Источник

Поучение 91. Везде и всегда спастись можно

Говорят, что некоторые, особенно редкие и дорогие цветы, растут только в известной стране в известном климате: равно, как и звери некоторые водятся только там, где благоприятствует им или холод, или теплота. Нельзя этого сказать о добродетелях; нельзя сказать, что некоторые добродетели можно исполнять при известных случаях, в некоторых только странах на некоторых только местах. Нет! добродетели самые высокие можно совершать везде, и на юге, и на севере, и на западе и на востоке. Вот почему многие соделались святыми и на севере – в Соловецком монастыре, и на Афоне, и в Сибири. Есть мощи святых и в России, и в Сибири. Добродетели для всех одни и те же. Поэтому мы никогда не можем согласиться со словами тех, которые говорят, что в монастыре легко, а в мире трудно спастись. Какие самые высокие добродетели монашеские? Смирение, послушание, молчание, пост, нестяжательность, целомудрие, молитва, милостыня, умерщвление страстей, покаяние, что еще? Да выше этих добродетелей мы не усматриваем; прибавим еще; частая исповедь, богомыслие, и – довольно. Смирение, – считай себя хуже всех, никого не обижай, и от всех переноси всякие обиды с терпением и молчанием, без всякой раздражительности. Можешь? – Исполняй это. Послушание, – почему же и не слушаться пастыря, отца, начальника старшего кого-либо и даже равного, и даже меньшего по летам? Молчание, – да и к чему много говорить, пустословить, сквернословить, произносить гнилые и бесполезные слова? Можешь? Молчи. Пост – постись по силам, и получишь за то награду от Бога; а главное обуздаешь свои страсти, укротишь этих лютых зверей. Нестяжательность, – проси у Бога необходимое, ибо он всякому просящему дает, а лишнее отдавай за милостыню, и это для тебя весьма душеспасительно. Целомудренная жизнь: этого требует от нас и здоровье, и благоразумие, и спокойствие совести, и чистота души. Молитва, – отчего постоянно не думать о Боге, – который столько любит нас, нежели брать в голову пустые и бесполезные вещи? А за милостыню, особенно щедрую, без огорчения подаваемую – все можно у Бога купить – все. Умерщвлять страсти, оплакивать грехи, часто исповедываться и соединяться со Христом, – этого требует святость жизни Христианина. Главное скажи: что тут затруднительного в исполнении этих добродетелей? Между этими высокими добродетелями есть такие, из которых одну только добродетель исполняй, и спасешься; например – смирение; одна покорность воли Божией – и глубокое смирение может спасти человека. Мы знаем пример, что человек за одно неосуждение ближнего получил спасение. Мы знаем и таких, которые одною милостынею спасались; например: Корнилий сотннк. Можно и одним безмолвием спастись, непрестанно помышляя о Боге. Можно одним незлобием, можно одним презрением самаго себя взойти на высоту святости; таковы были юродивые. Что ж значат после этого все речи тех, которые говорят, что в мире трудно спастись? Безответен ты будешь, когда явишься на Суд Божий, и когда Судия праведнейший потребует от тебя отчета в жизни и в делах твоих. Господи! Вразуми нас, настави нас на путь истины. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle