Источник

126. Об искуплении человека

Велик грех людей, потому что они согрешили против великого Бога, велик потому, что охватил собой, как пожаром, всех людей, весь мир; велик грех потому, что наказан будет великим наказанием, вечной погибелью грешников; но посмотрите: какое чрезвычайное средство употребил Бог для избавления человека от греха: дал Сына Своего единородного на распятие. Не диавол своим искушением низвел Сына Божия на землю, а беспредельное милосердие Божие к несчастному роду человеческому. Может быть диавол и гордится тем, что он, так сказать, заставил Бога подъять такие труды для спасения людей; но Сын Божий не постыдился смирить себя, принять плоть, понести страдания для того только, чтобы спасти человека от погибели, в которую вверг его диавол. Слова Божии непреложны. Он сказал за пять тысяч лет, еще в раю: «Тот родится на земле, Который сотрет твою главу, о диавол»! Теперь, по пришествии Сына Божия на землю – все святые, приобщившиеся страданиям Христовым, попирают ногами этого древнего льва и змия135. Значит – Бог давно имел в Своей премудрости мысль, что в случае грехопадения Адама – приймет на себя плоть Сын Божий и тем спасет человеков от погибели. Но не забудем того, что как сотворение мира, так самое падение человека, а особенно искупление его есть великая тайна, куда самые Ангелы желают проникнуть. Великая мудрость сотворить этот дивный мир, еще большая – допустить грех в этом мире; но гораздо большая – спасти мир от греха: пересотворить его, обновить, поправить так, чтобы он обновился, преобразился и еще в лучшем виде явился, нежели каков был при самом его сотворении. По-видимому, дело самое простое: Бог соединяется с безгрешной душой человека, принимает на Себя безгрешную плоть. Где же Он нашел на земле безгрешную плоть? Дух Святый вновь сотворил и приготовил для Сына Божия пречистую плоть в святейшей и пречистой утробе Девы Марии; тот же Дух Святый и ныне творит такую плоть ежедневно на престоле Божием, – с тем, чтобы люди приобщались плоти и крови Его, и тем освящались, оживотворялись и получали новое тело, святое, вместо ветхого, греховного; а новая душа рождается в человеках через крещение, просвещается, освещается и оживотворяется. Одежда наша греховная, ветхая, тело наше отходит в могилу, предается тлению, разрушается; а новая одежда, новое тело приемлется от Христовой плоти и крови, которые сохраняют в себе семя нетления и бессмертия, и делают нас способными жить вечно на небе – в царстве славы. Для сего благодать Духа Святого перерождает сердце человека, очищает совесть, просветляет ум Евангельским учением; воля крепнет от исполнения заповедей св. Евангелия; вся душа оживляется, тело перерождается, весь человек делается новым творением, – до того, что даже следы греха изглаждаются во всех членах тела и во всех силах души человеческой. Спросите: кто мог устроить это великое и непостижимое дело? Разве пересоздать, вновь воссоздать человека – то же самое, что перестроить дом? Человек грешный носил смерть в душе своей и в теле своем; он был добыча ада, он был враг Божий и друг диавола; но Сын Божий взял на себя грехи человека, вырвал его из рук диавола, притупил жало греха, похитил из объятий смерти, воскресил человека, мертвого душой и телом и вывел из ада. Кто это мог сделать, кроме всемогущего Бога? Первородный грех уничтожается в таинстве крещения; произвольные грехи омываются слезами в таинстве покаяния. Человек и телом, и душой соединяется со Христом через таинство причащения, запечатлевается высочайшими дарами Духа Святого, укрепляется благодатью, становится прелюбимым творением Божиим. О! Какая величайшая милость Божия к бедному и несчастному творению Божию – к человеку! Премудрость Божия непостижима в этом великом деле! Мы только должны благоговеть и смиряться перед величием Божиим и бесконечным милосердием. Да, искупление человека великая и непостижимая тайна. Кто ее может уразуметь? Великое дело искупление человека; но к ужасу нашему, мы должны сказать, что весьма многие и из искупленных кровью Сына Божия человеков погибнут наравне с некрещеными, потому что хотя и дают обеты Богу при крещении жить по заповедям Божиим, но потом опять слушают наветов диавола; хотя и очищаются благодатью Духа Святого, но опять бросаются в тину страстей; хотя и принимают печать Духа Святого, но потом грехами сами же изглаждают ее и дают случай диаволу наложить свою печать. Хотя и получают право на усыновление Богу, но потом опять изменяют Христу и делаются чадами диавола. Гордость, пьянство, сластолюбие, разврат, корыстолюбие и другие грехи помрачают вновь Боголепный образ Христов в человеке и губят бедную, возрожденную тварь – человека. Много званных ко спасению, но мало избранных136. Удивительно, как все изменяется в человеке, когда он решается на собственную погибель. Страшное дело, что несмотря на то, что Бог подъял такие труды для искупления человека – многие святейшую кровь Сына Божия попирают ногами, ругаются страданиям Христовым, увеличивают греховность свою, возжигают сугубую ярость Сына Божия. Несчастный, нераскаянный грешник! Боже! Бесконечно милосердие Твое, спаси, спаси падшее творение Твое, какими ведаешь судьбами. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle