивое сердце Его слава Светлый закат В келейной тиши Милостыня духовная Небесные откровения. Мирный исход Старец Каллиник Исихаст Благочестивое стремление к Богу Ранние годы Иверский монастырь Пустынь Катонакии Жизнь в пустыне Отец Даниил Дух пустыни Лишения и трудности Резьба по Дереву Бесценное наследство Возрастание в аскетизме Прилежание к учению Радость уединения Учитель воздержания Смирение и доброта В затворе Житие исихаста Духовные сыновья отца Каллиника Духовный наставник Богодухновенные наставления Два новых отшельника Спущенный полицейский Исправление монаха Научение примерами На вершине горы Фавор Божественный свет Красен добротою Борьба против ереси Учитель умной молитвы Посещение слепым монахом Прозорливость Духовные сокровища Его сияние Блаженное упокоение Старец Даниил Катонакский От Смирны до Афона Поиск Иго послушания Монах Даниил Испытания Ватопед Сорок литургий «Ликуй, о пустынь!» Жизнь в пустыни Благословения и искушения «Свет во тьме» Светоносный Дар духовного рассуждения Старца Прельщение отца Каллистрата Ангел мира и любви Духовное родство Духовный отец Старица Кечровунио Мораитидис Святитель Нектарий Пентапольскнй и старец Даниил Попечения святых Плодотворение и урожай Письменные труды Старца Вышедшее из-под его пера Трудное покаяние Костиса Мармара В Обитель Небесную Духовная брань Монашеская жизнь Высоты духовные Грех подозрительности Православие и ересь Касаясь экклесиологических вопросов Разное Старец Исаак из монастыря Дионисиат Предисловие Начало пути Юные годы К Горе Господней В святом монастыре Дионисиат Просиявшие образы благочестия В обители «Зачем ты пришел, брате?» Послушания Многотерпение и аскетизм К вершинам добродетели Небесные мгновения Теплица духовная Благодатная жизнь Чудесное избавление Словно Адам до грехопадения Дивен Бог во святых Его Слезная молитва Добрая кончина Старец Савва Чада пустыни Пример для подражания Старец Иларион Ивериец В поисках Бога Жизнь в пустыни Между Небом и землей Расставание Восхождение К свету Община отца Саввы Духовное насыщение Живой столп добродетели Дар прозорливости Прославленный духовник «Всем бых вся» (1 Кор.9:22) Изобретательность любви Целительные средства Преображения Паломничество Радости и горести Сиона Св. Савва Освященный Лавра св. Саввы Птицы пустыни Паломничество к Иордану Брань с бесами Божия благодать в борьбе с бесами Магическая книга Странные камнепады Ложный ангел «Сказал ми еси пути живота» (Деян.2:28) У источника жизни «Помяни, Господи» Помощник и наставник Многоценное письмо Пасха Небесная Старец Игнатий Духовное становление Жертвоприношение Богу Научение нестяжанию Аскетическая брань Тайна послушания Послушание и священство Духовные отцы и чада Великий Старец Слово о посте Первый ученик отца Игнатия Второй ученик Гавань спасения Наука управлять души «Сын утешения» Искушение отшельника Неугасимая лампада Странная болезнь Монах, впавший в одержимость чрез гордость свою Свет благодати Благоухающий крин Прозорливость Ангелоподобный Совершая Божественные литургии К свету Старец Кодрат из монастыря Каракалл Место покаяния и подвижничества Святой монастырь Каракалл Происхождение и монашеское призвание Славно, когда братия подвизаются вместе Во славу Божию Пример трудолюбия Истинный игумен Добрый пастырь Богопочитание: его жизнь Пастырь Самоотвержение, постничество и милосердие Добрый духовник Духовный целитель В часовне св. Гедеона Спасение отчаявшегося Духовное наследство «Добре, раб благий и верный» (Мф. 25» 21) Испытания Свидетельства благодати «Течение скончах» (2 Тим.4:7) Старец Филарет из монастыря Костамонит «Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил!» (Пс.83:2) Святой монастырь Костамонит Нетленная чистота Жажда познания Христа Три чудотворные святые иконы «Закон Твой поуучение мое есть» (Пс.118:174) Мученическое послушание Литургическое служение «Яко аз раб Твой есмь» (Пс.142:12) «Болий в вас, да будет яко мений и старей, яко служай» (Лк.22:26) «Царствие Небесное нудится (с нуждею восприемлится)» (Мф. 2:12). Дар прозорливости Преданность Старца Богородице «Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы» (Пс.118:130) «Блажени кротции, яко тии наследят землю» (Мф.5:5) Простота и чистота Старца «Судьбы Твоя не забых» (Пс.118:30) Проницательный духовник Милосердие отца Филарета Христианская кончина живота Старец Герасим (Менагиас) От рождения до возрождения «Мое Сокровище» Рождение и детство Защитник материализма В сетях спиритизма Возрождение Паломничество на Святую Землю «Благословенна жизнь подвизающихся в пустыне, ибо возлтают они на крыл ах Божественной любви» В пустыни Катонакии В «козьих жилищах» у свят. Василия Аскетическая брань «На свещнице» Милосердие Броня терпения Занесенный снегом Святопавловский монастырь «Праведницы же наследят землю, и веселятся в век века на ней» (Пс.36:29) Святая кончина  

