Источник

125. О падении прародителей

Великое опустошение произвел грех, как в раю, так и во всем Божием мире. Многие мудрецы не могут понять: «откуда явился в мире грех? Что это за грех? Неужели Бог не мог сотворить нас безгрешными»? Сии и подобные сим вопросы рождаются, – и никто под солнцем не ответит на оные, если не прибегнет к помощи веры, если не поверит тем словам, которые о падении человека написаны в Божьем писании. Что же говорится в писании? Там ясно сказано, что первые люди сотворены безгрешными и блаженными; но диавол позавидовал их блаженству, на земле, будучи сам лишен оного на небе, – соблазнил их, искусил и они согрешили; и с тех пор явился в мире грех, с тех пор все люди стали рождаться грешными. Да, из сказания писаний о первых человеках видно, что они сотворены безгрешными, но диавол соблазнил их и искусил. Ты станешь вопрошать: «почему Бог не связал диавола?» «Зачем пустил его в рай»? Или: «Почему не сотворил Адама и Еву такими, чтобы они не послушались диавола? Зачем Бог поставил в раю заповедь, – то дерево, которое их соблазнило? Не будь дерева и диавол не мог бы их соблазнить». Но наше ли дело спрашивать Бога, почему Он не связал диавола? Верно время еще не настало его связать. Бог видел, что он соблазнит и знал, что человек нетверд и склонится на грех; но Бог все связал законами необходимости; волю человека и теперь не хочет связать. Если бы Бог связал волю человека, то он не был бы свободным творением и не был бы ответственен за свои грехи: он поступал бы не по своей воле, а по закону необходимости или по воле других, как машина. Но человек создан по образу и по подобию Божию134. Скажешь, что воля человека была связана законом – тем деревом, которого плоды Адам и Ева вкусили; но этот закон не связывал воли, а только показывал, что они находятся в зависимости от воли Творца и могут ее или исполнить или не исполнить, или послушать Бога или не послушать. Скажешь: «грех связал их свободу, через что они стали рабами греха, лишились свободы». Да, грех связал, но не Бог. Бог дал человеку свободу идти вперед по степеням добродетелей, но не возвращаться назад; стремиться к добру, но не к злу. Адам был совершен душой и телом по своему естеству от Бога данному; он имел возможность не грешить, но в нем не было невозможности грешить. Что такое грех? Это уклонение от воли Божией. Человек счастлив тем, что не сам собой согрешил, не сам простер к плоду руку, а диавол подвинул его на грех. Если бы сам человек согрешил, тогда едва ли можно было бы спасти его, очистить его от греха; а теперь, когда диавол сам соблазнил человека – Бог нашел средство спасти его. Когда бы человек сам собой добровольно согрешил, тогда не диавола обвиняли бы, но или самого Бога, который поставил дерево в раю, или несовершенство природы человека. Но Бог предвидел, что сам диавол соблазнит и на человека подвигнет гнев Его. За то человек получит больше: вместо земного рая наследует небесный и взойдет в ту область небес, которую диавол потерял. Для усовершенствования человека необходима была ему заповедь – практика, опыт, дело. Правда, что легче было не нарушать заповеди Божией, нежели послушаться диавола; за то большая ожидает человека слава, если он победит теперь – и страсть, и диавола; но не забудем того, что падение первых человеков есть тайна, известная одному Богу. Тайна для нас и то, как сам диавол согрешил, будучи Ангелом. А то, что человек согрешил через искушение диавола – это неудивительно. Да и не мог человек быть сотворен совершеннее: совершенство приобретается навыком к добру, а навык достигается временем. Этого требует свобода человека. Если бы человек был сотворен вполне совершенным, – то ему не нужно было бы усовершенствоваться в добре; не было бы деятельности, не было бы и заслуги. Бог видел все это и предвидел, что много будет падших; зато и много будет восставших – пророков, апостолов, мучеников, преподобных и праведников, которые верой в Искупителя и добрыми делами спасутся. Словом, Бог все средства дал к нашему спасению и всем нам открыл путь к небесам; все враги – грех, смерть и диавол побеждены; – хотя не мало упорствующих в грехе. По падении человека – Сын Божий всю вину, всю тяжесть греха – взял на Себя; ядовитость греха уничтожил, смерть умертвил, диавола лишил силы, благодать приумножил: кто же причиной тому, что многие погибают сами? Возблагодарим же милосердного Господа, что мы через крещение рождаемся, а через покаяние перерождаемся для блаженной жизни. Свят еси Господи и многомилостив; святы и все дела Твои, – воля Твоя свята и непререкаема! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle