Источник

Размышление о суде над Господом Иисусом Христом пред Каиафой и Пилатом

Размышляя о суде над Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом пред Каиафой и Пилатом, мы, христиане, приходим к тому трогательному и вместе утешительному и спасительному для нас убеждению, что тогда как беззаконные судьи, для своей погибели, совершали ужасное злодеяние, вопреки Божеским и человеческим законам, – всеправедный Господь Бог, для спасения рода человеческого, совершал такое дело, которое от века было предопределено, и должно было совершиться по неисследимым законам Его премудрости, правосудия и благости, как совершилась и вся тайна искупления.

Рассмотрим же это событие, в духе веры Христовой, при свете слова Божия и руководстве святой Церкви, с двух указанных сторон: I) как предопределенное свыше, и II) как искупительное.

I

Господь наш Иисус Христос был предан суду и осуждению по точному предопределению и проразумению Божию (Деян. 2:23), так что не только приговор, произнесенный Каиафой и Пилатом, еще от века был преднаписан в главизне книжне судеб Божиих (Пс. 39:8), но и все, что ни случилось на этом суде, рука Божия и совет преднарече быти (Деян. 4:28). Это видно из того, что здесь, действительно, исполнилось все то, что за несколько веков предъизображено было в писаниях пророческих, и на что указывал пророчественно сам Иисус Христос прежде самого события.

Так, предсказаны были 1) самые внешние обстоятельства суда над Иисусом Христом, как-то: подкуп, предательство ученика, рассеяние учеников, отречение одного из них в продолжение самого суда, а также – время события и совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников.

Подкуп предсказал пророк Захария, когда с точностью определил и самую цену Цененнаго от сынов израилевых – тридесят сребренник (Зах. 11:12; Мф. 27:9).

О предательстве ученика предрек пророк Давид словами: ядый со мною хлеб, воздвиже на мя пяту свою (Пс. 40:10. сн. Ин. 13:18). Указывая на сии слова, сам Господь Иисус Христос за тайной вечерей, омочив хлеб в солило и подав его предателю, сказал ученикам своим: един от вас предаст Мя (Мф. 26:21).

Рассеяние учеников в ту ночь, когда Господь Иисус был предан в руки нечестивых на суд и мучения, предсказал пророк Захария, когда взывал к мечу: порази пастыря, и расточатся овцы стада (Зах. 13:7)! Это, без сомнения, пророчество имел в виду Господь, когда сказал ученикам Своим: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию (Мф. 26:31).

Отречение одного из них в то самое время, когда Господь был судим и мучим, указано в пророческих словах святого псалмопевца: удалил еси от Мене друга и искренняго (Пс.87:19).126 „Страха ради иудейскаго, друг твой и ближний, Петр, якоже зряше содеваемая тогда, отвержеся Тебе, Господи“.127 И сам Иисус Христос предрек Петру: аминь глаголю тебе, яко в сию нощь ... трикраты отвержешися Мене (Мф. 26:34).

Время события – суда и осуждения Иисуса Христа указано в пророчестве Иакова патриарха, предвозвестившего, что отложенное Израилю чаяние языков – придет тогда, когда оскудеет князь от Иуды (Быт. 49:10). Это пророчество оправдалось голгофским событием: иудеи тогда уже не могли произнесть ни над кем смертного приговора, без суда римского правителя; оттого-то и был судим Иисус Христос Понтием Пилатом.

Совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников предрек Давид. Вскую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным? взывал царепророк. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс. 2:1–2). „И поистине, собрались во градеˮ Иерусалиме „на святаго Сына Твоего,ˮ Владыко Боже, „Иисуса, помазанного Тобой, Ирод и Понтий Пилат, с язычниками и людьми израилевыми (Деян. 4:25–27)“. Сам Господь Иисус Христос тоже предсказал ученикам Своим: се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на смерть, и предадят Его языком (Мф. 20:18,19).

2) Предсказаны, затем, свойства и действия на суде виновников осуждения Иисуса Христа.

Так, свойства врагов Иисуса Приста, бывших главными виновниками Его осуждения, особенно в разительных чертах изобразил царь-пророк. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя. Обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящие мя без правды и проч. (Пс. 21:13,17; 37:20). Сам Иисус Христос прямо назвал своих врагов – обвинителей и судей – грешниками: приспе конец, прииде час: се предается Сын Человеческий в руки грешником (Мк. 14:41). .

Что касается до действий виновников осуждения Иисуса Христа, то вот какие из них указаны были пророками:

Лжесвидетельство на суде синедриона и оболгание пред Пилатом. – Так святой псалмопевец сказал: восташа на мя свидетели неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя (Пс. 34:11). И в другом месте: ищущии злая мне, глаголаху суетная, и льстивым (коварствам) весь день поучахуся, – оболгаху мя (Пс. 37:13,21).128

Поругание Христа, именно: ударение в ланиту, заушение, заплевание, бичевание. Ударение в ланиту предвидел пророк Иеремия, и сказал: подаст ланиту свою биющему, насытится укоризн (Плч.3:30). Заушение и заплевание предсказал пророк Исаия, говоря от лица Мессии: вдах ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний. Положих лице свое аки твердый камень (Ис. 50:6,7). И псалмопевец: покры срамота лице мое (Пс. 68:8,20). О бичевании предсказал Исаия: плещи моя вдах на раны (Ис. 50:6), и Давид: Аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну (Пс. 37:18). На хребте моем делаша грешницы (Пс. 128:3)129 и бых язвен весь день (Пс. 72:14. сн. Иов. 16:11–14). А вот о том же и слова самого Спасителя: Сын Человеческий предан будет архиереом, и книжником, и предадят Его языком на поругание, и биение, и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его (Мк. 10:33,34; Мф. 20:18,19).

Буйные вопли беззаконных обвинителей Иисуса Христа. Вот как пророки о них заявляли от лица Мессии: бысть Мне достояние Мое (народ избранный) яко лев в дубраве, даде противу Мене глас свой (Иер. 12:8), Отверзоша на Мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй (Пс. 21:14). Дом израилев ... ждах, да сотворит суд, сотвори же беззаконие, и не правду, но вопль (Ис.5:7)!130

Предпочтение Христу разбойника Вараввы. Это предвозвестил пророк Иеремия в следующих словах: два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати (Иер. 2:13). Такой смысл в них находит святая Церковь, когда говорит, что „источник воды животныя,ˮ которого отвергнулся Израиль, есть Господь Иисус, а „кладенец сокрушенныйˮ – Варавва, которого они избрали и отпустили.131

Недопущение на суде защиты Иисуса Христа. Таков смысл предречения пророка Исаии: во смирении Его суд Его взятся (Ис. 53:8). „Пророк сказал это, – по словам святителя Златоуста, – показывая несправедливость суда над Иисусом Христом, то есть, что на оном суде никто не явил себя защитником Праведника“132. Поношение чаяше душа моя, и страсть, пророчески вопиял Давид: и ждах соскорбящаго,и не бе, и утешающих, и не обретох (Пс. 68:21)!

Осуждение Иисуса Христа на смерть. Сказав о Христе: во смирении Его суд Его взятся..., пророк Исаия присовокупил: яко вземлется от земли живот Его, – ведеся на смерть (Ис. 53:8)! – Предан будет Сын человеческий, говорил Сам о Себе Иисус Христос, и осудят Его на смерть (Мк. 10:33)!

3) Поразительно такое обстоятельное предначертание в пророчествах суда над Спасителем, и такое подробное предуказание свойств и действий виновников беззаконного осуждения Его; но с не менее поразительной ясностью предъизображены были свойства и действия судимого Господа Иисуса Христа. Те и другие очевидно показывают, что, будучи осужден совершенно несправедливо, Он все претерпел, как предопределенный Богом Избавитель мира. Так например:

Христос изображается в пророчествах, как благодетель, оклеветанный людьми неблагодарными, терпящий зло за добро... Воздающии Ми злая возблагая, зане гонях благостыню (Пс. 37:21), – терпящий Бога ради: Боже израилев! Тебе ради потерпех поношение (Пс. 68:7,8)!

Предречено и Его дивное молчание на суде, и дерзновенное глаголание истины. Молчание: и Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих (Ис. 53:7). И наказание Господне отверзает ушы Мои: Аз же не противлюся, ни противоглалолю (Ис. 50:5). Аз же яко глух не слышах, и яко нем, не отверзаяй уст своих, и не имый во устех своих обличения (Пс. 37:14,15). И дерзновенное глаголание: Господь, Господь дает мне язык научения, егда подобает рещи слово. Кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно: и кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне (Ис. 50:4,8).133

Предъизображены – Его совершенная невинность, и вместе искупительное принятие на Себя тяжкой виновности. Невинность: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис. 53:9). И вместе искупительная виновность: у пророка Давида тоже самое лицо, которое говорит, что преследовавшие его враги оболгали его за то, что оно постоянно следовало добру, вопиет: беззакония моя, превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37:5).134 Подобным образом и Исаия говорит, что сие Лицо ради беззаконий людей ведеся на смерть (Ис. 53:8), и что, следственно, осуждение Его, Христа, имело быть искупительное.

II.

Искупительную силу и значение суда и осуждения, которому благоволил подвергнуться Господь наш Иисус Христос, можно видеть 1) из прямого отношения этого суда к суду Божию над первыми преступниками – прародителями падшего рода человеческого; 2) из учения святой Церкви, которая в различных обстоятельствах суда над Иисусом Христом находит таиственный смысл, – указывая, как во всех внешних действиях выражалось здесь совершение дела искупления.135

В самом деле, если сравним суд Божий над падшими человеками с этим судом человеков над Восстановителем падшего рода человеческого, Сыном Божиим, то найдем ближайшее, так сказать, мздовоздаятельное соотношение между первым и последним.

И прежде всего, а) что были за причины, по которым прародители наши оказались виновными, а Иисус Христос – обвиненным?

И там и здесь главной причиной была зависть. Завистью диаволею смерть вниде в мир, говорит премудрый (Прем. 2:24). Не позавидуй диавол блаженству человека, – он не стал бы и искушать его в раю, – и наши прародители не оказались бы виновными. – По зависти предан был и Иисус Христос. Ведяше Пилат, по свидетельству Евангелиста, яко зависти ради предаша Его (Мф. 27:18), Иисуса Христа, иудеи, – те, которым сам Господь сказал некогда: вы отца (вашего) диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони (Ин. 8:44).

А затем, – и там и здесь, влекли невинных в погибель коварство, ложь и клевета.

Сколько коварства было в лукавых словах древнего змия: что яко рече Бог: да не ясте (Быт. 3:1)! – Мало ли коварства было и в словах иудеев, предуготовлявших, так сказать, осуждение Иисуса Христа: рцы нам: что Ти ся мнит? достойно ли есть дати кинсон? и т. п. (Мф. 22:17); и на самом суде: аще Ты еси Христос, Сын Божий (Мф. 26:63)?

Гнусная ложь слышалась в словах змия: не смертию умрете, и проч. Но менее гнусная ложь высказывалась и в лжесвидетельстве иудеев на суде Каиафы (Быт. 3:4; Мф. 26:59)!

Черная клевета на Бога слышна в словах дьявола: ведяше бо Бог. А сколько самой черной клеветы высказано было иудеями на Господа Иисуса Христа, в обвинениях Его пред Пилатом (Быт. 3:5; Лк. 23:2) и проч.!

б) Далее, в чем сделался виновен падший человек, и в чем обвинен Иисус Христос?

Сущность вины наших прародителей, нарушивших заповедь Божию, состояла в том, что они возжелали быть яко бози, ведяще доброе и лукавое, – присвоить себе царственную власть над самими собою, и действовать по своей воле, а не по воле Божией (Быт. 3:5). И Спаситель обвинен был, хотя и не был виновен, в присвоении Себе звания Сына Божия, равного Богу (Ин. 19:7), – тогда как Он не восхищением непщева быти равен Богу (Фил. 2:6), – обвинен в возмущении против власти и посягательстве на царское достоинство (Лк. 23:2), тогда как то и другое обвинение была одна клевета!

в) Обратим теперь внимание на свойства и действия на суде лиц подсудимых.

Виновные прародители, позванные на суд Божий, обнаруживают на нем все признаки греховности, рабский страх, лукавство и т.п. (Быт. 3:10,12,13). Обвиняемого на суде человеческом Иисуса Христа даже виновники Его осуждения – сам игемон Пилат, даже предатель Иуда (Мф. 27:24.4), признают невинным, праведником...

Виновные прародители на суде молчат – когда бы, на слова Господа: где еси, нужно было говорить, и исповедать грех свой, – и говорят, где лучше было б им молчать, – когда лукаво оправдывают себя, и тем еще более увеличивают вину свою (Быт. 3:9 и след.). Обвиняемый на суде Иисус Христос говорит, егда подобает рещи слово (Ис. 50:4), когда нужно было исповедать истину или обнаружить заблуждение, ослепление врагов Его; и молчит, когда требовалось явить Свою невинность, и без всякого оправдания очевидную.

г) Посмотрим на участь, какой подсудимые подверглись на суде.

Господь Судия обрекает праматерь на болезни чадорождения, и праотца – на пожатие терния и волчцев от той земли, которую должен возделывать в поте лица (Быт. 3:16–19). Иисус Христос на суде отдает плещи свои на болезненныя раны и, после кровавого пота (Лк. 22:44), венчается тернием, вырощенным землею, проклятою в делах человека!

Осужденных праотцев Господь Судия облек в кожаные ризы. Это с одной стороны видимый знак поругания за грех, – так как они заменили собой райскую одежду невинности, а с другой – остаток царственного их величия, так как кожаная риза – некоторая дань со зверей, созданных на службу человека – царя (Быт. 3:21). И, когда таким образом вместо райской одежды невинности наши прародители облеклись в одежды кожаные, – Бог сказал: се Адам бысть яко един от Нас, – яко Бог, – еже разумети доброе и лукавое (Быт. 3:22)! И Господь наш, Искупитель, облечен был на суде в ризу багряную – одежду поругания, а вместе и таинственное знамение царственного Его величия. И когда в таком виде, в такой багрянице, изъязвленный, венчанный тернием, Он представлен был народу, – Пилат воскликнул: се человек (яко един от нас)! Се Царь ваш (Ин. 19:5,14)!

Осужденные прародители осуждены были на смерть (Быт. 3:19). И на Иисуса Христа изречен был приговор: повинен есть смерти, – должен есть умрети (Мф. 26:66; Ин. 19:7).

Враг первозданных, вовлекший их в бездну виновности, поражен был от праведного Судии проклятием (Быт. 3:14). Проклятие на себя, и на свое семя или потомство изрекли и распинатели Иисуса Христа: Кровь Его, кричали они, на нас и на чадех наших (Мф. 27:25)!

Но милосерден Господь и в самом действии правосудия: возвестив бедствия, Он в то же время и утешил их надеждой на избавление: Той, обетованный Сын Девы, сотрет главу змия (Быт. 3:15). – Иисус Христос терпел суд, страдания и уничижение, но в то же время и указывал на грядущую славу Свою, на Свою власть судить мир: отселе узрите Сына человеческаго седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных (Мф. 26:64). Видно было, что здесь-то, при Его суде и осуждении, сбывается обетование, дарованное праотцам на самом суде их!

Нет сомнения, что такое разительное соотношение между судом Божиим над первыми человеками, и судом человеческим над Адамом вторым, совершенно согласно с той мыслью, что этот последний суд есть искупительный.

2. Искупительность суда, совершившегося над Иисусом Христом, ясно можем видеть, по указанию святой Церкви Христовой: а) в различных принадлежностях этого суда – в орудиях тех страданий, которым Господь Иисус благоволил подвергнуться на нем, и б) в некоторых обстоятельствах, сопровождавших суд.

а) Святая Церковь не только вообще учит, что Христос благоволил подвергнуть Себя суду и осуждению, чтобы нас избавить от осуждения за преслушание, но и дает особенное значение всем тем истязаниям, какие Господь претерпел от врагов, осудивших Его на смерть, так что и узы Христовы, и ударение Господа в ланиту, и оплевание Его, бесчестие, покрытие лица, заушение, разоблачение, венчание тернием, облачение в багряницу, вручение Ему трости и т.п. – в священных песнопениях Церкви выражает символическое значение страдания Спасителя.

Иисус Христос Сын Божий, послушлив быв Отцу, (Фил. 2:8), судится и осуждается для того единственно, чтобы избавить Адама и его потомство от осуждения за преслушание. Эта мысль выражена в следующих песнях церковных: „Невидимый Судия во плоти како виден был еси? И идеши от мужей беззаконных, убиен быти, наше осуждение осуждая! страстию Твоею!”136 „Судии неправедному, еврейскою злобою, предан быв Всевидец, и всей праведне судяй земли, Адама древняго избавил еси осуждения! ”137 „Осуди древле во Едеме преслушание, но волею судим бысть, преступльшему разрешая прегрешения, пребожественный отцев Бог и препрославлен”.138

Иисус Христос был связан – для того, чтобы нас разрешить от уз греховных, и от клятвы, а врага – диавола связать узами. Эта мысль высказана в следующих церковных песнях: „Да отпустиши мя от уз греховных, Человеколюбче, Твоею волею связан был еси”.139 „Разрешаеши мя от уз летных, в лето безлетный быв”.140 „Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится. Неосязаемый удерживается, вяжется Разрешаяй Адама от клятвы!141 Разрешается от уз греховных человечество, Тебе, Слове, плотию связану бывшу”.142 „Связан быв волею, гордаго узам нерешимым отслал еси, Владыко”,143 „вечными узами связуя, Спасе, врага отступника;144 и связуется мучитель яко птица, от всех верных наругаем”.145

Иисус Христос претерпел ударение в ланиту от раба, чтобы нас освободить от рабства диавола: „Предстал еси судии, судим неправедно, Судяй праведно всей земли, и претерпел еси ударение в ланиту, свободити мя хотя, порабощеннаго, Господи, лукавому миродержцу”.146

Иисус Христос понес оплевание и бесчестие, чтобы нас почтить обесчестившихся: „Всякия чести пребольний сый, обезчеститися претерпил еси, яко да мя, зле обезчестившагося почтиши, Человеколюбче”.147

Иисусу Христу покрывается лице – для очищения греха Адама, преступившаго видением, – „во отъятие падения, еже подъят Адам, украден быв, видения ради,148 – а в отношении к врагам Его, – как бы во исполнение слов самого Бога: скрыю лице Мое от них (Втор. 32:20; сн. 2Кор.3).

Иисус Христос заушается, – чтобы „заушить“ злобу древняго змия, и избавить нас от его лести: „Ядовитую заушил еси змия злобу, заушен быв”.149 „Заушения претерпел еси, Долготерпеливе, и уничижения, хотя всех избавити лестца, едине Жизнодавче”.150 Иисус Христос разоблачается (в претории), чтобы нас обнаженных облечь в одежду нетления, и обнаружит вражии коварства: „Да облечеши мя одеждею, Слове, нетления, обнажился еси волею”.151 „Одеждею нетления обнаженныя ны облещи возжелев, совлеклся еси, – обнажил еси, вражии, Христе, коварства”.152

Иисус Христос венчается тернием – для того, чтобы с одной стороны искоренить терние Адамова преслушания и проклятия, и насадить в нас семена богоразумия; а с другой, – чтобы искоренить в самом естестве нашем терние страстей, – и наконец, чтобы потребить царство лукавого.

Первая мысль выражена в следующих церковных песнях: „Из корене, Христе, прозябл еси Иессеова, воплощаем, и искореняеши израстшее терние Адамова преступления, венец носяй тернов! ”153 „Венча тернием Тя, Царю безсмертне, собор законопреступный, из корене изсецающа прелести терние! ”154 „Венцем от терния исплетенным увязлся еси поруганно, Царю всех, запрещение, Спасе, терновнаго греха истерзая, ”155 и разрешая древнее проклятие.156 „Стояше судим, Человеколюбче, иже судити хотяй всем: венцем же терновым увязлся еси хотительне, Спасе, своею волею, преслушания, Христе, терния, из корене истерзая, всем же насаждая Твоего благоутробия познание”.157 „Тебе тернием, Царю, людие законопреступнии венчавают, славою венчавшаго человека, и преслушания Адамова терние искоренившаго, Христе, и насадившаго всем богоразумия прозябение”.158

Вторая мысль высказана так: „Венчался еси, Долготерпеливе, тернием, посекая страстей терние”.159 „Тернием венчався, иже венчавый цветы всю землю, страстей моих терние из корене сечеши, Слове, и насаждавши во мне Твой разум”. „Славы Ты Господь еси, иже славою венчавый человека, тернием венчался еси, яко да терноносное естество наше сотвориши плодоносно, Садителю божественных деяний”.160

Вот выражение и третьей мысли: „Досаждение претерпел еси, Спасе, терниями, яко Царь, волею, Христе Боже, венчаваем”. „Венцем терновным увязлся еси, якоже Царь царствующих, Христе, лукаваго потребляя царствия, на спасение нас поющих, Избавителю Боже, благословен еси”.161

Иисус Христос облекается в багряницу – яко победитель диавола и Искупитель, прикрывающий грехи человеческие, и восприемлющий царство мира.

„Когда, – говорит святитель Афанасий Великий, – совлекали с Господа одежды, и облекали Его в багряницу, то чрез это самое невидимо воздвигался трофей над диаволом. Чудо новое и неимоверное, знамение величайшей победы! Кого в посмеяние и поругание били и облекали в триумфальные украшения, багряную ризу и венец терновый, Тот по сему самому, облеченный такого рода одеждою, шел на смерть, для того, чтобы явить, что Он одержал победу, и не тщетно, но ради нашего спасения”, яко Искупитель!162 „Своею багряницею, – замечает блаженный Иероним, – Он прикрывает кровавые дела язычников”.163 „Чрез багряную ризу, – прибавляет святитель Кирилл Александрийский, – как бы ознаменовалось, что Христос посредством веры восприимет царство мира”.164

Иисус Христос приял в руки трость, чтобы написать нас в книге живота, и укрепить Своею божественною силою нашу слабость, которой символ – трость; а с другой стороны, – для того, чтобы написать святотатство иудеев, и сокрушить врагов Своих:

„Рукама Твоима трость прием, – воспевает Церковь, – в горней книзе написал еси всех нас, в Тя веровавших”.165

„Трость приемлет Христос в руки, – говорит святитель Амвросий, – для того, чтобы слабость человеческая уже не колебалась, подобно трости, ветром колеблемой, но, подкрепленная делами Христовыми, была бы тверда, или, по сказанию евангелиста Марка, тростию били Его по голове (Мк.15:19), – для того, чтобы от сильнейшего соприкосновения нашего состава” (изображаемого тростью) „к Божеству, не мог он уже поколебаться”.166

„Трость держал Христос в руке, – по словам блаженного Иеронима, – для того, чтобы написать святотатство иудеев“.167

„В десную Мою руку, – говорит сам Господь устами Cвоей Церкви, – вдаша трость, да сокрушу их,“ врагов, „яко сосуды скудельничи”.168

б) Особенное значение святые отцы видели и в некоторых обстоятельствах, сопровождавших суд над Иисусом Христом. Так:

В участии иудеев и язычников в этом суде они видели указание на то, что оправдание, приобретенное Христом чрез Его осуждение, имело принадлежать как иудеям, так и язычникам. Это мысль святителя Златоуста.169

В примирении Пилата и Ирода, по случаю предоставления ими друг другу права суда над Иисусом Христом, святые отцы видели знамение того, что в следствие осуждения и крестных страданий Иисуса Христа, имеют примириться два враждовавшие народа, которых представителями были здесь Пилат и Ирод. „Христос, – говорит святитель Амвросий, – как бы знаменуя, что имеет примирить крестом два народа, иудейский и языческий, убив вражду в Себе самом, благоволил показать это даже чрез примирение, последовавшее по случаю суда над Господом.”170

В беззаконном раздрании Каиафой первосвященнической одежды видели конец ветхозаветному первосвященству, пред лицом великого Архиерея, по чину Мелхиседекову. „Каиафа, – рассуждал святитель Лев Великий, – для усиления ненависти к ответу Иисуса Христа, растерза ризы своя (Мф. 26:65), и, не разумея, что он выражал этим безумием, лишил себя, таким образом, первосвященнического сана. Где ум души твоей, Каиафа? Где пояс воздержания? Где нагрудник добродетелей? Ты сам себя разоблачил от таинственного и священного одеяния, и собственными руками беззаконно разорвал архиерейские ризы. Когда уже отчуждался от тебя этот сан, ты сам сделался обличителем своего позора, и вместе обнаружил кончину древнего постановления”.171

Наконец, в предпочтении Иисусу Христу Вараввы иудеями, „единонравными”172 сему последнему, – святые отцы и учители Церкви видели некоторое предзнаменование того, что и пред кончиной мира неверные иудеи вместо Христа изберут антихриста. Так рассуждали блаженный Иероним и святитель Амвросий. „Имя Вараввы, – говорит святитель Амвросий, – значит: сын отца... И его-то избирают те, которым сказано: вы отца вашего диавола есте (Ин. 8:44), – избирают сына своего отца, вместо истинного Сына Божия; и тем предобразуют, что и пред кончиной изберут вместо Христа антихриста”.173

Изъяснив таинственный смысл некоторых принадлежностей суда над Господом Иисусом Христом, блаженный Иероним делает такое заключение: „подобно тому, как Каиафа сказал, что одному надлежало умереть за всех, не ведая, что говорил, – и они“, все вообще соучастники в осуждении Спасителя, „что ни делали, хотя и с другим намерением делали, однакож нам верующим представили нечто таинственное“.174

Подобным образом, и мы, показав значение суда над Господом Иисусом Христом, можем сделать из сказанного справедливое заключение, что, действительно, тогда как виновники осуждения Иисуса Христа, прикрываясь личиной законности, на самом деле допускали беззаконие за беззаконием, – они же, сами не ведая, творили то, что должно было совершиться и совершилось по премудрым законам благодати Божией, от вечности предопределившей даровать оправдание грешному человеку, чрез осуждение единого Всеправедного!

„Учись и размышляй, брат, – говорит святитель Ефрем Сирин, – что такое ты слышишь: безгрешный Бог, Сын Всевышнего, ныне предан“ на суд, „ныне поруган, ныне был поражаем заушениями, бичами биен был, терновый венец носил. Плач каждый день, благодаря Бога за столь великие и многие страдания, которые понес за тебя Он, кроткий и преблагий Господь, – дабы слезы твои, в день пришествия Его, послужили тебе к славе и возвышению пред оным страшным судищем!“175

* * *

126

О сем пророчественном месте, а равно и о всех последующих местах, на которые указываем здесь, довольно заметить, что все они взяты из чтений (часов и паремий) во св. Вел. Пяток, и следовательно самой Церковью прилагаются к Иисусу Христу.

127

Постн. триодь, В. Пят. на 3 часе, В. Четв. на повеч. п. 5, тр. 5.

128

S.Augustin. tract. in Joh.114

129

«Делаша», евр. (харешу) выражает собственно биение кузнецов молотом по наковальне, или еще значит избороздить землю оранием: таково было бичевание!

130

S.Hieronym. in. h. 1

131

Вел. Пят. на блаж. ст. 4. Снес. Деян.3:14. К месту припомнить здесь и прообразовательный закон о двух жертвенных козлах, из которых одного, как бы обремененного исповеданными на нем беззакониями сынов израилевых, надлежало отпускать в пустыню, а другого приносить во всесожжение – за грехи людей. И отпустивший козла измывал себя водой (Лев. 16:5–26; сн. Матф.27:20–25).

132

3лат., разсужд. прот. иуд. и яз. о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Хр. чт. ч. 47.

133

См. Часы и паремии в Вел. Пяток.

134

S.Augustin. tract. in Johan.114

135

Признавая суд над Иисусом Христом «искупительным», мы не думаем чрез то утверждать, что наше искупление совершилось единственно или даже главным образом через суд над Иисусом Христом; сила нашего искупления по учению апостольскому – в крестной сметри Иисуса Христа. А суд, совершенный над Ним, имеет искупительную силу по тому самому, что он есть непосредственное предуготовление и даже начало самых крестных страданий Спасителя. Посему-то, если бы надлежало вполне показать значение рассматриваемого события в догматическом отношении, то мы должны были бы взять его в связи с другими важнейшими истинами христианского вероучения. Здесь же мы ограничились той лишь стороной его, с которой оно может быть рассматриваемо отдельно.

136

Постн. триодь: Вел. Понед. утр., по 2 стихосл.

137

Октоих, гл.3, нед. кан. п.5, тр.1.

138

Гл. 2, нед. кан. п. 7, тр. 1.

139

Окт. гл. 4, пят. кан. п. 4, тр. 1.

140

Там же, п. 8, тр. 1.

141

Вел, пят. на Госп. воззв., и ныне

142

Окт. гл. 8. сред., кан. п. 6, тр. 2.

143

Гл. 4, пят., кан. п. 8, тр. 1.

144

Гл. 5, сред. кан. п. 8, тр. 2.

145

Гл. 8, среда, кан. п. 6, пр.2.

146

Гл.4, пят. кан., п.3 тр.2.

147

Октоих, гл.4, сред., кан. п.6, тр.1.

148

Гл.6, вторн., на Госп.воззв., ст.2.

149

Гл.6. сред. кан. п.7, тр.1

150

Гл. 6, четв., на Госп. воззв., ст. 2.

151

Гл. 5. сред., кан. п. 7, тр. 2.

152

Гл. 8, пят., кан. п. 5, тр. 1.

153

Гл. 8, сред., кан. п. 8, тр. 1.

154

Гл.5, сред., кан. п.7. тр.1, – п.9, тр.2.

155

Гл.3. четв. веч. на Господ. воззв. ст.2.

156

S. Hieronym. in Matth. 27.

157

Октоих. гл. 4, пят. кан. п. 9, тр. 1.

158

Окт. гл, 7, сред., кан. Богор., п. 3, тр. 2.

159

Гл. 6, сред., кан. п. 6, тр. 1.

160

Гл. 2, пят., кан. п. 5, тр. 1. Гл. 1. сред. кан. п.1. тр. 2.

161

Гл. 6, пят., кан. п. 7, тр. 2. Гл. 5, сред., іі. 9, тр. 2.

162

S.Athanas.M. serm. De cruce et passione.

163

S.Hieronym. in Matth. 27.

164

S.Cyrill. lib.XII in Johan.

165

Октоих, гл.3, четв.веч. на Госп.воззв. ст.2.

166

S.Ambros. in.Luc.cap.22.

167

S.Hieronym. loco cit.

168

Вел.Пят. на хвал., слав.

169

Homil. In Joh.64.

170

S.Ambros. in.Luc. c.22.

171

Избр. размышления на страдания Господ. Хр. чт.1845 г. Ч.II.

172

S.Chrisostom. Homil. In Joh. 84.

173

S.Ambros. in.Luc.c.22.

174

S.Hieronym. in Matth. 27.

175

Св.Ефр.Сир. Opp.tom.3, pag. 246, 8.


Источник: Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах / [Соч.] Законоучителя Воспитательного о-ва благородных девиц прот. Василия Гречулевича. - Новое изд. - Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. журн. «Странник», 1868-1877. / Т. 1. [Ч. 1]. - 1868. - [8], 470, II с.

Комментарии для сайта Cackle