 
Предисловие к первому изданию на русском языке

Классическое произведение современной духовной литературы «Современные старцы Горы Афон» знакомит читателей с истинными подвижниками святой жизни нашего времени. Отец Херувим рассказывает о тех богатырях духа, которые сформировали нынешний духовный климат Святой Горы. Эта чудная книга представляет собой замечательное введение к богатой литературе об афонском подвижничестве и духовной жизни.

Издание выходит в двух книгах; первоначально же выходило серией из десяти книг на греческом языке в течение десяти лет. Во вторую книгу войдут жизнеописания старцев Саввы, Игнатия, Кодрата из монастыря Каракалл, Филарета из монастыря Костамонит и Герасима (Менагиаса).

Труд отца Херувима обращен в первую очередь к молодежи с целью показать, что Православие еще живо, живо монашеское подвижничество. В настоящее время большинство из двадцати монастырей на полуострове, известном как Гора Афон, переживают период стабильного роста. С конца 1960-х годов многие обители вернулись к здоровому общежительному уставу; здания ремонтируются и перестраиваются, старые фрески засияли в первозданной своей красе, бережно сохраняются бесценные книги, столь важные для духовной жизни о Боге. И молодые люди, жаждущие богообщения, находят на Афоне желаемое.

Афон знает многих святых, имеет их и сейчас Гора эта не зря и сегодня называется Святой. Когда, с 1965 года, монашеские устои на Афоне были поколеблены, отец Херувим принялся за бесценный труд свой, желая показать, какой должна быть жизнь о Боге. Начал он с жизнеописания своего собственного Старца и духовного собрата – отца Иоакима, с которым подвизался в скиту Праведной Анны. Следующие семь глав повествуют о старцах, ставших уже всеобще известными и чтимыми к тому времени, когда отец Херувим прибыл на Гору Афон. Жития старцев Филарета и Герасима составлены отцом Иоанникием, учеником и продолжателем трудов отца Херувима, написаны после смерти последнего (в 1979 году).

Из этой книги читатель сможет узнать лишь о немногих богоносных старцах. Нам, знающим из современных афонских подвижников лишь старцев Силуана, Савву Нового и Феодосия Карульского, может показаться что святые – это редкие исключения из множества исповедующих Православие. Но каждый из нас призван ко спасению, к святости. И на Афоне было и есть множество старцев святой жизни, подобных отцам Силуану, Савве Новому, Феодосию Карульскому. Мало кто знает в миру о других современных подвижниках Святой Горы, чьи жизнеописания еще ждут публикации. Назовем сейчас лишь некоторых из них: Святые Двенадцать, старец Георгий Хиландарский († 1972), старец Аввакум из Лавры († 1978), праведники Румынских скитов, слепой старец Михаил из скита Праведной Анны (I 1952), старец Иосиф Пещерник († 1959).

Духовные чада старца Иосифа Пещерника увеличились числом своим, и сейчас наполняют собой монастыри Дионисиат, Ксиропотам, Филофей, Костамонит и – с 1988 года – Ватопед.

В последние двадцать лет некоторые монастыри переживают время подъема благодаря притоку на Гору на послушание некоторых православных братств извне и духовному руководству нынешних игуменов. Ввиду очевидного увеличения числа монашествующих и улучшения состояния сооружений необходимо отдать должное тем людям, которые послужили своими талантами этому. Архимандрит Херувим принадлежит к этим бытописателям многовекового афонского подвижничества.

Но, кажется, что стоит упомянуть и о том, что вопрос об общем современном духовном здоровье Афона остается трудным и закрытым. Упомянуть ввиду спорных вопросов, которые могут быть известны некоторым ревнителям традиционного Православия, могут быть подняты современными исповедниками, если таковые найдутся. В частности, можно слышать критические высказывания о введении и использовании телефонов на Святой Горе, о нетвердости, проявляемой порой при навязывании нового календаря, о прокладке новых дорог и использовании больших грузовиков, тогда как прежним подвижникам достаточно было и мулов, об изгнаниях и преследованиях исповедников, о расчистке и вырубке лесов, о молчаливом непротивлении нововведениям Вселенского Патриарха, об использовании электричества и пестицидов. Попираются устои монашеской жизни, основанные первоначально на отвержении мирского образа мышления, на которых возросли многие святые. Эти устои становятся столь хрупкими, когда есть угроза прерывания традиций таких отцов, о которых рассказывает и эта книга отца Херувима. Сегодня жизненно необходимо знать, ценить и благоговейно преклоняться пред чистыми и простыми старцами Святого Афона.

Отец Херувим рассказываетоб их духовной жизни, но опускает многое негативное, чтобы сохранить у читателей возвышенное настроение. Но, думается, что православным сейчас необходимо знать и о плохом, чтобы выжить. Богоборческий дух века сего проникает и на Святую Гору. Описывая лишь то, что прямо касается исповедничества афонских старцев пред обновленческими иерархами и священниками, озабоченными своими успехами в мирской жизни, отец Херувим недоговаривает многое. Факт ссылки отца Иоакима на остров Скопелос в конце 30-х годов, события, в результате которых архимандрит Афанасий был отправлен на покой в 20-х годах, письмо старца Даниила о церковной реформе, выдающееся положение старцев Каллиника и Игнатия в движении исповедников в 20-е годы, жестокие гонения на афонские монастыри со стороны Вселенского Патриарха-экумениста в годы жизни отца Саввы во время русско-турецких столкновений и раскол в общинах исповеднйков – это все события, которых отец Херувим предпочел лишь слегка коснуться. Описывая жития рабов Истинного Бога, автор, возможно, считал эти события болезненными ранами, шрамы от которых еще слишком свежи, чтобы касаться их, или же посчитал их просто рябью, затуманивающей зеркальную поверхность воды в гавани Православной веры, и он предпочел вместо разговора об этом направить наши взоры к Богу, Который творит чудеса в святых Своих.

Первоначально написанная на греческом языке, книга эта впервые выходит на русском. Она имеет большое значение для пробуждающегося чувства прекрасного среди верных Богу сегодня. Есть внутренняя красота и доброта в этих простых Старцах, бывших сокрытыми в течение многих лет от русских православных. В них есть глубина духовного знания, неведомая светским авторам. Это не пустые, злобные и развращенные герои современной мирской литературы, но могучие современные герои, люди с прекрасными душами, которые через двадцать веков христианства все еще остро воспринимают смысл жизни в спасении Иисусом Христом. Автор не размышляет сухо о вере и разуме, напротив, теоретическое знание о духовной жизни ярко иллюстрируется им повседневной жизнью этих людей. Самые трудные духовные научения об аскетизме и ведении Бога рассматриваются практически, примерами жизни этих новых светочей.

«Современные старцы Горы Афон». Эта книга будет существовать в русской литературе как книга, внушающая любовь к Святой Горе. Многие другие книги предлагают богатую и редкую информацию, но эта рассказывает о ежедневных делах и событиях жизней афонских подвижников. Различные путеводители предлагают информацию, иллюстрирующую, как живут монашеские общины, но они не в состоянии передать нам, чем живут монахи, что такое монашеский подвиг.

Большой ценностью этой книги является то, что она говорит о рас, раскрытомдля всех людей, о любящем Боге, призывающем чад Своих, возвращающихся к Нему в этот одиннадцатый час И вот пожелание издателей книги архимандрита Херувима (Карамбела- са) «Современные старцы Горы Афон»: войти в Чертог Брачный, прежде чем затворятся двери, чтобы никогда уже не открыться.

Иеромонах Герасим (Ильин)

Об авторе и его книге

Автор книги «Современные старцы Горы Афон», архимандрит Херувим (Карамбелас) родился в 1920 году и был крещен с именем Георгий. Еще до его рождения отец его погиб на греко-турецкой войне в Малой Азии, и место отца в его жизни занял дядя. Дядя дал строгое, даже суровое воспитание. Мальчику было четырнадцать лет, когда в душе созрело желание монашеской жизни – и именно на Афоне, благодаря жизнеописаниям двух афонских монахов – отцов Паисия и Хрисанфа. Несмотря на неодобрение и всяческие препятствия со стороны мамы и дяди, зерно вдохновения, уже посаженное, проросло через несколько лет созрело твердое решение провести оставшуюся часть жизни монахом на Святой Горе Афон.

