Поучение 92. О пребывании на земли Бога и Его Святых и Ангелов
Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте сотвори. (Пс.134:6)
Прежде я вам сказывал, и теперь говорю, что Христос пребывает и на небе, и на земле, равно как и Его святые, и Ангелы Божии. Для Бога нет пространства и времени, равно как и для Его святых и Ангелов; по Его всемогуществу и милосердию дарована им великая свобода – жить там или здесь, быть здесь, или пойти туда. По-видимому, ни Ангелам, ни святым Божиим нет никаких занятия на небе, кроме прославления Пресвятая Троицы, и наслаждения райскими благами; и напротив – много и для Христа и святых, и для самых Ангелов, – много есть еще дела на земли. Не тогда только Христос служил спасению нашему, когда жил на земли, и страдал, но и теперь еще служит и будет служить нашему спасению до самого страшного Его пришествия. Тогда Он был, так сказать, слаб, ибо был в немощном нашем теле немоществовал, истощал себя, особенно на кресте, а теперь Он во всей Божеской силе. Сам действует всем всемогуществом своего Божества. Он теперь продолжает дела нашего спасения, и даже страдания, ибо сострадает нам и даже страдает в членах наших. Прежде Он жил видимо в Иудеи и в ее городах и весях; а теперь по воскресении пребывает везде: на всяком месте владычество Его92. Из жизни святых видим, что Господь является святым: и на суше и на море, и в доме, и в темнице, и на земли принимает милостыню, и на небе встречает и принимает души святых, и молитвы людей слышит, и подвиги мучеников видит, и от каждого принимаем молитвы, прошения и благодарения, и живет во святых храмах своих, и в душах наших и в членах тел нашнх93. Если тогда еще, когда Он был на земли: плотью был во гроба, а душею во аде, и в рай с разбойником, и на престолы со Отцем и Духом – все наполнял Божеством своим: то тем более теперь – несомненно Он повсюду живет на земли, и особенно во святых храмах своих. Не живет Он только там, где живут демоны и грешники нераскаянные, и развратные человеки; Он отвращает свое лицо от них, а обращаемся мы к Нему, и Он к нам обращается, и приемлет покаяние и исповедание грехов, и прощает и милует нас и дает Себя нам чувствовать в серце нашем, и преподает вкушать свое пречистое тело и кровь, и невидимо находится везде, и видимо во образе человека, но только узнается одними святыми, так как по воскресении был узнаваем и не узнаваем самими Апостолами. Подобно сему святые могут, по благоутробию Божию быть везде и чаще на земли – продолжают свои подвиги – уже для них по всему легкие: Апостолы продолжают дело Апостольства, и помогают тем, которые поучают и просвещают человеков словом Божиим. Где спасался, где подвизался на земли мученик, или какой святой, на том месте часто он является и служит труждающимся, и спасающимся на том же месте, или в том же храме и монастыре. Поэтому-то святые храмы, во имя их воздвигаемые, считают они своею собственностью, своим имуществом; ибо защищают, украшают и ограждают их всячески. Грешникам тесно и несвободно, ибо они связываются на земли узами грехов, а по смерти пленицами ада; демоны тоже блюдутся под мраком огня до страшного суда Божия, а святые и на земли были свободны духом, и по смерти еще более, стряхнувши с себя последний прах греховный. От того они и обитают, и подвизаются, и служат человекам везде, где их призывают, а особенно во храмах своих. Храмы на земли – домы Божие, и домы святых. Подобно сему и Ангелы – как приставленные к человеку с самого крещения его, так и посылаемые на служение человекам в деле спасения: «не все ли суть служебные духи, посылаемые на помощь хотящим наследовать спасение?"94 – вопрошает Апостол. Бесы служат грешникам для погибели их, а Ангелы служат святым для их спасения: как бесам приятны грехи, так Ангелам приятны добродетели людей.
Будем же помнить то, что и Христос, и Его святые и Ангелы везде пребывают на земли – и особенно во святых храмах своих. Бог наш на небеси и на земли и Его святые и Ангелы, вся елико восхоте сотвори. Аминь.
* * *