С этим намерением в августе 1938 года восемнадцатилетний Георгий втайне от всех сел на корабль, который по пути в Фессалоники должен был сделать остановку в Дафне – в порту Святой Горы. Прибыв, наконец, на святой полуостров, он совершил паломничества по разным местам: побывал в Карее – столице Афона, в скиту Праведной Анны, в Кавсокаливии, в румынском скиту св. Иоанна Предтечи, в Лавре и в монастыре Дионисиат. Хотя Дионисиат, и особенно один из его добродетельных монахов – старец Лазарь, очень его привлекал, он все же решил вступить в каливу Рождества Богородицы скита Праведной Анны. Строгий, но любвеобильный старец этой каливы, отец Георгий, и братия (жизнь одного из которых, старца Иоакима, описывается в первой главе книги «Современные старцы Горы Афон») жили в той атмосфере духовной, которую искала юная душа: строгие требования в сочетании с большим вниманием к его духовному развитию, и постоянные примеры святости.

Настоящее издание книги «Современные старцы Горы Афон» – перевод с английского перевода Братства преп. Гурмана Аляскинского и Валаамского Общества Америки. Следует сказать, что стиль языка отца Херувима – возвышенный и трогательный, и, вместе с тем, по-детски простой, трудно поддается дословному переводу. Посему при редактировании главным было желание не столько передать букву, сколько дух этого творения.

Как показывает эта книга, чистая душа Георгия запечатлела живые, неискаженные образы подвижников, встречаемых им, жизнь их, наблюдавшуюся им, и это осталось навсегда в душе его, и его талант писательский позволил столь ярко передать все другим.

Георгий пробыл послушником в скиту Праведной Анны более двух лет, затем был пострижен в великую схиму и наречен отцом Херувимом в благоговейную память Исихаста в скиту св. Василия, которого он почитал. Постриг был совершен в пещере св. Афанасия 14 октября 1940 года.

Несмотря на желание всю жизнь прожить на Афоне, отец Херувим вынужден был из-за тяжелой болезни покинуть Святую Гору в октябре 1942 года и обосноваться в Афинах. Ему суждено было лишь раз еще побывать на Афоне, несколькими годами спустя, чтобы навестить отца Иоакима на смертном одре Он основал святой монастырь Параклет (Святого Духа – Утешителя) в Оропосе, вблизи Афин и ввел в нем строгий афонский устав.

Был он игуменом этого монастыря до самой своей смерти 22 августа 1979 года. Монастырь этот издает православную литературу, что сегодня в Греции – из самых душеполезных, доступных и вдохновляющих (некоторые из них – суть переводы на греческий классических произведений русской духовной литературы). Книги эти пропитаны истинной православной духовностью: цветы, возросшие из семян афонского монашества, упавшие на добрую почву души отца Херувима во время его относительно короткого пребывания на Святой Горе.

Душа его во всю жизнь стремилась на Афон, который он так ясно и с такой любовью помнил, но несомненно, что жизнь его прошла согласно определению Божию – к нашей большой пользе, – что он оставался там, где удобно мог другим поведать о своих идеалах афонского монашества, в монастыре, им основанном – через напечатание трудов своих. Мы уповаем, что труд отца Херувима, выходящий сейчас на русском языке, принесет плод, достойный заложенного в него.

Предисловие

Гора Афон – это особая земля, на полпути между Небом и землей. За последние 1300 лет она заняла особенное положение среди всех других стран на земле, образ жизни на Афоне не подчинен мирским законам. Афон населен мужами, которых не удовлетворяет ничего, что может предложить мир; они стремятся к большему, чем материальные блага и земные красоты. В поисках этого большего они и отправились на Гору Афон, где кончается земля и начинается Небо. Благодаря многотерпению и ежедневным подвигам, они находят искомое и живут так, имея величайшее сокровище И сокровище это – этот кусочек Неба – сохраняют до конца земной жизни.

На Святой Горе мужи те ведут новую жизнь – жизнь, дающую им предощущение будущего блаженства. Души их вдохновляются мыслью о вечности, которая, словно вечная весна, ободряет и утешает, когда становится по-зимнему тяжело. Вдохновленный чудом подвижнической жизни на Горе Афон, автор стремится разделить свое вдохновение с теми людьми, у кого не было возможности лично встретить Старцев святой жизни.

Книга «Современные старцы Горы Афон» написана с целью показать духовных подвижников, подвизавшихся на Святой Горе в первой половине XX века. Некоторые из них пребыли на Афоне до конца жизни, другие, после многих трудов там, продолжали свое служение за пределами Афона. Жизни их свидетельствуют о том, что и в наши апосгасийные времена есть истинные подвижники, ведущие великую духовную брань.

Вместе с тем, книга эта должна рассматриваться как плод глубокой благодарности автора тем святым и смиренным Отцам, давшим ему и продолжающим давать бесценные дары. Сейчас, когда выходит книга, лишь их любимые и незабвенные лики придают ему силу и даруют утешение, хотя сами они так далеко..

Архимандрит Херувим, июнь, 1968 г


Источник: ЗАО "Тираж-51". ISBN: 966-302-270-1

Комментарии для сайта Cackle